Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1

Конституционно-правовой статус

 

Вопросы лекции:

1. Конституционный правовой статус парламента.

2. Законодательный процесс.

3. Статус парламентария.

Одной из ветвей государственной власти является власть законодательная. В подавляющем большинстве современных государств ее носителем являются парламенты.

Парламент (от фран. «parler» - говорить) – высший общенациональный представительный орган государства, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти.

Родиной парламента считается Англия, где в 1215 г. власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства и представителей городов и сельских территориальных единиц (графств). Широкое распространение парламенты получили после Великой французской революции. С конца XVIII в. и до начала XX в. представительные учреждения постепенно создаются и в других государствах (Испания, Польша и др.). Спецификой парламентов данного периода было то, что порядок их формирования носил откровенно дискриминационный характер (от участия в выборах отстранялись малоимущие, женщины и др.). Однако, начиная с 20-х г. XX в. роль парламентов начинает заметно снижаться, что во многом было обусловлено установлением тоталитарных режимов (фашистских, коммунистических) в странах Европы, Азии и Латинской Америки. С конца 60-х г.г. прошлого столетия роль парламентов в политической жизни зарубежных государств начинает постепенно повышаться. Причинами данного процесса являются отмена дискриминационных избирательных цензов и, как следствие, большая доступность парламентских учреждений для широких слоев населения, превращение их в действительно общенациональные представительные органы; совершенствование избирательных систем и порядка работы парламентов; все большем распространением в мировом сообществе демократических ценностей.

Современный парламент является органом, отражающим интересы различных слоев избирателей и территорий, входящих в состав государства. Только парламент обладает правом принятия законов, т.е. актов обладающих наивысшей юридической силой. Ни какой иной орган власти таким правом не обладает, и претендовать на него не может.

Реальная роль парламента во многом зависит от существующей в стране формы правления. Особенно велика роль представительных органов власти в странах с парламентарными формами правления (Великобритания, ФРГ, Италия, Испания, Австрия и т.д.), где законодательная компетенция парламентов не ограничена, и они могут принимать законы по неограниченно широкому кругу вопросов. В условиях президентских и смешанных республик, дуалистических монархий власть парламента уравновешивается властью главы государства, а при определенных условиях глава государства может даже оказывать решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. В абсолютных монархиях парламенты либо вовсе отсутствуют, либо являются своего рода консультативным органом при главе государства.

Кроме того, на фактическое положение парламента оказывают влияние и иные факторы: особенности исторического пути развития страны, внутриполитическая обстановка, степень зрелости демократических институтов, отношение государства к религии и др.

Термин «парламент» является родовым. Нередко общенациональный представительный и законодательный орган может иметь свое официальное наименование: Конгресс (США), Генеральные кортесы (Испания), Кнессет (Израиль), Стортинг (Норвегия), Национальная ассамблея (Никарагуа Национальное собрание (Сенегал), Скупщина (Сербия и Черногория), Верховная Рада (Украина), Сейм (Польша) и т.д.

Правовой статус парламентов в зарубежных странах детально регламентируется различными актами. В национальных конституциях, как правило, есть отдельная глава или раздел, посвященная парламенту. В ней определяются функции и структура парламентов, основные стадии законодательной процедуры, численность, сроки полномочий депутатов и гарантии их деятельности и другие вопросы.

Могут приниматься специальные законы, посвященные статусу парламента (Китай, Туркменистан) и статусу депутатов.

Внутренняя организация, формы и порядок работы парламентов и их палат детально регулируются парламентскими регламентами.

Достаточно широко применяются в зарубежных странах парламентские прецеденты - однократные решения парламентов (или его палат) процедурного характера, которые впоследствии применяются в аналогичных ситуациях и парламентские обычаи – неписаные правила поведения, соблюдаемые в силу сложившихся традиций.

