Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная обеспеченность крупных городов-доноров территорий и национальная безопасность




Информационная доступность становится не только средством и фактором развития науки, образования, человеческого капитала и экономики, но и фактором, поддерживающим национальную безопасность РФ.

Проблему национальной безопасности рассмотрим здесь несколько упрощенно для большей ясности существа дела.

Любые опросы на эту тему ставят угрозу личной безопасности россиянам и их семьям со стороны силовых структур, криминала и чиновников на первое место в ряду самых болезненных и острых проблем нашей жизни. И боятся россияне больше всего милиции. Самой жизни рядовых граждан России и, соответственно, ее государственности угрожает криминал, включая оборотней в силовых структурах. Криминализированы властные структуры всех уровней, силовые структуры, бизнес, система образования, наука, государственные бюджетные организации, включая ОПК, армия, мелкий бизнес, который как платил, так и платит дань разного рода крышам. Причем там, где правят бывшие силовики – криминализация общества и экономики, как это не странно, только нарастает. Отчуждение государства и населения достигло невиданных доселе размеров. Между так называемой элитой и рядовыми гражданами – пропасть. Население не верит в свое государство и стремительно вымирает, попутно уничтожая друг друга разнообразными способами. От демократии осталась только пародия на нее – 20%-ый уровень явки избирателей, как это имеет место в Москве и других регионах и муниципальных образованиях – насмешка над демократией. Итог – полукриминальные депутаты, скупившие себе мандаты по дешевке у молодых недорослей, бомжей и обездоленных пенсионеров. Серьезные люди на выборы просто не ходят, протестуя хотя бы таким образом и не имея других возможностей. Партстроительство приняло уродливо-карикатурный характер. Фундаментальные идеи демократии и либерализма дискредитированы и стали для населения ругательством и пугалом. ФСБ где-то потерялось в мутной воде бюрократии, полисистемной кризисности, неразберихи и теневой экономики вместе со своими лучшими кадрами, вынужденными уйти в бизнес. В стране нет даже какой-либо точки опоры, на которую можно было бы твердо и надежно встать для исправления ситуации. Эту опору еще надо подготовить. А Президент РФ, судя по всему, либо смирился со сложившимся положением, или не знает его по существу.

В криминальной стране в принципе невозможна эффективная реализация каких-либо национальных мегапроектов. Для этого вначале необходимо разработать и реализовать самый насущный, самый первоочередной мегапроект, самый национальный из всех возможных и необходимых национальных проектов – мегапроект декриминализации российского государства, общества и экономики. Мегапроект создания правового государства, в котором можно было бы жить без каждодневного страха за себя и свою семью, в котором можно было бы развивать нормальный бизнес, развивать науку, образование, воспитывать нравственных и образованных детей, наращивать национальный человеческий капитал.

В предложенном пакете национальных проектов отсутствует главное – системность подхода. Но не выучив букву «А», бессмысленно учить другие.

Сказанное подтверждают простые и всем известные факты: не реализован ни один крупный проект на федеральном уровне, провалены все программы Правительства (по инновациям, венчуру, свободным экономическим зонам, конверсии предприятий ОПК, образованию, сельскому хозяйству, жилищному строительству, реформированию армии, реформированию ОПК, диверсификации промышленности, декриминализации экономики (ставилась и такая задача, да что-то замолчали ее) и т.д.). Ну а стабилизация финансовой системы страны связана с внешними факторами – высокими мировыми ценами на сырьевые продукты. И от этой стабилизации и сверхдоходов население пока имеет в основном только высокую инфляцию - дополнительный налог на неимущих.

Элита и население страны живут в двух не пересекающихся мирах. Одни купаются в роскоши, другие выживают на пределе сил и здоровья. И когда государство выкупает за 13 млрд. долл. свою бывшую собственность «Сибнефть», проданную за 100 млн. долл., то поневоле приходишь к мысли о виртуальности предлагаемых национальных проектов, финансирование которых ничто в сравнение с «подаренной» олигарху суммой.

