Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативное основание административной ответственности




 

Под нормативным основанием административной ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

- ее общие положения и принципы;

- систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

- составы административных правонарушений;

- круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

- производство по делам об административных правонаруше­ниях;

- исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

 

До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десят­ки актов федеральных органов.

С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процес­суальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ.

Однако у этой монополии есть исключения:

1) административная ответственность за нарушение налогово­го законодательства налогоплательщиками и налоговыми агента­ми по-прежнему регламентируется НК РФ;

2) вопросы принудительного исполнения постановлений о
применении таких взысканий, как штраф и конфискация, на­
ряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

3) ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и
АПК РФ;

4) если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная — и федеральными
(в основном), и субъектов РФ (частично)
.

Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодатель­ства об административных правонарушениях.

 

Это прежде всего предупреждение правонарушений. Назначение административ­ных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к от­ветственности должны предупреждать совершение новых административных правонарушений как виновными (частная пре­венция), так и иными гражданами (общая превенция).

 

Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:

а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

б) установленного порядка осуществления государственной
и муниципальной власти
, прав их органов и должностных лиц;

в) общих для граждан, организаций, общества публичной
власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и
общественной безопасности, собственности, законных эконо­мических интересов.

 

КОАП РФ — основной закон, регулирующий административ­ную ответственность.

КоАП РФ регулирует вопросы админист­ративной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне:

 

Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.

 

Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответ­ственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, уста­новленных федеральными правовыми актами.

 

В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

 

В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принужде­ния (мер обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях).

 

В отличие от кодексов-старожилов — УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ — КоАП РФ содержит две группы норм:

1) материальные, которые закрепляют общие положения и
принципы ответственности, составы правонарушений, перечень
административных наказаний и принципы их применения (I и
II разделы КоАП РФ);

2) процессуальные, регулирующие производство по делам
об административных правонарушениях (разделы III—V КоАП РФ).

 

Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодифицировать невозможно.

В соответствии со ст. 72 Консти­туции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации при­нимать законы по рассматриваемому вопросу.

Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установ­лена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.

Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что в соответствии с этим Кодексом субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответствен­ность физических и юридических лиц за нарушения регулятив­ных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.

Соответствующими законами могут быть предусмотрены толь­ко два административных наказания: предупреждение и штраф.

Законы субъектов РФ устанавливают и некоторые процессуаль­ные правила.

Часть 2 ст. 22.1 КоАП РФ предоставляет субъектам РФ право поручать рассмотрение дел об административных правонаруше­ниях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комис­сиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполно­моченным органам исполнительной власти субъекта РФ и учреждениям.

Кроме того, для этих целей субъекты РФ вправе создавать административные комиссии и иные коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен зако­нами соответствующих субъектов РФ.

ЗАКОН Сахалинской области от 30.04.2004 N 500

"ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЯХ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосу­дия по административным делам.

 

В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимся в Кодексе.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об ад­министративных правонарушениях, предусмотренных более чем
160 нормами Кодекса
.

Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более 100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтер­нативной подведомственности.

 

Более того, из 9 установленных КоАП административ­ных наказаний судьи вправе применять все, а 6 наказаний (воз­мездное изъятие имущества, конфискация имущества, лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест, административное приостановление деятельности) могут назначаться только судьей.

 

В развитие административного судопроизводства сделан еще один вклад — впервые к рассмотрению дел об административ­ных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.