Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности




Третий вопрос. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания (1:08).

Первый вопрос. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и развитии чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец) (0:33). Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность[192] (П.Я.Гальперин) (0:22).

Критерии психического.

Есть проблема выделения, проблема понятия психики. По Аристотелю понятие имеет объем (класс объектов входящих в понятие) и содержание (признаки[193]). Леонтьев, например, категорически считал, что растений психики нет. Разговор надо начинать не с вопроса есть ли у того или иного психика, а с того каков критерий психики. Если критерий найдём, будем рассуждать логически. Вслед за Леонтьевым выделяем различные критерии: а) Классические критерии; б) Современные критерии: структурный подход и функциональный подход[194].

а) Классические критерии: 1) Антропопсихизм. Только человек может дать о себе субъективный отчёт. Он обладает рефлексией (интроспекцией). Но это слишком узкий критерий, скажем для изучения животных. 2) Панпсихизм. Другая крайность – психика это свойство любой материи, всё вокруг одушевлено. И тогда покажется, что этот критерий предлагает мистик-шаман. Но ничего подобного! Его предлагают французские философы-материалисты в 17-18 веках. Здесь есть материалистическая хитрость – если психика везде, то это тоже самое, что её нигде нет. Изучайте материю с точки зрения физики, химии, но не с точки зрения психологии. Психика как любая другая материя. Панпсихизм не выделяет критерия психики вообще. 3) Биопсихизм. Био – это жизнь. По объему понятие таково. Психика – это свойство живой материи. Критерии жизни: рост, размножение, способность к передвижению. Утверждается, что если субъект жив, то у него есть психика. Но что такое психика вновь не говорится. Критерия психики здесь тоже нет. Классика оставила проблему критерия психики (или слишком узкий или критерия нет вообще).

б) Современные критерии: (к личности есть два подхода: структурный (ищутся свойства субъекта) и функциональный (человек без свойств); в современности эти два подхода встречаются.) 1) Структурный подход будет называться нейропсихизм. По объему это психика есть там, у тех живых существ, у которых есть нервная система[195]. Это хороший объективный критерий, который не устраивает Леонтьева. Вот у человека развитая нервная система, совершенно ясно, что психика есть. Пойдём ниже по эволюционной лестнице. Ганглионарная, сетевидная система и т.д.. Самое простое существо, например, инфузория. У неё есть нервная система? И при ответе возникает проблема: а что такое нервная система? Это вновь тупик. 2) Функциональный. Меняется вопрос. Не «где есть психика?», а «зачем она нужна?» Это принцип единства сознания и психики, единства психики и жизнедеятельности. Сначала необходимо узнать, в какой окружающей среде существует живое существо, затем – какие у этого живого существа жизненные задачи, а затем – попытаться рассмотреть, нужна ли для решения этих задач психика. И если окажется, что нужна, то только тогда можно согласиться, что есть и телесное подкрепление психики – нервная система. То есть нервная система как результат развития (в окружающей среде приходится решать задачи, и тогда нужна психика и нервная система).

Психика тут рассматривается как функциональное свойство организма. Возьмем, например, способность говорить на иностранном языке. Язык[196] изучается в школе ради хорошей оценки[197], уважения учителя и одноклассников и если затем мы никогда не попадем в среду носителя языка, то мы его, наверняка, забудем. То есть функциональное свойство может исчезнуть. А если человек окажется в стране с тем языком, то он всё то, чему учили в школе вспомнит и начнёт говорить на этом языке.

Гипотеза о возникновении чувствительности. Леонтьев опирается на А.Н.Северцев. Тот говорит, что психика есть и он рассматривает её как фактор эволюции. Психика нужна как фактор развития живым существам на каком-то этапе развития. Леонтьев вслед за Северцевым выделяет два типа окружающей среды. Первый тип – однородная (гомогенная) окружающая среда. В такой всё вредное и полезное растворено как в бульоне. Второй тип – разнородная (гетерогенная), это предметно-оформленная среда, опасное и вредное в ней – это предметы. Это условное разделение. Гомогенная среда вообще вряд ли существует в природе. Надо выяснить, нужна ли нашему живому существу психика, нужно ли ему отражать мир? В гомогенной среде, пожалуй, не нужно. Потому что всегда есть и полезное и вредное. И тогда нужно иметь не отражение, а раздражимость [198] – это способность отвечать на воздействия жизненно-важных свойств среды. Животное подплывает туда, где пищи больше и, скажем, отплывает от мест с опасностью. А теперь поместим живое существо в гетерогенную среду. А здесь что ему нужно делать? Например, здесь важные для жизни вещества оформлены как вещи, предметы, значит, непосредственного контакта с ними может не быть. И значит, пищу нужно активно искать, проявлять активность организма. И что же побуждает искать пищу? Представим, что у существа есть датчик, который сообщает о том, сколько в организме важных для жизни веществ (например, глюкозы в крови). Если датчик начинает сообщать, что энергии осталось немного и её надо восполнить. Предполагаемое существо лишено психики совсем. Оно скорее всего не выживет. Потому что для поиска пищи надо работать, действовать, тратить энергию. Но когда энергии мало, то существо без психики не решается тратить остатки на поиски пищи.

У живого существа появляется отражение собственных потребностных состояний. Побуждает к активности голод (актуальное состояние пищевой потребности). Есть эмоции, аффективная сфера. Леонтьев этого не хотел учитывать, п.ч. говорить об эмоциях очень трудно объективно. Примерно сказать об эмоциях обезьяны ещё можно, но не об эмоциях какой-нибудь амёбы. Итак, голодное животное активно ищет пищу. Ему надо отражать предметы. В предметной среде отражаются не сами предметы. Например, паучок плетёт паутину для пищи. Но паучок отражает не сам предмет, а свойства – вибрации паутины. Можно поставить вместо мухи камертон. Паучок побежит на камертон. Значит достаточно отражать свойства предметов – признаки важных для жизни веществ. Леонтьев называет способность отражать свойства среды как признак психики – чувствительность как особый случай раздражимости. Раздражимость – это способность реагировать на что-то внешнее в принципе. Чувствительность – реагировать на биологически нейтральное. Без психики субъекта не обманешь. А вот паучка можно обмануть, его психика отражает свойства. Чувствительность выполняет сигнальную функцию.