С точки зрения структуры парламенты могут однопалатными («монокамеральные») или двухпалатными («бикамеральными»).[1]

Обе разновидности структуры парламентов имеют свои достоинства и недостатки. Монокамеральные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории унитарных государствах. В таких парламентах законодательная процедура занимает меньше времени, чем в двухпалатных парламентах. Все депутаты имеют одинаковый статус. Такие парламенты относительно малочисленны, соответственно требуется меньше затрат из государственного бюджета на их содержание.

В тоже время, такие парламенты не застрахованы от принятия скоропалительных, непродуманных решений. Территории в составе государства не могут через такие парламенты отстаивать свои интересы, поскольку депутаты главным образом представляют интересы той или иной политической партии или избирателей, проживающих в определенном избирательном округе. Однопалатные парламенты существуют в таких странах как Дания, Греция, Португалия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Израиль, Турция, Египет и др.

Двухпалатные парламенты, главным образом, существуют в федеративных государствах или в крупных унитарных государствах. Бикамеральные парламенты более многочисленны, что позволяет представить на общенациональном уровне не только интересы широких слоев избирателей, но интересы регионов. Верхняя палата является своего рода противовесом по отношению к нижней палате и удерживает ее от принятия радикальных решений. Верхняя палата, как правило, не может быть распущена и даже в случае роспуска нижней палаты она продолжает работать.

Минусами двухпалатной структуры парламента являются более усложненный законодательный процесс; при определенных условиях ввиду своей потенциальной консервативности верхняя палата может тормозить ход проводимых реформ; двухпалатные палаты требуют больше затрат на свое содержание.

Тем не менее, в настоящее время наибольшее распространение в мире получила именно двухпалатная структура парламента (всего сейчас около 65 бикамеральных парламентов).

Двухпалатные парламенты имеют США, Италия, ФРГ, Франция, Великобритания, Испания, Швейцария и др.

Если парламент имеет две палаты, то в этом случае каждая из них имеет свое официальное наименование. Нижние палаты могут именоваться Национальное собрание (Франция), Палата общин (Великобритания), Национальный совет (Австрия), Палата депутатов (Италия), Палата представителей (США) и др.

Наиболее распространенным наименованием верхних палат двухпалатных парламентов является сенат (лат. senex – старый, старец). Так, в частности, именуются верхние палаты в США, Франции, Испании, Италии, Аргентине и др.. Могут встречаться другие наименования – Палата народов (Босния и Герцеговина), Государственный Совет (Словения), Палата советников (Япония) и т.д.

В некоторых федерациях названия верхних палат отражают либо данную форму политико-территориального устройства, либо названия субъектов данной федерации, представленных в верхней палате: Федеральный Совет (Австрия), Совет штатов (Индия), Совет кантонов (Швейцария).

Весьма разнообразен количественный состав парламентов. Однопалатные парламенты, как правило, насчитывают от 100 до 300 депутатов (например, в Греции 300 парламентариев, в Грузии – 235, в Израиле - 120).[2] Двухпалатные могут включать до 700 и более депутатов. Так, в состав парламента ФРГ входят 672 депутата (69- в верхней палате, 603 – в нижней), в Италии 945 депутатов (соответственно 315 и 630), в Японии – 727 (соответственно 247 и 480).

Самый многочисленный парламент в мире - это Всекитайское собрание народных представителей, которое насчитывает почти 3000 депутатов. Однако в полном составе ВСНП собирается один раз в год на непродолжительное время (2-3 недели). В период между сессиями текущую законодательную деятельность осуществляет Постоянный комитет, формируемый ВСНП в количестве 400 членов.

В мире есть и «карликовые» парламенты. Например, в Андорре в состав парламента входит всего 28 депутатов, в Лихтенштейне – 25, в Монако – 24, в Науру – 18, в Сент-Китс и Невис- 15, в Сент-Винсент и Гренадины – 22.

В основном на численность парламентариев оказывает влияние два обстоятельства: во-первых, чтобы парламент был подлинно общенациональным представительным органом число депутатов не должно быть слишком малым; во-вторых, слишком большие по численности парламенты менее работоспособны.

