Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды цены

Становление рыночной экономики Украины создало возможность применять при реализации продукции широкий выбор видов цен.

По способу установления цены делятся: на централизованные плановые (фиксированные и регулируемые); договорные; свободные.

Наряду с государственными фиксированными и регулируемыми применяются свободные цены, т.е. определяемые предприятием.

Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке

Государственное регулирование цен имеет место не только в нашей стране, оно характерно и для стран с развитой рыночной экономикой. Уровень регулирования находится в зависимости от изменяющихся экономических условий. Он способствует созданию оптимальной системы цен в государстве, позволяющей учитывать интересы общества, потребителя и производителя.

По мере формирования рыночной экономики удельный вес централизованных цен сокращается, договорных и свободных - увеличивается. Государство в определенной мере воздействует на свободные и договорные цены, проводя антимонопольную политику, регулируя условия налогообложения и кредитования для отдельных отраслей и групп предприятий. Цена устанавливается на продукцию определенного качества, требования к которому фиксируются в нормативно-технической документации — стандартах, технических условиях и технических описаниях.

При выборе вида цены на предприятии необходимо исходить из взаимосвязи и взаимозависимости цен, поскольку все они образуют единую систему, находящуюся в постоянной динамике под влиянием ряда рыночных факторов.

В зависимости от особенностей купли-продажи и сфер экономики цены подразделяются на: мировые; договорные; оптовые; закупочные; розничные; тарифы грузового и пассажирского транспорта; тарифы на платные услуги.

Мировая цена - денежное выражение международной стоимости реализуемого на мировом рынке товара. Она определяются в зависимости от вида товара: по одним товарам - уровнем цен стран-экспортеров, по другим - ценами бирж или аукционов, а по ряду готовых изделий - ценами ведущих фирм мира.

Договорная цена — устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) на определенные объемы продукции и сроки поставки.

Оптовые (отпускные) цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя: из фактических затрат в себестоимости продукции; прибыли предприятия (с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции), величины суммы налога на добавленную стоимость; на сумму акцизов (для товаров, облагаемых акцизами); на сумму лицензионного сбора (для алкогольной продукции).

Закупочные цены снабженческо-сбытовых, заготовительных предприятий и организаций, оптово-посреднических фирм, торгово-закупочных предприятий, предприятий и организаций оптовой торговли и других юридических лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с утвержденным уставом, включают оптовую (отпускную) цену предприятия-изготовителя, налог на добавленную стоимость, лицензионный сбор, акциз, затраты указанных организаций (предприятий) по ее закупке, хранению, фасовке, транспортировке и реализации, а также прибыль, необходимую для нормальной деятельности предприятия.

Розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимися спросом и предложением), качеством и потребительскими свойствами товара и предоставляемых услуг, исходя из свободной цены закупки с учетом налога на добавленную стоимость, лицензионного сбора по алкогольной продукции, по подакцизным товарам -акциза и торговой надбавки (наценки).

В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика, другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций и предприятий, налог на добавленную стоимость, а также прибыль, необходимая для нормальной деятельности предприятия. Тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перевозку грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

Кроме основных названных видов (групповых) цен, рыночная экономика обусловила применение таких цен, как:

базисная цена - цена определенного товара с фиксированными в прейскурантах или справочниках параметрами качества, спецификации, размера, химического состава;

биржевая цена - цена на товары и услуги, реализуемые в порядке биржевой торговли, формирующаяся на основе соотношения спроса и предложения;

цена внешней торговли - цена на экспортные и импортные товары. Устанавливается по взаимной договоренности между продавцом и покупателем на мировом рынке;

цена гибкая - цена, устанавливаемая продавцом непосредственно в момент реализации товара в зависимости от способности потребителей торговаться или их покупательной силы;

цена демпинговая - искусственно заниженная цена продажи товаров, применяемая как средство для вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема собственных продаж;

цена дискриминационная - цена, устанавливаемая безотносительно к разнице в уровнях издержек;

цена дифференцированная цена, дифференцированная в пределах определенного экономического района или по другим критериям;

цена единая — цена, одинаковая для всех потребителей, которые хотели бы приобрести товар или услугу при аналогичных условиях;

цена зональная - цена, отражающая географические условия производства или реализации продукции;

цена интервенционная цена, по которой органы "Общего рынка" обязаны покупать продукты у производителей в ограниченном, а в отдельных случаях даже в неограниченном количестве;

цена каф - стоимость транспортировки товара, исключая расходы по страхованию;

цена коммерческая - цена на предметы потребления, реализуемые в коммерческих магазинах;

цена контракта - цена, устанавливаемая в сделке по купле-продаже товара (в контракте) (при внешнеторговых операциях выражается в валюте страны-экспортера, страны-импортера или в валюте третьей страны);

цена лимитная верхний предел уровня цены на определенный вид продукции (устанавливается на стадии проектирования новых видов изделий);

цена монопольная - устанавливаемая монополиями цена товара, длительно и устойчиво отклоняющаяся от его стоимости или цены производства и обеспечивающая монополиям получение сверхприбыли;

