Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеторговая политика государства. Тарифные и нетарифные барьеры




Развитие внешнеэкономических связей ставит вопрос о мерах государственного регулирования в этой сфере. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую и политику свободной торговли (либеральную).

Спор о либерализме и протекционизме во внешней торговле ведется с 18 века. В различные периоды истории внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону.

Большинство экономистов последовательно выступают за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещениюи использованию экономических ресурсов. В то же время на практике свободной торговли препятствуют барьеры, которые используются в качестве инструментов торговой политики – тарифы, квоты, добровольные ограничения экспорта и другие.

Государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила и условия внешней торговли. Развитые страны в основном используют тарифы на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой.

Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных товаропроизводителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как введение тарифа повышает внутренние цены (рис. 19.3). В условиях свободной торговли внутренние цены товаров (Pd) будут близки к мировым ценам (Pw) и избыток спроса над предложением национальных производителей (Sn) покрывается за счет импорта.

 
 

 

 


Рис. 19.2. Установление тарифа

В результате введения импортного тарифа (Т) импорт сокращается до величины Q's – Q'd. При этом отечественное производство товаров возрастает от Qs до Q's, а внутреннее потребление снижается с Qd до Q'd. Чистые потери потребителей от введения тарифа образует область (a+b+c+d), которая характеризует сокращение величины потребительского излишка. Площадь «с» поступает в государственный бюджет и выступает поэтому в виде выигрыша государства, который равен величине импорта умноженной на величину тарифа.

Чистые потери национального благосостояния представлены областями «b» и «d». Область «b» представляет производственный эффект тарифа - сокращение благосостояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой импортной продукции на более дорогую отечественную. Область «d» представляет потребительский эффект тарифа – сокращение благосостояния вследствие вынужденного снижения потребления.

По форме обложения различают адвалорные,специфические и сложные пошлины. Адвалорные пошлины взимаются в процентах от таможенной стоимости товара (например, 40 % на сахар), специфические – в виде определенной денежной суммы, взимаемой с объема, веса или штуки (например, 40 евро с каждой тонны экспортируемого газа в 2000 г.), сложные пошлины – в виде сочетания процентной и твердой ставок (например, 27 евро с одной тонны нефти и плюс еще 25 % от валютной выручки).

В зависимости от величины таможенных ставок, устанавливаемых на импортируемые товары, выделяют особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные. При обосновании необходимости изменения таможенных пошлин (повышение или снижение) учитывается характер влияния международной конкуренции на отечественных товаропроизводителей. Если это влияние положительное (стимулирующее) и фирмы улучшают качество товаров, снижают издержки, обновляют продукцию, то таможенные ставки не следует изменять либо, наоборот, стоит понизить их для усиления положительного эффекта. Но в ряде случаях страны прибегают к повышению таможенных пошлин, используя их в качестве защитной меры, хотя эти меры не всегда обоснованы в долговременном периоде. Например, в первой половине 90-х годов 20 столетия, когда Россия либерализовала свои внешнеэкономические связи, западные страны (страны ЕС) ввели на ряд товаров из России антидемпинговые пошлины сроком на 5 лет (природный и обогащенный уран, первичный алюминий, мочевину и т.д.). Таможенные пошлины были повышены одновременно до уровня от 30 до 70 % к цене экспортируемых товаров.

Многие экономисты и политики считают, что импортные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать совокупный спрос в период спада производства. Они необходимы для защиты монокультурных экономик, «молодых» отраслей национальной экономики, отечественных производителей от демпинга.

Альтернативным способом защиты отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, являются финансовые методы торговой политики: субсидии, кредитование, налоговые льготы. Преимущество субсидии, по сравнению с тарифом, состоит том, что субсидия стимулирует рост отечественного производства как и тариф, но не приводит к абсолютному снижению потребления, так как не поднимает уровень внутренних цен выше мировых.

Прямое субсидирование отдельных отраслей не всегда гарантирует эффективное распределение ресурсов, так как сложно определить отрасли, требующие защиты государства от иностранной конкуренции. Если тарифы и субсидии уже введены, то их сложно отменить. Тем самым протекционистская политика уменьшает или сводит на нет выгоды от международной специализации.

Использование тарифного регулирования внешнеторговой политики относительно оправдано в следующих случаях:

- использование «оптимального тарифа». Если страна, являясь крупным покупателем иностранного товара, способна воздействовать на уровень мировых цен, то можно найти такой уровень тарифной ставки, который принесет ей чистый выигрыш. Оптимальная ставка тарифа равна величине обратной величине эластичности предложения импортного товара;

- введение тарифа иногда может оказаться полезнее, чем экономическая пассивность правительства.

Нетарифное регулирование включает в себя меры административного ограничения объемов экспорта и импорта товаров. Наибольшее распространение получили квотирование (контингентирование), то есть установление определенных квот на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп. В рамках установленных квот экспорт и импорт осуществляется по лицензии, которые выдаются уполномоченными органами (лицензирование).

Механизм действия квот подобен импортному тарифу: внутренние цены поднимаются выше мировых, предложение импортных товаров ограничивается, отечественные товаропроизводители могут увеличить производство и покрыть свои издержки. Чистые потери благосостояния, как и при тарифе, выражаются в ограничении потребления домохозяйств и приобретении ими импортных товаров по более высоким ценам.

Недостатки квотирования экспорта и импорта могут быть выше, чем потери при таможенно-тарифном регулировании. Это инструмент однонаправленного действия, он не позволяет реализовать в полном объеме возможности хозяйствующих субъектов, грубо ограничивает конкуренцию, сокращает источники дополнительных поступлений в бюджет. Поэтому количественные ограничения внешней торговли в РФ практически не применятся, они могут вводится правительством лишь в исключительных случаях.

К методам прямых ограничений может быть отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.д.

В особую группу мер, которые использует государство, регулируя отношение страны с мировым хозяйством, относятся различные формы стимулирования экспорта. Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту, расширение транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.