Нельзя отрицать влияние таких факторов как финансовые возможности государства (большие парламенты требуют значительных материальных затрат); влияние господствующей идеологии (большинство социалистических стран, несмотря на невысокий уровень экономического развития имеют достаточно многочисленные парламенты, что и используют правящие партии в качестве подтверждения существования в стране режима народной демократии); субъективное усмотрение законодателя.

Кандидаты на должности депутатов парламентов должны отвечать определенным требованиям (квалификациям): гражданство (подданство) страны пребывания, достижение определенного возраста (для депутатов нижней палаты или однопалатного парламента 18-30 лет, для сенаторов- 30-40 лет), обладание в полной мере избирательными правами. Требования могут также касаться определенного срока состояния в гражданстве (например, чтобы баллотироваться в палату представителей США нужно состоять в американском гражданстве 7 лет, а если избираться в Сенат – 9 лет), проживания в течение определенного срока на территории страны (или избирательного округа), исповедания определенной религии (характерно для исламских государств).

Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формируются в подавляющем большинстве стран путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной (США, Монголия), пропорциональной (Израиль, Колумбия) или смешанной системам (Грузия, Литва). Исключений из данного правила немного. Так, Всекитайское собрание народных представителей формируется посредством многоступенчатых выборов в три этапа. В Замбии в состав парламента входит 159 депутатов, из них 151 избирается по мажоритарной системе, 8 – назначаются главой государством.

Способы формирования верхних палат отличаются большим разнообразием. В США, Бразилии, Италии, Япония верхние палаты формируются через прямые выборы. Достаточно распространена и такая модель как назначение главой государства (полностью или частично). Полностью назначаемые верхние палаты есть в парламентах Канады, и Гренады. В Канаде все 105 сенаторов назначаются генерал-губернатором по представлению премьер министра и сохраняют свою должность до достижения 75-летного возраста. В Гренаде 13 сенаторов назначает генерал-губернатор, из них 10 – по представлению премьер-министра, 3 – по представлению лидера оппозиции. Частично назначаемые верхние палаты есть в Малайзии (из 69 сенаторов 43 назначаются главой государства), Италии, где Президент может назначить пожизненными сенаторами 5 граждан имеющих выдающиеся достижения в общественной, научной, художественной и литературной областях. Кроме того, каждый бывший Президент становится пожизненным сенатором по праву, если не откажется от этого. В Австрии и Намибии депутаты верхней палаты избираются законодательными органами территориальных единиц. Во Франции из 321 сенаторов, 13 избираются от заморских департаментов, 12 представляют граждан Франции, проживающих за рубежом. Остальные 296 избираются коллегией выборщиков, в состав которой входит члены нижней палаты, делегаты от департаментов и муниципальных советов. Могут встречаться и различные модификации указанных систем.

Сроки полномочий депутатов однопалатных парламентов и нижних двухпалатных парламентов в среднем составляют 4 – 5 лет. Возможны и более короткие сроки. Например, выборы в Палату представителей США проходят каждые два года, в парламент Науру – каждые три.

Срок полномочий членов верхних палат обычно более длительный (5-9 лет), при этом нижние палаты чаще всего обновляются полностью, а верхние – нередко по частям (США, Франция, Аргентина, Япония). В некоторых странах (Бельгия, Италия) обе палаты избираются на одинаковый срок и обновляются целиком. В Великобритании Палата лордов долгое время замещалась по наследственному принципу, при этом часть ее членов назначала королева за особые заслуги перед страной.

Есть определенная зависимость между способом формирования верхней палаты и объемом ее полномочий: чем более демократичен порядок формирования верхней палаты, тем она «сильней». Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия решение парламента принято быть не может (Сенат США, Италии). Она обладает такими же полномочиями, что и нижняя, а иногда даже и большими.