цена на массовые закупки - цена, предполагающая скидки потребителю за покупки товаров в больших количествах;

цена начальная - минимальная или максимальная цена на предлагаемую к продаже на аукционе партию товара, устанавливаемая его владельцем;

цена номинальная цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках; биржевая котировочная цена на товар, по которому в день котировки не было заключено сделок;

цена паритетная - цена, с помощью которой государство регулирует уровень цен на основные виды сельскохозяйственной продукции;

цена подвижная - цена, фиксируемая в момент заключения контракта и пересматриваемая в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменяется;

цена потребления - затраты покупателя на приобретение и использование товара на протяжении нормативного периода его эксплуатации;

цена предложения - рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца;

цена прейскурантная - вид оптовых справочных цен во внутренней и международной торговле, включаемых в прейскуранты фирм, организаций;

цена престижная цена на уникальный или пользующийся повышенным спросом товар;

цена продажная - конечная цена, по которой конечный продавец реализует товар потребителю;

цена проникновения - низкая цена, предназначенная для захвата массового рынка для товара или услуги;

цена противозатратная - цена, формируемая органами экономического регулирования на уровне, который стимулирует снижение затрат на производство, прежде всего, затрат материально-сырьевых и энергетических ресурсов;

цена равновесия - рыночная цена в условиях совпадения спроса и предложения, отражающая взаимосвязь движения общественной стоимости, рыночной цены, спроса и предложения и процесса рыночного регулирования пропорций общественного производства;

цена разовая цена на промышленную продукцию производственно-технического назначения, изготавливаемую по разовым заказам;

цена расчетная - оптовая цена предприятия, дифференцированная с учетом различия природных и других объективных условий производства с целью выравнивания рентабельности;

цена сиф - разновидность конкретной цены во внешнеэкономической деятельности, включает в себя стоимость товара, а также все расходы по доставке груза до порта назначения и страхованию груза. Риск случайной гибели или порчи товара переходит с продавца на покупателя в момент физического перехода товара через поручни судна в порту выгрузки;

цена скользящая - цена, устанавливаемая в сделках на изделия с длительным сроком изготовления, исчисляемая по исполнению контракта с учетом изменений в издержках производства, которые происходят за время, необходимое для изготовления этих изделий (т.е. в период исполнения контракта);

цена твердая - цена, устанавливаемая в момент подписания контракта и не подлежащая изменению в течение срока его действия;

цена текущая - цена, действующая в данный период времени;

цена трансфертная внутрифирменная цена;

цена фактурная - цена закупки и продажи товара; целиком зависит от условий, на которых заключена сделка между импортером и экспортером;

цена фоб - разновидность контрактной цены во внешнеэкономической деятельности, включающая стоимость товара, а также все расходы экспортера по доставке в порт отправления, включая погрузку на борт судна. Риск случайной гибели или порчи товара переходит с продавца на покупателя в момент фактического пересечения товаром поручней судна в согласованном сторонами порту погрузки.

Законом Украины «О внесении изменений в закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий"» введено понятие "обычная цена".

Обычная ценацена реализации товаров, (работ, услуг) продавцом, включая сумму начисленных (уплаченных) процентов, стоимость иностранной ва-._ люты, которая может быть получена в случае их продажи лицам, которые не связаны с продавцом при обычных условиях ведения хозяйственной деятельно-, сти. В случае, когда цены внутренней реализации подлежат государственному регулированию согласно законодательству, обычной считается цена, установленная согласно принципам такого регулирования. В случае, когда продажа (отчуждение) товаров (валютных ценностей) осуществляется в, принудительном порядке согласно законодательству, обычной считается цена, фактически полученная при такой продаже.

Важная роль во взаимоотношениях сторон предприятие - производитель - покупатель при обмене продукции принадлежит применяемой системе франкирования цен (рис. 119).

Франкирование - оплата вперед перевозки и доставки почтовых оправлений багажа, грузов.

Следует различать цены "франко-станция отправления" и "франко-станция назначения".

При установленной оптовой цене "франке-станции отправления" расходы по доставке продукции от станции отправления до места потребления оплачивает покупатель продукции и транспортные издержки не включаются в цены. Оптовая цена "франко-станция назначения" включает транспортные расходы, которые оплачивает оптово-сбытовая организация или производитель продукции.

Цена продукции на складе поставщика ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ИЗДЕРЖЕК
Расходы по доставке продукции к станции отправления Расходы по по-грузке продук-ции в вагон на станции отправ-ления Транспорт-ный тариф до станции назначения Расходы по выгрузке продукции на станции назначения Расходы по до-ставке продук-ции от станции до склада поку-пателя
Франко-склад поставщика          
Франко-склад отправления        
Франко-вагон-станция отправления      
Франко-вагон-станция назначения    
Франко-станция назначения  
Франко-склад покупателя

Рис. 119. Система франкирования цен

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цена на промышленную продукцию, ее функции и состав | Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.