Чувствительность (способность ощущать) – это способность субъекта отражать биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически важными (биотическими) свойствами и как бы указывают на них.

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность. (П.Я.Гальперин)

Гальперин шёл как бы рядом с Выготским и развивал его, он не ученик, а сотрудник и соратник Леонтьева. Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий[199].

10 лекция. У Гальперина собственная точка зрения на то, чем является психика. Леонтьев занимался тем как возникла психика, Гальперин – тем как она осуществляется уже возникнув. Гальперин просто задаёт вопрос что такое психика и вводит термин – ориентировка. Всякое действие включает в себя три части: 1. ориентировку в условиях, в которых нужно действовать; 2. исполнение действия; 3. контроль результата. Так вот ориентировка означает для Гальперина как синоним предварение действия, мысленное предвосхищение и последующее направление. Формально он берёт термины у Павлова – ориентировочный рефлекс[200] (физиологический механизм, заданный врожденно рефлекс, в котором психика не участвует) и ориентировочно-исследовательская деятельность (исследование условий, особый рефлекс любопытства, поиска нового, рефлекс «что такое?», «в каких условиях я нахожусь?»). Гальперин берёт эту вторую часть и называет её просто ориентировочной деятельностью, потому что исследовательская деятельность – это частный случай ориентировки. Ориентировка предполагает не только исследование, в её состав входят; 1. исследование ситуации; 2. оценка объектов по их значимости; 3. выяснение путей возможного движения; 4. примеривание своих действий к представленным в данной ситуации объектам; 5. управление исполнением этих действий. Т.е. ориентировочная деятельность участвует на любых этапах. Это не только познавательная деятельность. Скажем, для того чтобы испытать эмоцию тоже нужна ориентировка. Скажем, когда спрашивают неожиданно сзади, испытывают испуг или удивление – а это конечно тоже ориентировка. Самый сильный вывод Гальперина – если все различные формы душевной жизни это фактически формы ориентировочной деятельности, то тогда и предметом психологии является ориентировочная часть психических функций. Где Гальперин находит психику, в каких ситуациях? Он задаёт вопрос: «В каких ситуациях психика как ориентировка нужна и, в каких она необходима?». Не нужна там, где стандартные условия поведения. В стандартных условиях ориентировка не нужна.

Растение мухоловка ловит насекомых. Нужна ли здесь психика? Нет, потому что всё обусловлено физиологически. В принципе такого механизма достаточно для жизни. Или муравьиный лев, зарывается в песок и сидит, оставив лишь головку с челюстями. Песчинка от муравья попадает на головку льва и рефлекторно захватывается челюстями муравей. Например, когда мы идём по знакомой улице, то мы идём как бы чисто инстинктивно и можем попутно с кем-то разговаривать. Когда-то ходьба требовала ориентировки, а сейчас уже нет. Или, например, лягушка, которая ловит мошек. Она реагирует на мигание перед глазами. В свою очередь змея привлекает лягушку своим мелькающим язычком и ловит, таким образом, лягушку. Таким образом психика нужна в новых условиях. Когда душно, надо открыть форточку. Растение во время заморозков просто замирает. В тропиках растение засыхает. Животное же, ведущее активный образ жизни, ищет пищу в изменяющихся условиях. Скажем, овца обладает привлекательным для волка запахом[201]. Волку в реальных условиях нужно совершать решающий скачок на овцу за одну попытку, т.е. нужно заранее ориентироваться в конкретных условиях. Например, белый медведь, подкрадываясь к тюленю, прикрывает свой черный нос чтобы сливаться с окружающей снежной местностью. И если он не ловит тюленя, то возвращается на то же место с которого прыгал и тренируется несколько раз совершая один и тот же прыжок. Гальперин выделяет очень точный, строгий критерий психики – предвосхищение действия. Знать заранее и направлять действие – вот функция ориентировки. Важно заметить, что мы использовали слово действие, которое правомерно использовал Гальперин применительно к животным. Если животное предваряет что-то, значит действует. У Леонтьева слово «действовать» будет иметь более точный смысл. При рассказе о Леонтьеве следует избегать слов действие и цель. Потому что Леонтьев считал целенаправленное действие свойственным только людям.

Второй вопрос. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)

 

  Стадии и их особенности Тип среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
Ощущение (отражение свойств) Элементарная, сенсорная Гетерогенная, вещно-оформленная Свойства объектов Ощущения Инстинкт [202]; безусловный рефлекс
Восприятие (перцепция; отражение предметов в образах) Перцептивная Среда предметных отношений Предметы Образ Навык; условный рефлекс; операция[203]
Мышление (понятиями; отношения между предметами)          

Табличка с тремя столбцами и тремя строками. По столбцам критерии или особенности стадий развития психики. Форма поведения, форма сохранения двигательного опыта (названия берутся из этологии[204]).

По строкам три стадии развития психики по Леонтьеву - А), Б) и В). Их названия очень похожи на те формы отражения, которые выделяются в философии учителями обществоведения. Эти учителя говорят что в гносеологии (науке о познании) выделяются три формы отражения ощущение, восприятие и мышление. Ощущение и восприятие чувственные формы отражения (связанные с органами чувств, непосредственные) – подразделяются так: ощущения (сенсорика) – это отражения отдельных свойств, а восприятие (перцепция) – это отражение предметов в целом, гештальтов на аморфном фоне, единицей в восприятия является образ.

Мышление – это (выходящая за пределы органов чувств, мышление понятиями) рациональная форма познания. Понятие и что в нём отражается – это во-первых обобщение, в отличие от индивидуально-конкретного образа, во-вторых для формирования понятий нужны особые средства, которые выходят за пределы органов чувств, в мышлении отражается отношение между предметами и в-третьих в понятиях отражаются существенные свойства предметов, значит неограниченные никаким органом чувств. Первые психологи исследователи мышления в г. Вюрцбурге[205] говорили, что мышление не наглядно, но существенно, без образно, но понятийно. Мышление – это процесс обобщенного и опосредствованного[206]познания субъектом существенных свойств и отношений реальности.