Слабая верхняя палата может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым не согласна, но не может воспрепятствовать ему (Палата лордов британского парламента, Бундесрат парламента ФРГ). Объем ее компетенции меньше по сравнению с нижней палатой.

Парламент (нижняя его палата) может досрочно прекратить свои полномочия в случае самороспуска, проведения в стране референдума по соответствующему вопросу или по решению главы государства (если у него есть такие полномочия).

Специфическая форма реорганизации деятельности парламента предусмотрена Основным Законом ФРГ 1949 г. В случае войны и ее опасности обе палаты парламента ФРГ могут принять решение о создании Совместного комитета. В его состав входит 33 члена, из них 2/3 являются депутатами Бундестага, 1/3 – члены Бундесрата. Совместный комитет может принимать законы и иные решения, относящиеся к компетенции парламента. Отменены они могут быть только нижней палаты с согласия верхней.

В зависимости от того, каков объем конституционной компетенции, т.е. круга вопросов по которым парламент может принимать властные решения, парламенты можно разделить на три вида.

1. Парламенты с неограниченной компетенцией. Такие парламенты характерны для парламентских монархий и парламентских республик (Великобритания, Испания, ФРГ, Италия, Япония). В этих странах прочно утвердился принцип верховенства парламента в системе органов государственной власти. Парламенты определяют основные направления внутренней и внешней политики государства, принимают участие в формировании иных органов власти, включая главу государства (Италия, ФРГ), обладают действенными контрольными полномочиями за деятельностью правительства. Парламент имеет право принимать, изменять или отменять любой закон

2. Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией существуют во Франции и бывших французских колониях, воспринявших ее конституционную модель. Суть ее заключается в том, что в конституции закрепляется перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы. Нормативная регламентация иных вопросов относится к компетенции главы государства и исполнительной власти.

3. Парламенты с относительно ограниченной компетенцией свойственны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Бразилия, Испания и т.д.). В таких странах парламенты могут принимать законы только по тем вопросам, которые не относятся к ведению субъектов федерации или автономных образований.

4. Парламенты с консультативными полномочиями характерны для абсолютных монархий (Оман, Катар и др.). Верховным носителем законодательной власти в таких странах является султан, эмир. Парламент может только участвовать в обсуждении законопроектов или предлагать их.

Основными направлениями деятельности современных парламентов в демократических странах, независимо от объема их компетенции, являются следующие:

1. Законотворчество – занимает основное место в деятельностипарламентов. Практически в любом парламенте правом законодательной инициативы обладают депутаты (или группы депутатов). В дальнейшем они принимают участие в работе над текстом законопроекта в процессе пленарных заседаний, в комитетах, в согласительных комиссиях.

Парламенты могут передавать свои законодательные полномочия правительству, акты которого принятые в этом случае образуют делегированное законодательство. Акты, принятые правительством по прямому уполномочию парламента имеют ту же юридическую силу, что и законы. Институт делегированного законодательства предусмотрен, в частности, конституциями Италии, Франции, Казахстана.

2. Контроль за деятельностью исполнительной власти. Объем контрольных полномочий парламента за правительством и иными органами исполнительной власти во многом зависит от существующей в стране формы правления. Наиболее широкие и действенные контрольные полномочия сосредоточены у парламента при парламентарной монархии и парламентарной республике, при президентской и смешанной республиках более весомые контрольные полномочия находятся в руках главы государства.

Основными формами парламентского контроля за деятельностью правительства являются:

1. Интерпелляция (от лат interpellatio – иск, требование) – обращение к главе правительства или к конкретному министру, содержащее требование дать объяснение по какому-либо вопросу. Внесение интерпелляции практикуется нижними палатами парламента в странах с парламентарными формами правления. Ответ на интерпелляцию, как правило, сопровождается дополнительными вопросами, а иногда может повлечь и постановку вопроса о доверии правительству или отставке того или иного министра.

2. Парламентские слушания – заключаются в заслушивании мнений членов правительства, известных государственных и общественных деятелей по определенному вопросу. По результатам слушаний могут быть приняты рекомендации по обсуждавшемуся вопросу.

