Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Альтернативные теории международной торговли




В послевоенный период появились ряд факторов, которые не всегда вписываются в классическую теорию сравнительных преимуществ.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» (Г.Хафбауэр, Р. Вернон – США). Авторы этой концепции заостряют внимание на временном разрыве в производстве и экспорте одних и тех же изделий в различных странах. Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества перед другими.

С середины 60-х гг. экономисты западных стран (Р. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и др.) активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз: появление, рост спроса, его насыщение, спад.

На первом этапе, когда продукт производится небольшими сериями, важнейшими факторами являются научные кадры и инженеры. В период роста производство продукта становится все более массовым, появляются имитирующие изделия в других странах, распространяются ноу-хау. На этой фазе производство продукта начинает перемещаться в менее развитые в научно-техническом отношении страны.

На третьей фазе цикла увеличивается число конкурирующих изделий, поддержание спроса осуществляется за счет снижения цен. На первый план выходит проблема снижения издержек производства. В результате производство продукта перемещается в те страны, где издержки его производства ниже. Удовлетворение спроса на данный продукт в развитых странах идет за счет его импорта из стран с низкими издержками производства. В стране же родоначальнице этого продукта происходит совершенствование технологии изделия или же взамен создается относительно новый продукт.

Теория «жизненного цикла продукта» также не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Существует немало товаров (например, товары с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, предоставляющие значительные возможности для дифференциации по качеству, с узким кругом потенциальных потребителей), которые не вписываются в теорию «жизненного цикла продукта».

Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Активно сформировал эту теорию Б. Олин. Суть ее в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т.е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли.

Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. Он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли: факторы производства; условия спроса; близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция.

М. Портер показывает, что факторы производства страной не наследуются, а создаются в процессе ее расширенного воспроизводства. Условия производства – это требования рынка, определяющие развитие фирмы, а также учет и предвосхищение развития мирового рынка.

Третья составляющая, определяющая развитие внешней торговли фирмы, характеризует наличие компетентного, высокопрофессионального, с глубокими традициями производственного окружения, влияющего на деятельность фирмы.

Четвертый параметр – стратегия фирмы и конкуренция. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти возможности эффективно и долгосрочно конкурировать в своей отрасли. «Универсальной конкурентной стратегии, - свидетельствует М. Портер, - не существует; только стратегия, согласованная с действиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех».

В соответствии с теорией «внешнеторгового мультипликатора», эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Простейший мультипликатор внешней торговли имеет вид: k = 1/(MPS+MPI), где MPS – предельная склонность к сбережению, MPI – предельная склонность к импорту.

Однако не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату. Как показал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., расширение экспорта сырья для стран, экономический рост которых связан в основном с этим ресурсом, может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, которое перекрывает положительный эффект от экономического роста.

Теорема Рыбчинского. Последствия неравномерного роста факторов производства приводят к тому, что преобладающий рост одного из них повышает удельный вес сектора, где он постоянно используется. При неизменных мировых ценах это приводит также к сокращению производства товаров в остальных секторах экономики.

Из теоремы Т. Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например, нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта.

 

Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на международном рынке.

Глобальный характер либерализации международной торговли определяется международным характером конкуренции в современных условиях. Успех на мировом рынке тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. Большинство стран предлагают льготный торгово-инвестиционный режим для иностранных инвесторов. Часто либерализация внешней торговли осуществляется в одностороннем порядке. Так, например, проводилась либерализация в Юго-Восточной Азии и в России. Однако обычно реформирование внешнеторгового законодательства проводится с учетом принципа параллельной либерализации в странах экономических партнеров.

Наряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлений всеми силами защитить отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей. Наиболее широко протекционистская политика осуществляется теми странами, где ведутся структурные преобразования экономики, где имеет место экономическая депрессия и быстро растет конкуренция импорта.

Международная практика свидетельствует, что обе тенденции – и либерализация (свобода торговли), и протекционизм являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема – в разрешении противоречия между этими тенденциями – это нахождение их рационального сочетания. Когда баланс интересов нарушается, рациональное сочетание превращается в свою противоположность, возникают противоречия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.