Преступность в стране принимает все более и особо изощренные формы, в том числе и в сфере высоких технологий, в банковской сфере, в торговле недвижимостью, на рынке ценных бумаг, в страховом бизнесе и т.д. Молодые хакеры, контролируемые криминалом, с помощью провайдеров и работников этих сфер опутывают локальными криминальными сетями страну, похищая государственную, частную и коммерческую информацию с целью шантажа и торговли. Примеров тому масса. Преступники много изворотливей и просто умнее коррумпированных чиновников и силовиков. И именно они эффективно и с пользой для себя и с огромным уроном для общества используют российскую жизнь «по понятиям», а не по закону. И даже высшие чиновники, губернаторы и депутаты Госдумы РФ не чувствуют себя в безопасности, если не опираются на этот самый криминал, если не являются составной частью его системы.

Информационный вакуум – «эффективное» средство прикрытия теневой экономики и темных дел коррумпированных или просто некомпетентных и нерадивых чиновников.

Там, где скрывается информация, непрозрачен механизм расходования государственных средств – широкое поле для злоупотреблений. В то же время гласность и прозрачность деятельности государственных и муниципальных структур – один из немногих механизмов выявления опасных для общества процессов и явлений.

Бюджетная сфера деятельности регионов и муниципальных образований, хозяйственная деятельность ГУП и МУП в регионах – эта та область, в которой наглядно видны, как плюсы, так и минусы работы властей, выявляется их общая состоятельность в качестве элиты общества. И прозрачность этой сферы особенно значима и для экономики, и для общественности, и для населения.

Реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в России осуществляются с начала 1990-х годов. Особенно интенсивный характер они приобрели, начиная с 2000 года. К настоящему времени уже достаточно четко определились успехи и неудачи этих реформ в регионах и муниципальных образованиях. К сожалению, успехов пока очень немного. Разве что повышение финансовой и прочей управляемости регионами со стороны Федерального центра за счет консолидации бюджетных средств в руках Правительства РФ (в федеральном бюджете). В то же время, судя по всему, некоторые ключевые проблемы этого процесса, в том числе негативные, остаются вне поля зрения Правительства РФ – главного инициатора и реформатора бюджетной системы РФ (см. подробнее).

Одним из необходимых условий успешности развития межбюджетных отношений было, есть и будет прозрачность бюджетного процесса на всех уровнях, доступность федерального, региональных и муниципальных бюджетов и хода их реализации для независимых аналитиков и широкой общественности.

Практика реформирования межбюджетных отношений в огромной степени, причем негативно, повлияла на бюджетную обеспеченность городов-доноров территорий и особенно крупных городов, включая столицы субъектов РФ.

Бюджетная обеспеченность городов - доноров территорий, определяющая в том числе инвестиционную привлекательность, как самих городов, так и регионов в целом заслуживает особого внимания по следующим причинам. Современная теория и практика развития регионов и стран основывается на базовом формуле, базовом постулате, проверенном мировым опытом и вошедшем в сокровищницу мировой экономической науки:

«Рост и развитие экономики формируется и концентрируется в городах и из них распространяется на смежные территории и страну»

Авторы этой обобщенной теории - Джон Фридмен и его последователи, а также другие ведущие экономические мировые научные школы. Именно рост экономик крупных городов, создание в них постиндустриальной экономики и современной экономики знаний позволяет развиваться регионам и стране в целом за счет собственных доходов[3].

Дж. Фридман ввел четыре условия формирования центров роста (ядер) в стране:

1) наличие большого числа локальных «спящих» ядер (потенциальных центров роста). В России их достаточно много.

2) пробуждение под внутренним или внешним воздействием одного мощного ядра, формирующего центр роста и оказывающего своим примером и доходами воздействие на мегаполис, регион и страну в целом.

В России это могут быть - Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Нижний Новгород, Томск, Иркутск и некоторые другие города, с развивающимся сектором инновационной экономики;

3) пробуждение и развитие еще нескольких ядер, приводящее к образованию полицентрической структуры центров роста.

В России это еще только предстоит осуществить путем создания эффективной национальной инновационной системы и инновационных производств;

4) слияние ядер в мощные кластеры и отрасли. Это - основная комплексная и системная программно-целевая задача развития, диверсификации и реструктуризации российской науки, образования, экономики и промышленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.