3. Парламентские вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме. Ответы на них даются в той же форме, в которой и был задан вопрос. Однако в отличие от интерпелляции парламентский вопрос не может повлечь постановку вопроса о доверии правительству.

4. Парламентское расследование осуществляется специально создаваемыми следственными комиссиями из числа депутатов. Расследование проводится в отношении незаконных действий органов исполнительной власти. Результаты проведенного расследования обычно докладываются на пленарном заседании и могут послужить поводом для выражения вотума недоверия правительству, отставки министра.

5. Выражение вотума недоверия (от лат. votum – желание, воля) – неодобрение парламентом проводимой правительством политики или действий определенного министра. На практике выражение вотума недоверия может привести либо к отставке правительства или отдельного министра, либо к роспуску парламента и назначению новых выборов.

Нередко правительство по собственной инициативе ставит перед парламентом вопрос о доверии себе. В случае если голосование в парламенте даст отрицательный результат наступают те же последствия, что и в случае выражения вотума недоверия.

3. Ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация (от лат. ratus – утвержденный и facio - делаю) – утверждение парламентом наиболее важных международных договоров, а денонсация — это расторжение договора. В большинстве стран решение данных вопросов относится либо к совместной компетенции главы государства и парламента, либо к исключительной компетенции парламента. Необходимость участия законодательной власти в заключении и расторжении международных договоров обусловлено тем, что они, так или иначе, затрагивают внутреннее законодательство.

4. Участие в формировании иных государственных органов возможно в таких формах как избрание президента (Израиль, Турция, Чехия), назначение (утверждение кандидатуры) премьер-министра (Великобритания, ФРГ, Италия), назначение высших судей высших судов страны (ФРГ, Венгрия, Болгария) и др.

5. В области обороны и безопасности кполномочиям парламентов относится право объявления состояния войны (состояния обороны); дача согласия на использование вооруженных сил за пределами государственной территории; утверждение военной доктрины государства; введение военного, чрезвычайного положения.

6. «Судебные» полномочия. Осуществления правосудия в демократических странах представляет исключительную прерогативу суда. Однако у многих парламентов есть полномочия схожие с судебными («квазисудебные полномочия»). В странах, где предусмотрена процедура импичмента (парламентского преследования) высших должностных лиц за совершенные преступления парламент может предъявить обвинение, а впоследствии решение по существу принимается либо одним из высших судов страны, либо на референдуме. Или возможен иной вариант: выдвижение обвинения и принятие решения об отстранении лица от должности принимается парламентом самостоятельно. После смещения с должности возможно уголовное преследование в обычном порядке. Процедура импичмента применяется в отношении тех должностных лиц, которые пользуются в силу занимаемого положения иммунитетом от обычного судебного преследования (президенты, министры, судьи и т.д.).

Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии – т.е. полностью или частично освобождать от наказания лиц, осужденных за уголовные преступления.

Основной вид актов, посредством которых реализуются полномочия парламентов – это законы (билли, статуты), принимаемые в соответствии с установленной конституцией, иными актами процедурой. Обычно они обладают высшей юридической силой по сравнению с другими актами государственных органов.

Следующим видом парламентских актов нормативного характера являются регламенты, в которых определяется внутренний порядок работы парламента или отдельно каждой из палат. Иногда регламенты принимаются в форме законов, что, как правило, имеет место в странах с однопалатными парламентами. Регламенты нередко представляют собой довольно обширные документы, особенно в процессуальной части, насчитывающие сотни статей.

Парламенты и их палаты принимают и иные акты – резолюции, декларации, заявления, обращения и т.п. Они не имеют нормативного характера и выражают отношение депутатов парламента к тем или иным событиям, процессам которые происходят либо внутри страны, либо за рубежом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По аниону среда | Вопрос 2. В любом государстве законодательный процесс имеет исключительно больлшое значение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.