А) Элементарная (начальная, неразложимая далее) сенсорная стадия. 1аА) Психика возникает в гетерогенной вещно-оформленной среде. 1бА) Отражаются свойства объектов (в т.ч. биол. нейтральных). 2А) Отражаются в форме ощущений, что задаёт название стадии – сенсорная. 3А) Форма поведения здесь – инстинкт с точки зрения этолога или безусловный рефлекс с т.з. физиолога.

Представление об инстинкте. Сегодня некоторые исследователи считают, что инстинктов вообще нет (даже насекомое перед решающим уколом жертвы заранее определяют направление) а другие – что они есть и даже у человека. Важно понять что такое инстинкт. Есть классическое понимание (жесткое) и современное (вносят уточнение в классическое). Классическое определение инстинкта – это форма не индивидуального, а видового опыта, генетически заданного врожденного. Инстинкт – это достаточно жесткая врожденная программа, последовательность элементарных движений (звеньев) каждое из которых возникает в ответ на воздействие какого-либо свойства среды. Жесткая цепочка из ряда звеньев. Этолог начала века – Фабр настаивал на том, что инстинкт это очень жесткая программа. Например, как мотылёк выбирается из своей личинки. Ему нужно прогрызть в коконе отверстие. Фабр кладёт кокон в стеклянную трубочку и закрывает её таким же точно веществом и насекомое не может его прогрызть и погибает.

Современные представления об инстинкте. Используется слово научение, навык. К.Э. Фабри называет это облигатным (необходимым) научением. Лоренц называет это импринтингом (запечатлением[207]). Инстинкт становится формой поведения уже при жизни, он доопределяется. Лоренц исследует гусят. Они следуют за матерью. Обычно гусята следуют за матерью к воде. Лоренц заменяет мать её муляжом и тогда гусята идут за этим муляжом. В конце-концов окажется, что гусята пойдут за любым объектом (подушка, лодка, сам экспериментатор). Инстинкт доопределяется при жизни, но он определяется ключевым раздражителем. В случае с гусятами – это движение объекта. Импринтинг – это акт опредмечивания инстинкта. И во-вторых с неизменностью закрепляется желаемый результат (попасть в какое-то место на теле жертвы и т.д.). А способ достижения результата может меняться.

Перед переходом к Б) знаменитый пример из Леонтьева. Опыт об американском сомике (рыбке). Сомик находится в аквариуме и корм для него располагается в этом же аквариуме, но в отличие от пр ивычных условий жизни приманка загорожена марлевой перегородкой, а проход в ней находится в стороне от прямого пути. Сомик поплывёт к приманке, п.ч. реагирует на свойство – запах. Упирается в перегородку и начинает совершать опробывательные движения по всей длине преграды до тех пор, пока не попадает в проходное отверстие. И лишь постепенно при следующих попытках он начинает проплывать в проход сразу. Сомик не различает предметов. Если убрать перегородку, казалось бы надо прямо плыть к конечному результату. Но сомик продолжает идти к бывшему недавно проходу в перегородке и лишь постепенно его траектория становится прямой.

Титченер говорил, что интроспективно можно исследовать даже психику животного, если поставить мысленно себя на место животного. В мире животного нет предметов, есть только их свойства. Когда общий психолог смотрит ТВ он видит только иллюстрации к курсу. В американских боевиках хэппи-энд гарантирован, а приключений масса. Показывают боевик, где туристам за большие деньги предлагают побывать либо в древней Греции, либо в средневековье, либо на диком ковбойском западе. Можно сколько угодно раз стрелять в ковбоя и он будет шикарно падать. Робота[208]ковбоя играет Юл Бриннер. Но что-то в роботах меняется, они взбунтовались. И нам показывают как видит робот окружающий мир: жертва в виде набора пятен. Робот вот-вот нанесет решающий удар по туристу, но тот хватает факел и робот наносит удар по самой яркой точке, т.е. по факелу. Потому что робот как сомик не отражает предметов.

Б) Перцептивная стадия развития психики. 1аБ) В среде возникают отношения между предметами как между конечным результатом и условием его достижения. Это среда предметных отношений. 1бБ) Надо отражать и различать предметы. 2Б) Отражаются предметы в форме образов 3Б) Форму поведения называли дрессурой. Позже это назвали навыком, индивидуально-изменчивым научением для этолога, а для физиолога – условный рефлекс, а для Леонтьева это двигательная операция.

Лекция 10 (27.11.97) (наверх)

==================

Тема 4. Возникновение и развитие психики

1. Критерии психологического. Возникновение и развитие чувствительности (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец).

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я.Гальперин)

2. Стадии развития психики и поведения животных

 

Лекция 11 (28.11.97) (наверх)

  Стадии ↓ и их особенности → Тип среды Содержание отражения Форма отражения Форма поведения
Ощущение (отражение свойств) Элементарная, сенсорная Гетерогенная, вещно-оформленная Свойства объектов Ощущения Инстинкт; безусловный рефлекс
Восприятие (перцепция; отражение предметов в образах) Перцептивная Среда предметных отношений Предметы Образ Навык; условный рефлекс; операция
Мышление (понятиями; отношения между предметами) Интеллект [209] Отношения между предметами Предметные ситуации; функциональные понятия Интеллект; 2 фазы; использование «орудий»;

 

Навык – это форма индивидуально изменчивого поведения, индивидуального опыта. Инстинкт – форма опыта видового, а навык – индивидуального, навык это гибкое приспособление к условиям среды в отличие от жесткого инстинкта. Если инстинкт можно сравнить с определением поведения по Уотсону, то навык – поведение по Толмену. Т.е. это некое целостное представление о поведении, где каждая единичка – способ поведения не закреплена жестко, а активно строится и используется субъектом. Научение бывает классическое, оперантное и когнитивное. Кое-что из зоопсихологии. Если инстинкты были связаны с необходимым научением, то навыки это факультативное частное зависящее от условий научение. Особо следует выделить термин операция, п.ч. он используется применительно к индивидуальной деятельности. Операция – есть способ достижения конечного результата, зависящий от изменения условий.

Третья стадия В) не отличается от Б) качественно по мнению зоопсихолога. Леонтьев выделяет стадию из уважения к этологии и гештальтпсихологии. В) Интеллект. Иногда называют ручным или практическим или сенсомоторным интеллектом[210].

3В) Прежде всего надо понять разницу между навыком и интеллектом. Навык вырабатывается постепенно, интеллектуальный акт совершается внезапно. По Кёлеру это феномен инсайта, а это качественное изменение в поведении. В интеллектуальном акте всегда есть две качественно разные фазы – подготовка и реализация. Подобной разницы нет между способами поведения при факультативном научении. Признак интеллекта по Кёлеру – это возможность совершить обходное движение. А также это функциональное использование «орудий». Палка в лапе обезьяны используется функционально. На время, необходимое на подкатывание приманки палка орудие, когда приманка получена палка возвращается в природу.

2В) Далее о форме отражения. Фабри считал, что не стоит выделять третью стадию. Формально мир отражается в образах, но всё-таки если принимается феномен инсайта как факт, надо сказать, что мир отражается не в отдельных образах, а целостными предметными ситуациями. Ведь инсайт – это и есть целостная организация проблемной ситуации для устранения основного конфликта. Отражается отношение между предметами в форме чего? Есть ли у животных понятия? Понятий связанных с речью как у человека в природных индивидах нет. Но какие-то другие есть. Такую форму отражения можно назвать – функциональным или ситуативным понятием.

1В) В какой среде обитает животное? В среде отношений между предметами. А каково содержание? Отражаются отношения между предметами. В какой среде животное обитает, то и отражает. Раньше делали клеточку пополам затем, что есть противоречие между типом среды и содержанием отражения, а противоречие суть источник развития. На этой стадии нет противоречия, а раз так, значит незачем развиваться и животное достигает предела своего развития.

Замечание 1. Мы начинаем сравнивать человека и животных, говорим о животных как о предмете экспериментального исследования. Животное, о котором идет речь существует в контакте с человеком, у него изменилась среда обитания. Животные, которые обитают в городе должны были измениться. Кроме того многие эксперименты выполнены на особях, которых в природе нет (лабораторная крыса отсутствует в природе). Обсуждая любые интересные открытия на животных надо рассматривать пару животное-человек. Можно обучить обезьяну речи, но лишь в контакте с человеком.

Замечание 2. В этом вопросе обращаемся к области сравнительной психологии, где что-то надо брать за образец. Например, в сравнении себя с животным образец – сам человек. В сравнении европейца и туземца образец – европеец. И возникает европоцентризм[211]. Или, например неопытный взрослый смотрит на ребёнка, берёт за образец себя и говорит, что ребёнок хуже и менее развит. Но некоторые люди пытаются доказывать, что ребёнок и животное не хуже, а качественно иной субъект. Мы вынуждены использовать тот язык, на котором мы говорим о себе и представления, которые мы используем это наши представления. Поэтому нередко свои представления мы налагаем на природную жизнь. Другая ошибка – это антропоцентризм. Например, при описании улья пчёл используется представление о средневековом государстве.

Замечание 3. Связано с МГУ, с А.Н.Леонтьевым. Он отказывается говорить о субъективной стороне дела. Скажем, Гальперин говорит, что животное эмоционально побуждается запахом пищи, когда голодно и ищет еду. Например, П.К.Анохин говорит что эмоция гонит искать пищу. Но Леонтьев говорит только об объективной стороне дела, не берёт на себя ответственность за эмоциональную или аффективно-волевую сферу. Направление и побуждение для него совпадают. У Леонтьева мотив деятельности – это предмет в среде деятельности. Он не отождествляет людей с животными, отказывается от антропоцентризма.

Деятельность человеческую мы назовём трудом. И труд[212] в общем смысле – есть преобразование природы, в том числе собственной природы. К.Э.Фабри ту же самую мысль формулировал так: животное приспосабливается к среде, а человек её преобразует.

Особенности трудовой деятельности Филогенетические предпосылки Природные ограничения
Совместная; орудийная Групповое поведение[213]; «сообщества»; средства общения; Функциональное использование орудий Но: эти предпосылки отделены друг от друга, не взаимосвязаны; у животных нет разделения труда;
Возникновение действий; необходимость сознания; Двухфазное решение задачи; учёт пространственно-временных условий Но: нет учёта социальных условий.
а) Наличие материальной культуры «Изготовление орудий труда» Но: орудие используется, но не сохраняется
б) Наличие знаковой речи Классика: общение сигналами Но: нет знаков
Соврем: возможность обучения знаковой речи, жестами[214] Но: в этом нет естественной необходимости
       

 

Столбцы: 1) Особенности трудовой деятельности. 2) Филогенетические предпосылки особенностей. 3) Природные ограничения. Совместный характер труда, трудовая деятельность социальна, общественна и кроме того она является орудийной. У животных есть групповое поведение, есть наличие сообществ, есть средства общения, б) есть функциональное использование орудий[215]. Но эти предпосылки отделены друг от друга, они не взаимосвязаны. Пусть у животных есть общества как у нас. Но у нас есть в городах символика, совместность и орудийность взаимосвязаны. У животных нет разделения труда. Пчелиный улей это единый организм.

1Б) Возникновение действий и необходимость сознания. Притча о загонщике – ведущий пример Леонтьева, анализ деятельности на примере коллективной охоты. Кто-то вырыл яму, кто-то сидит около ямы и ждёт когда появится зверь. А есть ещё загонщик, который гонит зверя к яме. Каков мотив загонщика животных? На языке Леонтьева его мотив – это загнанный зверь, приготовленный в виде жаркого. Что тогда делает загонщик? Он гонит зверя от себя, собственный мотив от себя же и отгоняет. Тогда цель его в том, чтобы гнать зверя. В этом процессе общий мотив и конкретная цель не совпадают.

Действие – это процесс, конечный результат (мотив) и конкретная цель которого не совпадают. Необходимо предположить, что загонщик понимает смысл своего действия. Разумный смысл – есть понимание, осознание отношения мотива к цели. Не только загонщик, но и тот кто выкапывал яму и кто будет закалывать животное – все они понимают смысл своих действий. А если деятельность у них совместная, то они понимают и смысл действий других участников охоты. Если есть действие, то человеку в обществе необходимо сознание (совместное знание).

Первый смысл – биологический, связанный с существованием организма (полезно/вредно). Далее идёт социальный или разумный сознательный смысл – это и есть осознание отношения мотива к цели (что такое хорошо и что такое плохо). И, наконец, переход к личности – личностный смысл[216], связанный с культурой, с соблюдением технологий. Личностный смысл и разумный пока совпадают. Иногда говорят мой собственный смысл, некий антропоцентризм, что неверно. Когда ушёл Леонтьев организовалась группа и сказала «Мы будем заниматься смыслом.» Польский психолог старательно написал работу про смысл в советской психологии, упомянул всех. Но метр психологии сказал спасибо поляку словно тот туземец. А вообще-то говоря слово «смысл» нужно было чтобы создать свою группу, слово несло характер социального ярлыка.

Нечто подобное есть у животных на стадии интеллекта, когда обход препятствий. Двухфазное решение задачи. Учёт пространственно временных условий. Но нет учёта социальных условий. Споры по этому поводу бесконечны. Забавный пример. Есть стая обезьян, вожак стаи самый сильный самец. Дело происходит в Сухуми, в заповеднике. Трое рабочих с большим трудом откатывают тяжелый камень, под ним приманка, они задвигают и уходят. Вожак стаи подходит к камню и с усилием пытается его сдвинуть ничего не выходит. Рядом его подчиненные, казалось бы почему не помочь. Но нет вожак сам отодвигает камень. Другой пример. С волками. Они тоже гонят дичь, формально они социальное сообщество, трудятся совместно. Так ли? Когда стая волков голодных и самых выносливых приближаются к жертве там мотив и цель совпадают. Есть что-то вроде соревнования кто быстрее отхватит лучший кусок. Представим на месте руководителя общества пациента психоаналитика. У него перепуталось природное и культурное. Ему главное – это нужда, очень хочет кушать. Когда стал начальником, прежде всего скушал то, что осталось на месте прошлого царя. Я обещал всеобщее счастье? Сейчас будем его делать! И появляется «трудный труд». Он говорит: надо нарушить технологию (булка должна печься сколько-то время, квас выдерживаться сколько-то дней). Трудный труд – ударный, т.е. нарушается технология. Пациент рассуждает как животное на стадии интеллекта – обходное движение надо совершить. Этот начальник пишет программу труда, а исполнять будут другие. Социализм, например, это учёт и контроль. Исполнение всегда остаётся другому. В трудном труде исчезает смысл. Загонщику говорят: ты ударно трудишься? Зверя в яму загоняю. Если ты ударник, то должен гонять зверя около ямы сколько-то часов. Такому загонщику все награды кажутся горькими конфетами. Это каторжный труд, который точно предсказал Достоевский. На каторге сначала легко – думать не надо, всё за тебя решают. Потом как-то неудобно из-за подневольности. Но настоящая каторга будет тогда, когда человека заставят выкапывать яму и сразу же закапывать. «Арестант удавился бы, только б избавить себя от стыда и муки.» А теперь говорит Мамардашвили: «Посмотрите во двор, где бессмысленно дергается машина. Сегодня ломают асфальт, завтра его опять восстанавливают, а через три дня опять ломают. Выполняется одна и та же операция. Уничтожение труда характеризует социализм, социализм – враг труда.» Бытие определяет сознание, а не наоборот. И если какой-нибудь человек ради самых светлых побуждений использовал грязные средства (скажем, использовал уголовников для того, чтобы победить в гражданской войне, а потом уголовников посадил в тюрьму), то определяет его поведение не то, о чём он думает, а то что он делает. Он создает прецедент бесполезного труда. Пациент аналитика говорит: чего не пожелается, того никогда не произойдёт и всё наоборот. «Мир, труд, свобода, равенство, братство и счастье всех народов.» (Мир – это война, труд – это лень и т.д.; что не пожелается всё наоборот сбывается) Какова переходная стадия между коммунизмом и социализмом? Алкоголизм.

Наличие материальной культуры. Например, наличие на первобытной стоянке топора, орудия труда. Или когда находят захороненные останки. Или когда находят наскальные рисунки, искусство. Значит в этих местах был человек. Наличие знаковой речи. Знак [217] позволяет заместить объект и действие с ним, с помощью знаков можно оперировать с объектом мысленно. Тот, у кого есть знаки, мыслит, мир для него разделён на материально-предметный и мысленный мир.

У животных есть изготовление аналогов орудий труда. Классический ответ; у животных речь есть, но в виде сигналов, за которыми стоят аффективное состояние, потребность эмоции. Современный ответ: возможность обучения высших животных знаковой жестовой речи.

3В) а) Орудие используется, но не сохраняется. б) классический ответ – но нет знаков у животных. Современный ответ – допустим есть знаковая речь, животное зависимое от человека в дикой стае будет снабжено чем-то лишним. Животное выпущенное в стаю могут обучать своим навыкам других. Обезьяну можно научить речи, но в этом нет естественной необходимости. Обезьяны изобретают новые слова, правда лучше их не слушать.

Обезьяны конечно умеют говорить, но они молчат, чтобы их не заставили работать.

Лекция 12 (5.12.97) (наверх)

Первый вопрос. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение (1:42)

Деятельность[218]– философская категория, пришедшая к нам в страну благодаря трудам Маркса. Деятельность пока заменяет бытие. Любая профессиональная деятельность или общение. Это слово иногда в этой теме возможно будет заменять словом «поведение». Слово регуляция можно подразделить на внешнюю и внутреннюю. Вторая в этой теме не интересна. В отличие от внешней, приходящей от людей предметов и др. В 6 теме будем говорить о внутренней регуляции. Слово социокультурная значит, что в этой теме мы говорим прежде всего о социальном индивиде. Но ничто не мешает социальному индивиду быть личностью.

В этом вопросе мы сотрудничаем с социологом и социальным психологом. Современная социология возникла во Франции в начале ХХ в., основателем был ученый Э.Дюркгейм, который выделил понятие социального фактора. До него считалось, что наши коллективные представления (язык на котором говорим, моральные нормы которые соблюданием, юридические) являются результатом общественного договора (это пошло от философа Руссо). Он же сказал, что социальные факты не зависят от конкретного индивида и как бы навязаны ему, должны быть им присвоены с необходимостью.

Социолог и психолог по образованию философ Люсьен Леви-Брюль. Известен за введение термина первобытного сознания (первое бытие человека как социального индивида). Он сказал о коллективных представлениях в первобытных отсталых заброшенных обществах. Коллективное представление есть единство познавательных (интеллектуальных), аффективных (эмоциональных) и волевых (моторных) компонентов. То есть для первобытного человека иметь какое-то представление – это одновременно испытать сильную эмоцию и быть готовым к какому-то действию. Лучше назвать такие представления убеждениями[219]. В социологии ценность[220], в психологии установка[221], убеждение, мировоззрение[222]и т.д.

В начале 20-х появляется теория социальных ролей. Если по Шекспиру мир театр, то люди в нём актеры. Если социальная жизнь (например, по Бёрну) это игра[223], то значит надо играть какую-то роль. Поначалу эта теория казалась необычной, сегодня она общепринята и научна. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальная позиция – это объективное место в общественной организации, которое может и должен занять человек. Профессиональное место, семейная позиция, то есть что-то заданное человеку извне. Даже если человек её не займет позиция всё равно будет существовать. Три различения применительно к социальным позициям: 1) Долговременные и кратковременные. Долговременные например профессиональная, семейная, воспитательная. Кратковременные скажем пешеход на улице, покупатель в магазине, зритель в театре. 2) Каждая позиция в принципе имеет противоположную или контрапозицию. Например, в долговременных мать и дочь, отец и сын, муж и жена, профессионал и дилетант предполагают друг друга, какое-то социальное взаимодействие. В кратковременных пешеход и водитель, зритель и актер, покупатель и продавец. Вывод, что каждый человек сочетает несколько позиций. Например, быть отцом своего ребенка и одновременно пешеходом и профессионалом и т.д. Иногда между позициями могут возникать конфликты. 3) Наличие или отсутствие специальных общественных институтов. Например, врачей надо долгое время обучать. А тому, как стать мужчиной или женщиной нигде не учат. Это сложнейший путь социализации[224]. Норма – это объективное правило, позволяющее занять позицию. И если нормы нигде не записаны, то говорят о социальных стереотипах[225]. Нигде не записано что такое мужчина или женщина, а стереотипы фемининности и маскулинности есть. Это очень устойчивые стереотипы. А стереотип женской красоты например един для всего мира. Женщины, которые называют себя феминистками скажут, что грузчик в порту тоже женская профессия. Хотя чаще считают, что женщина это домохозяйка, а муж это трудяга.

Необходимо ввести термин социального ожидания – это требование, которое предполагается соблюдаемым тем, кто занимает социальную позицию. Он реально может не соответствовать требованиям, но от него их требуют. Например, от врача ждут соблюдения правила «Не навреди». Три группы социальных ожиданий: 1) Наличие внутренних убеждений, ценностей, установок. Это требование самое важное, обряд посвящения или инициации. Например, юноша долго выносит мучения чтобы, наконец, принести клятву на верность своему обществу. Или, например, клятва Гиппократа у врачей. Это требование характерно для долговременных позиций. 2) Наличие технологических знаний и умений. Тот же самый врач может навредить больному, если его плохо научили. Эта группа характерна и для долговременных и для кратковременных позиций. 3) Наличие способов общения и правил их применения. Этика общения. Например, Бёрн, сказавший, что общение – суть игра. В игре необходимо хитрить иначе проиграешь. Наивно стонать о том, что все вокруг лгут или о двойных стандартах. Например, слепоглухонемых[226]детей в 6 лет в сюжетно-ролевых играх учат лгать, потому что умение лгать – это умение хранить тайну. Бёрн отдельный акт общения назвал сделкой и когда мы общаемся, мы дарим что-то своему партнеру, дарим общение. И хотя нигде не написано сколько надо отдавать общения нормы тут всё-таки есть. Страшная пытка – дефицит общения[227]. Или другое – вас кто-то перепутал с другом детства – избыток общения.

Социальная роль [228] – это совокупность выполняемых социальных ожиданий. То есть объединили все три группы и сказали, что если все ожидания оправдываются, то мы имеем дело с социальной ролью. Разница позиции и роли. Прежде всего, позиция объективна, а роль субъективна. Роль – это психологический эквивалент позиции. Роль, как правило, шире, чем позиция. Роль является резервом для развития позиции. До какого предела можно развивать позицию. Например, позиция секретаря большого начальника. Позиция – координировать и т.д. А роль полнотелая секретарша восседающая на горе шоколада, рядом томятся пришельцы к начальнику и т.д. Это излишнее расширение. Секретарше будет стыдно за то, что они именно так поняли свою роль. И пример с другой стороны. Позиция генеральный секретарь СССР. А роль – секретарша. И в случае Горбачева роль стала слишком большой и позиция не выдержала. Он сказал «Да вы не представляете что я с вами со всеми могу сделать.»

Сравним слова роль и образ «Я». Как себя отличает или нет человек от своей роли. У Юнга есть термин архетип. Одним из архетипов, с которым мы впервые сталкиваемся в бессознательном называется тенью, а защита от него – это персона или маска. Пока человек осваивает роль, он отождествляет себя с маской и маска иногда очень нужна. Но бывает, когда роль освоена и можно над собой немного посмеяться. Есть обряд посвящение, а есть смеховой. Типичное чувство актёра: меня путают с моими персонажами. Юнг бы предложил упражнение: представить себе то, в какой одежде привык появляться на работе. И в течение недели отказаться от этой одежды, не носить. Или дать такую же одежду коллеге. Басилашвили все любит и знают по фильму «Осенний марафон» (роль уставшего ковбоя). Его путали с ролью, чтоб не путали он взял птичье перышко, поместил его себе за ухо и в таком виде неделю везде появлялся и смотрел как реагируют. В кино обычно ходят в верхней одежде. Университет снял вечерний сеанс и некоторые женщины испытывали странное ощущение у гардероба. Верхняя одежда шикарная (шуба и т.д.), а под ней у некоторых домашняя одежда.

Механизмы присвоения социальных ролей. На примере половых ролей. Каким образом например мальчик понимает, что он мальчик. Первый ответ даёт бихевиоризм. Социальная роль даётся научением. Поощряют за мальчиковое поведение, а наказывают за его отсутствие. Второй ответ по когнитивной психологии[229]. Толмен говорит о когнитивном (познавательном) научении. И здесь присвоение роли есть результат самокатегоризации, то есть когнитивный психолог предполагает, что у мальчика должно сформироваться представление о стереотипном поведении, которое он будет сравнивать с самим собой. У девочек, например картинка в модном журнале может стать когнитивной категорией, представлением. Третий ответ по психоанализу. Присвоение роли – это результат эмоциональной аффективной идентификации, отождествление себя с кем-то. Значит, на начальных этапах эмоционально идентифицировать себя с образцом. Например, при Эдиповом комплексе полное эмоциональное подражание[230] сына отцу.

Стадии присвоения ролей. Можно долгое время исследовать присвоение ролей (лонгитюдное исследование[231]). Можно взять, например, случай, когда при рождении пол[232] ребёнку установили неверно. И воспитывали мальчика как девочку. И тогда необходимо обсудить стадии присвоения ролей на примере психологической смены пола. 1) Ориентационная стадия – это выбор конкретного образца и идентификация с ним. Кто-то из мед. персонала должен сыграть для девочки роль проводника в роль женщины. Никакой муляж не заменит настоящего человека. 2) Имитационная подражательная стадия – процесс буквального подражания образцу. Все виды ожиданий, поведения осваиваются заново. Этот период самый длительный. 3) Трансформационная стадия, преобразовательная – это освоение технологических умений и убеждение, социальных ожиданий и изменение отношения к образцу. Это психологическое освобождение от образца.

Второй вопрос. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятие высшей психической функции (Л.С.Выготский) (0:52)

Нас воспитывают как люди, так и вещи. У Дюркгейма был ученик Ш. Блондель: «Первая пеленка ребенка – это саванн его природной индивидуальности.» После оборачивания ребенка в пеленку кончилось чисто природное развитие, теперь оно также и культурное. Пеленка, ложка, игрушка – это культурные предметы. А потом дальше знаки. Так начинается знакомство с миром материальной культуры. Например, первоначально ложка – это заведомо лишний предмет, потому что удобнее есть рукой. Зачем жить культурно,когда можно по природному. Первый этап естественного развития. Ложка это продолжение руки. Каша всё время оказывается за ухом. Второй этап искусственного развития. С помощью взрослого рука подчиняется логике орудия, рука движется неестественно, приучается есть так как велит ложка.

Основной культурный запрет. К. Леви - Стросс считает, что первым культурным запретом является так называемый запрет инцеста, запрет кровосмешения. Нельзя заключать браки между братьями и сестрами, внутри своей семьи. Такая семья вымрет, это будет пародия на человека. Почему культурный запрет? Есть общество или семья А и ей надо обращаться за женихом или невестой в другую семью Б. И тогда Леви-Стросс скажет, что если бы не было запрета, то не существовало бы обмена знаками. А этот обмен необходим, так как человек – знаковое существо. Словоблудие можно сравнить с супружеской изменой.

Первый психологический запрет. Психология – это наука о душе. Джемс говорит, что есть не только душа но есть ещё и дух. Возможна ли наука о духе? Нет, потому что вместо свободы будет рабство, вместо истины ложь и так далее. Если психология религии с маленькой буквы, то всё нормально, когда изучают религиозных верующих людей. Но если Религия с большой буквы, то есть человек не соблюдает психологической тайну, то надо опасаться такой психологии. Психолог исследователь должен соблюдать правило – психолог обязан быть безрелигиозным. Почему невозможна наука о боге с большой буквы. Потому что в науке о Боге невозможен эксперимент. Единственный возможный эксперимент в такой науке был бы убийством себе подобного, а значит самоубийство (а это запрещено в христианской вере). В науке о духе только люди без высшего образования. «Введение в христианскую психологию» означает «Конец общей психологии». Наука психология может быть только общей.

Обратимся только к одной психической функции – памяти. Жане произносит фразу: человеческая память не нужна отдельному человеку. Человеческая – значит смысловая память, связанная с речью. А есть также образная, аффективная и двигательная и др. (эти виды есть и у животных). Выготский говорио: «ребёнок мыслит потому что помнит, а взрослый помнит, потому что мыслит.» У П.Жане была пациентка, которая пережила смерть матери в ужасных обстоятельствах с пьяным отцом. И эта девушка забыла о смерти матери (патология памяти). Это грубейшее нарушение, которое сопровождалось феноменом реминисценции. Человеческой памяти нет, а природная есть. То есть парадоксальная, глупая. Стоило этой девушке увидеть какую-то знакомую деталь, как она начинала выполнять ряд навязчивых движений. Отдельному человеку они не нужны. Эта девушка излечилась тогда, когда ответила на вопрос «Что случилось с матерью?», когда смогла пересказать тяжкое событие. Память по Жане – это социальное действие, рассказ, пересказ, оперирование знаками.

Понятие высшей психической функции по Л.С. Выготскому. Важно сообщить слова Тарковского о Высоцком. Андрею Арсеньевичу задают вопрос от зрителя «Ваше отношение к Высоцкому?» «Что вот мне сказать о Володе, только я скажу о нём главное. Говорят о нём, что он поэт. Извините, я сам не поэт. Я знаю например, что Пушкин поэт, а то что делал Высоцкий поэзией не могу назвать, это какой-то другой жанр, не поэт. Говорят Высоцкий певец. Бельканте это пение. А хрип подвыпившего человек не пение. Баз это музыка, а не три-четыре аккорда. Ещё говорят что он актёр. Вот тот самый следователь в сериале Говорухина – это актерский потолок Высоцкого. Итак Высоцкий не поэт, не певец, не музыкант, не актёр. Он просто гений. Высоцкий несомненно сделал искусство, символом которого он являлся. Не понятно что это за жанр. Главное, что Высоцкий запечатлел своё время, остановил его. И если когда-нибудь людям ХХI в. будет интересно, что было в середине века ХХ надо обращаться к Высоцкому.»

А.Р.Лурия друг Выготского вставляет в свою книгу слова «Поймите главное, Выготский гений.» Не бойтесь критиковать Выготского, но пусть это будет критика, а не брань. Скажем пишет Выготский про Спинозу (считал что его надо было изучать). Редактор просит написать про Декарта. Выготский берёт у другого автора кусок про Декарта и просит сразу же печатать. В творчестве не бывает плагиата. Выготский озорной человек. Ставили они с Лурией интересные опыты, а к ним к празднику приезжает видный гештальтпсихолог Курт Кофка. Выготский себе позволил тогда экстраполировать результаты, ещё не полученные. Или центральная книга «Мышление и речь». В ней 7 глав. Первые как школьный учебник до четвертой. В пятой интересная методика её надо интерпретировать. Шестая начинает удлиняться. Понятно что он смертельно болен, он надиктовывает на кухне. Седьмая глава – это уже бред. Западные журналисты говорили, что Выготский – это Моцарт в психологии. Наша страна в психологии сильно отстала от запада, но можно позавидовать тому, что у нас есть идеи Выготского. И это гениальные идеи находятся в основном в седьмой главе.

Высшие психические функции отличаются от естественных или натуральных. Натуральные функции в принципе непроизвольны. Что-то обращает на себя внимание (грянул гром, вспыхнул свет), запоминается лучше то что обратило на себя внимание, пороги чувствительности острота зрения[233]это что-то натуральное, ручной интеллект шимпанзе. А вот высшие психические функции создаются или когда ребенок, то у него их формируют. Выготский не только основатель отечественной психологии, но и дефектологии. Он говорит: любой органический дефект – это социокультурное, но прежде всего социальное явление. Любой дефект может быть преобразован в качество социального индивида. Нужно только средства найти. Любой дефект – это задача для общества. Когда-то было много лозунгов «Всё для человека, для блага» и остроумный чукча был в Москве и видел, на благо какого человека всё происходит. Есть проблема отношения к инвалидам. В 86 г. впервые показали документальный фильм о зимней олимпиаде для инвалидов. На лицах их было социальное счастье. На западе для инвалидов созданы такие условия, в которых они абсолютно полноценны.

Рассмотрим общий закон развития высших психических функций. Методика двойной стимул яции. Основная задача, например, запомнить 20 слов – это первый ряд стимулов. Не заучить, а запомнить, чтобы сразу же воспроизвести. Второй ряд стимулов это средства. Предъявляются слова для запоминания[234]. Когда испытуемому назвали слово, он может взять карточку, как-то связать с ней слово и положить карточку перед собой. В результате, когда предъявили слова перед испытуемым лежит 20 карточек. Продуктивность запоминания при этом повышается, правда смотря в каком возрасте. Группы дошкольников, младших школьников и взрослые студенты. По оси Y продуктивность запоминания слов как показатель выполнения основной задачи.

Результаты. В дошкольном возрасте внешние средства практически не повышают продуктивность запоминания. В младшем школьном возрасте внешние средства значительно повышают продуктивность запоминания. У взрослых при высокой продуктивности запоминания внешние средства практически не повышают её. Выводы. Нижние точки называются естественным развитием, а верхние точки обучение. И тогда вывод: обучение должно опираться на определенный уровень естественного развития. Иными словами всему надо учить вовремя. Организм должен созреть. В случае младшей школы обучение направляет естественное развитие и как бы ведёт его за собой. Обучение создаёт зону ближайшего развития[235] – это различие между тем, что ребенок может сделать сам без помощи средств и тем, что ему становится доступно при участии взрослого с использованием средств. В случае со взрослыми Выготский говорит, что средства есть, но они не внешние, а уже внутренние. Процесс перехода от младшего к взрослому Выготский назвал интериоризацией [236](вращивание внутрь) – это процесс преобразования внешних средств во внутренние и создания собственных средств для управления своим поведением. Выготского не правильно поняли, что цветные карточки надо запоминать на всю жизнь. Нет, ребёнок понял что своей памятью можно управлять с помощью средств, после чего он начинает создавать собственные средства.

«Маленькая книжка о большой памяти». Кстати, самая большая феноменальная память у первобытных людей. Но на то чтобы запоминать у них уходит весь психический труд, они с помощью этого выживают. У приятеля Лурии была феноменальная эйдетическая память, то есть образная. Это ему мешало работать журналистом, потому что ни одно событие толком не мог пересказать. Попросил Лурию о помощи. Одна деталь наворачивается на другую. И Лурия разработал из этого природного дефекта эйдотехнику. Образы он сделал средствами для запоминания. Журналистом не стал, пошёл на сцену и зарабатывал на хлеб своей памятью. Он ставит себя в начале улицы и ему начинают называть слова, только не абстрактные слова. И он по эйдотехники расставляет предметы по обеим сторонам улицы и всё это образно откладывается у него в памяти. Чтобы назвать предметы он ставил себя в начало улицы и считывал образы.

Противоположный интериоризации процесс экстериоризации [237](выведение вовне) – это процесс создания внешних средств для управления даже такими психическими или психотелесными функциями, которые не осознаются. Например, никто не осознает мозговую биоритмику, но можно ею управлять. Если построить адекватные внешние средства. Может ли человек изменить свою мозговую ритмику? Есть психотехника. Биологическая обратная связь. Основной ритм α, состояние расслабленности. Например, ставится перед лицом два экрана или на одном экране два графика (или два наушника). Справа идет синусоида с частотой 8 герц – эталонная. А на левой стороне идет биоритмика этого человека с другой частотой. И тогда его просят попытаться сделать так, чтобы на обоих экранах были синусоиды с одной и той же частотой. Всё что описано в техниках (НЛП и т.д.) работает только в состоянии медитации.

Основные свойства высших психических функций: 1) Эти функции социальны по существу, то есть они разделены между людьми. Иногда говорят, социальны по природе (по сущности). 2) Они опосредствованы по характеру, то есть средствами управления собой являются орудия и знаки. 3) Они произвольны по формированию (по процессу формирования; произвольность это результат освоения средств). Например, у ребенка проблема. Не может правильно одеваться на улицу. У него математический талант[238]. На каждую вещь он придумал некую числовую формулу. Лист с формулами вывесили в коридоре. В конце приключения с числами ребенок оказывался одетым. 4) Они системны по своему строению. Каждая эта функция построена как система на материале многих натуральных функций. Вся вышеозначенная концепция называется культурно-историческим[239] развитием высших психических функций.

Лекция 13 (12.12.97) (наверх)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.