КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы на сознание и поведение осужденных
Метод убеждения, применяемый в воспитательном процессе исправительного учреждения, является основным. В своем содержании, направленности и «инструментовке» он имеет определенную специфику, так как применяется в рамках государственного принуждения и психологически воспринимается осужденным подчас отрицательно. Его применение требует от воспитателя большого мастерства, высокого уровня развития, владения техникой убеждения, для чего необходимо четко и ясно излагать свои мысли, умело вести дискуссию, подбирать доходчивые аргументы, знать взгляды и убеждения как отдельных осужденных, так и их групп. Важно, чтобы слова воспитателя не расходились с его конкретными делами, со всей системой его поведения. Метод убеждения реализуется с использованием словесных средств (объяснения, изложения, разъяснения, научения и т.д.) и поведенческих (в виде примера самого воспитателя и других лиц). Учитывая определенное недоверие, которое осужденные проявляют к слову воспитателя, к информации, от него исходящей, ему необходимо быть предельно внимательным и уметь по репликам, выражению лиц, взглядам определять результативность убеждения. Применяется в практике воспитательной работы с осужденными внушение и курсы психорегулирующей тренировки. Осужденные, прошедшие обучение в специальных группах, становятся спокойнее, умеют управлять своими эмоциями, правильнее ведут себя в быту, больше интересуются общественной жизнью в колонии, принимают в ней активное участие. Кроме убеждения словом весьма действенно убеждение делом, примером. Но как показывает опыт, использование в качестве примера жизни и деятельности известных людей, литературных героев малоэффективно. Причины этому не только в искаженном представлении об идеале личности, но и в нигилизме, присущем большинству осужденных, неверии в добро, честность и порядочность других людей. Поэтому более убедительными являются примеры жизни и деятельности людей из ближайшего окружения осужденных — воспитателей, сотрудников, администрации учреждений.
Метод организации поведения находится в тесном взаимодействии с методом убеждения. Формирование привычек нравственного поведения предполагает упражнение в них в процессе реальной жизни. А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитание этих привычек — гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. Исходным приемом при организации поведения осужденных являются требования, основные позиции которых определяются режимом, воспитательное значение которого и заключается в создании условий, имеющих целью формирование нравственных качеств личности, в частности дисциплинированности, ответственности. Требования к осужденному выходят далеко за рамки только режимных. Последние являются исходными, обязательными для всех. Требования с учетом индивидуальности личности могут предъявляться воспитателями, шефами, членами самодеятельных организаций осужденных по выполнению Правил внутреннего распорядка, определенных общественных заданий по повышению общеобразовательного и профессионального уровней. Тренировка в нравственных поступках, привитие навыков правильного поведения составляет задачу упражнения. Повторяясь изо дня в день, из месяца в месяц, эти действия приобретают силу привычек и потому выполняются без особых усилий и напряжений. Упражнение в нравственных поступках обогащает личный опыт и способствует выработке устойчивого поведения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |