Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий вопрос. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Пиаже)




Выготского интересовало, что когда возникает понятие, ребёнок начинает осознавать признаки, начинает рассуждать (Пиаже назовёт эту стадию конкретные операции, а истинные понятия – формальные операции). Выготский не читал позднего Пиаже, а только раннего и нашёл там слова о том, что понятия бывают спонтанные и не спонтанные. Суть в том, что одни понятия формирует у себя сам ребенок в своем опыте, а другим понятиям его обучают. Спонтанные Выготский называет житейскими, а не спонтанные научными.

Это проблема осознания признаков. Понимает испытуемый, что он делает или нет. Русского человека надо научить мыслить на своём языке, иначе он будет только говорить на нём.

Ж.И.Шифпоставила по просьбе Выготского эксперимент.

 

В стимульной ситуации испытуемому предлагались логические задачи на житейском и научном материале. Скажем, даётся набор рисунков «мальчик упал с велосипеда потому что …» и надо продолжить. Причинно-следственные связи с «потому что». Другим испытуемым с «хотя» (несмотря на то, что). Ребёнок сначала осваивает союз потому что (каждый раз, когда он спрашивает, ему отвечают «потому что»). А «хотя» осваивается позже.

Научный материал из незнакомого для ребенка, например из обществознания, общественно-политическая тематика. Скажем «В СССР можно планировать труд, потому что …» продолжить. «А в Англии можно планировать труд?» Можно, хотя там нет социализма и пр. В Англии можно планировать результаты труда, потому что… Вот такой запутанный для ребенка материал. Эмпирического опыта нет.

Какие получились результаты. Сначала про житейский материал. Редкое исключение – нужно проградуировать ось ординат. Союз «потому что»: школьники 2-го класса ответили на научном материале 79,7%, а на житейском материале – 59%. Ученики 4-го класса те же задачи решили так: 81,8%, а на житейском материале 81,3%.

Выготский рассуждает. Для него верхняя линия – это ни что иное как поздняя часть параллелограмма развития. И он достраивает параллелограмм. И он говорит, что верхняя линия означает, что ребенок развивается не спонтанно, что его обучают, дают ему научный материал. А нижняя часть – это материал житейский, на котором ребенок развивается сам. Идея в том, что житейские и научные понятия взаимодействуют.

Обучение ведёт за собой развитие, создаёт зону ближайшего развития. Житейские понятия[471] сильны своей эмпирической достоверностью. Но в них нет (или может не быть) осознанности признака, т.е. это может быть псевдопонятие. У научных понятий всё наоборот. Они сильны тем, что с самого начала задан значимый ключевой для формирования понятия признак. А слабость в утрате эмпирических оснований.

Научные понятия создают зону ближайшего развития для житейских. Представим, что житейский материал понятен хорошо, а если понятен научный пример, то понятно как выделять признаки и станет выделять их в знакомом житейском материале.

Результаты с союзом «хотя». У учеников 2-го класса на научном материале - 21,3%, а на житейском - 16,2%. У учеников 4-го: на научном - 79,7%, на житейском - 65,5%.

В любом случае если ребенок освоил союзы «потому что» и «хотя», он начинает осознавать процесс своего мышления и следовательно он уже не может мыслить никак иначе, как только понятиями. Теперь имеет смысл различать значение[472] и смысл[473] слова.

Значение и смысл слова. Когда мы различение проходили по Леонтьеву. Обычно отвечают так, что значения общественны, а смыслы индивидуальны. Леонтьев это различение делал не только так. Когда значения общественны, то они слиты со смыслом, а когда они индивидуальны, то они различаются. Главное, что смысл связан с мотивом. А значение связано с познанием.

Но нельзя путать Леонтьева с Выготским. Выготский говорит, значение всегда имеет контекст. Бывают многозначные слова. А вот в отличие от значений смысл слова – это бесконечный контекст. У значений ограниченное число контекстов, а у смысла бесконечный контекст. Постоянно извлекаются новые смыслы слов. У Выготского нет определений. Берёт их у Фредерика Полана. Смысл – это совокупность всех психических (сознательных) представлений (состояний, событий, переживаний, впечатлений), связанных с ним. Идея состоит в том, что эта совокупность не исчерпана. Значение - неограниченное число контекстов (их перечисляет толковый словарь), а смыслы ограниченное. Смыслы доминируют над значениями. Вначале было Слово, сначала человек начал что-то понимать.

А каковы особенности внутренней речи, какое это имеет к ней отношение? Внутренняя – эта та речь, которая произошла из внешней, потом была эгоцентрической и в конце концов стала внутренней. И в конце у неё появляются особенности. У всякого слова есть контекст, в котором его понимают.

Степень развернутости контекста. Самая развернутая по контексту – письменная речь (нельзя писать внутренней речью, п.ч. это без учёта контекста, без учёта того кто будет читать). Далее монологическая устная речь (если записать устную речь, то многое может оказаться непонятным, п.ч. много передаётся невербально, интонационно и т.д.). Затем по сокращенности диалог[474]. Самая сокращенная внутренняя речь. Во внутренней - исчезает психологическое подлежащее, а вот психологическое сказуемое сохранится. Подлежащее в логике – это субъект, сказуемое – предикат.

Т.о. первая особенность внутренней речи – предикативность. Вторая особенность – доминирование смыслов над значениями.

Смысл слова это резерв развития значений. Люди начали говорить, понимая значения, а подлинного смысла не понимали. Понимать смыслы слов – это значит постепенно убирать лишние слова. (например, как может выразить горе мать, когда ей предлагают такие значения как «интернационализм» и т.д.). Доминирование смыслов над значениями имеют два варианта. Первый вариант – значения как бы слипаются, происходит агглютинация слов. А значит, слипаются значения слов, которые объединены неким общим смыслом. Выготский жил во времена аббревиатур (СССР или РСФСР писали с точками, а потом стали писать без точек, значения слиплись). Второй вариант – обратный как бы дополняющий первый, влияние смысла (вливание смысла в значение). Прежде всего, имеет в виду названия литературных героев, названия романов и т.д. Значение у чего-то одно, а смыслов у него может быть много. Слова содержат резервы.

Пример лишнего слова. Что такое слово смысл – это греческое логос. Это и есть разумное слово. Ну а что такое идея? (говорят, что россиянам хорошо бы найти некую общую идею) Слово идея по курсу идёт от Платона. Это и есть тоже – понятие (например, истинная сущность стола или стула). Разумный смысл. Нет ли в нашем языке слова, где в одном слове говорится смыслосмыслие. Есть – ИДЕОЛОГИЯ. Что это такое? Такое слово, наверное, кому-то нужно. Кому мало сказать идея, а надо сказать разумная идея. Была идеология, а теперь нет. Так не может говорить психолог. Если какой-то якобы психолог говорит «Нам нужна идеология», то с таким не надо разговаривать, надо поддерживать его культурный уровень. Самому слово идеология произносить нельзя. Тот, кто говорит об идеологии, Выготского точно не знает и не читал. Представим человека, который сам понимает, что произносит лишние слова, что чего-то не знает. Он прозревает и понимает, что нет, у слова идеология нет никакого разумного смысла. Такой человек скажет себе «Я знаю, что я ничего не знаю». Философ Сократ так же сказал. Полоумный человек говорит «Я знаю, что я знаю» это конкретные операции. А тот, кто знает, что он ничего не знает, находится на стадии формальных операций.

Конкретные и формальные операции.

Конкретные операции – это группировка наглядных представлений (по Пиаже). У ребенка есть пять признаков группировки (Композиция, ассоциативность и т.д.). Первое - на уровне конкретных операций (от 7-8 лет до, примерно, 11) два последовательных умственных действия обретают способность координироваться в одно. Второе свойство – схема действия (уже существующая в интуитивном мышлении) становится обратимой. Третье – одна и та же точка может быть достигнута без каких-либо искажений различными путями. Четвертое – возврат в отправную точку позволяет оценить её как тождественную самой себе. Вроде бы, человек высказал при решении задачи какую-то гипотезу, но она неправильная, её отбросил. Потом вернулся, но не в ту же, а уже в другую гипотезу. Пятое – одно и то же действие, повторяясь, или ничего не добавляет к самому себе или же становится новым действием с кумулятивным результатом

Действие либо остаётся для человека одним и тем же, когда он мыслит конкретно, п.ч. не понимает, о чём он мыслит. Либо развивается его мышление кумулятивно.

Формальное мышление – для юношества, п.ч. полагается, что юношеские вопросы опираются не только на собственный, но и на опыт вообще, как возможность оторваться от реальности или мечтать, появляются с 11-12 лет. Формальным операциям надо обучать. А конкретные - вырастают из собственного опыта.

  Конкретные операции (III стадия) Формальные операции (IV ст.)
Предметное содержание Текущий, реальный, сиюминутный материал. Отсутствие теорий, концепций. Каждое отдельное понятие осваивается на своём материале. Материал переносится на форму суждения. Возможность построения теорий, гипотез (гипотетико-дедуктивного рассуждения). Построение теорий, не связанных с реальностью и собственными убеждениями. Форма должна отделиться от содержания.
Функции Группировка эмпирического уровня достоверности, группировка наглядных представлений, которая не позволяет сделать перенос. Уровень достоверности логический. Группировка конкретных операций. Операции операций, второго порядка, форма отделена от содержания и получаются чистые операции.
Развитие Развитие идёт по горизонтали путём смещения. Переход к новому материалу позволяет осваивать понятия на этом материале. Развиие происходит вертикально. Переход от мира реальности к миру возможности. Так должно быть, но в жизни это не так.

Пример из Пиаже. Предъявляется задача. Эдит более светлая, чем Сюзанна. Эдит более темная, чем Лили. Один человек рассуждает, что Эдит и Сюзанна блондинки. А с другой стороны Эдит и Лили брюнетки. На самом деле надо забыть про имена девочек, надо мыслить только отношениями.

Итоговая схема по концепции Пиаже. Выделяются два типа интеллекта: практический и понятийный.

 

Условно можно сказать, что всё уже имеется в конкретном интеллекте (в виде прямоугольника практических действий). Но при этом есть внутри прямоугольника кружок как наглядные представления (мы с помощью наглядных представлений управляем практическим действием). И так сказать потенциально внутри наглядных представлений штрихами кружочек логических операций.

Стадии А) Наглядно-интуитивного мышления, Б) Конкретных операций и В) Формальных операций.

Практические действия сохранились при появлении речи, а вот наглядные представления определились отдельно. И в них содержатся конкретные операции, а в них потенциальные логические операции.

В 7-8 лет отделяются наглядные представления и отдельно конкретные операции, внутри которых формальные операции.

Психолог должен учитывать потребности пациентов и должен оставаться на уровне конкретных операций, если он просто любит своих пациентов. А психолог исследователь…

С 11 лет может появиться стадия формальных операций. Отделяются конкретные операции (первого порядка) а над ними формальные операции (второго порядка).

Тема 27-28. Основные подходы к изучению познавательных процессов. (наверх)

Определение по Пиаже. Познание – это взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом.

Подобную фразу, вообще говоря, могли произнести многие. Например, С.Л. Рубинштейн. Оказывается, лектору очень ценно получать обратную связь по поводу лекций. Оказывается, в современой психотерапии тоже существует комплексный подход к человеку. Второе замечание, Шиф звали не Жанна, а Жозефина. И, наконец, хотелось бы сказать: когда приводятся примеры из Тарковского, у студентов возникает легкая улыбка, приятная лектору. Несколько маниакальное убеждение, что всю общую психологию можно изложить на материале Тарковского всё равно остаётся. «Время Мераба» - это набор фильмов, о Мамардашвили, Тарковском, Высоцком и др.

Ж. Пиаже довольно трудно отпускает от себя, хочется всё больше и больше приводить примеры, связанные с ним. Можно выделить три подхода к изучению познания и сделаем это от конца к началу. В конце фразы стоит, что познаётся объект (предмет, ситуация, в широком смысле – внешний мир). Есть отдельные теории в рамках восприятия и мышления, которые ориентируются на объект. Например, образ восприятия определяется особенностями объекта (грубо говоря, каков объект таков и образ, просится слово отражение). Такой подход, например к восприятию, адекватен тогда, когда внешний мир стандартен, типовой, не требует работы. Увидел и сразу отразил. Это объектно-ориентированный подход (1)

В середине слова познающий субъект. Есть исследователи, для которых важна не особенность объекта, а активность самого испытуемого. Зашумленная нестандартная ситуация, двузначный стимул. При восприятии неопределенного объекта всё, в конечном счете, зависит от воспринимающего. Такой процесс назовём построением образа. Это субъектно-ориентированный подход (2).

Подходим к началу определения, где слово взаимодействие. Этот третий подход в современной психологии ещё не выявлен окончательно. Теория Пиаже ориентируется как раз на взаимодействие субъекта с объектом. Мы разделяли процессы ассимиляции и аккомодации, а главное установить между ними равновесие. Они существуют вместе. Человек активно конструктивно работает в каждый данный момент. Результат процесса определяется не объектом или субъектом, а только их взаимодействием. В восприятии – это экологическая теория[475] Джеймса Гибсона (т.н. поздний Гибсон, идея которого в том, что требуется непосредственный контакт с реальностью). В мышлении – это теория творческого мышления Карла Дункер(он ввёл в психологию задачи-головоломки, в которых самое главное понять конфликт, не бояться его). Это контактный подход. (3)

(1) изучает процессы непроизвольные. Увидел и сразу отразил. (2) - произвольные. Субъект прилагает усилие. (3) - послепроизвольные. Решение приходит само собой как бы внезапно.

Будут рассмотрены процессы восприятия и мышления. В (1) мышление не имеет специфики (сводится, например, к восприятию или к памяти). В (2) наоборот центральный процесс мышление (специфику теряет восприятие и рассматривается как решение задачи). В (3) оригинальность в том, что и восприятие, и мышление качественно различаются и выступают как самостоятельные процессы.

Первый вопрос. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражения стимула) и моделирование механизмов мышления.

Общие признаки данного подхода. Первый признак - наличие универсального языка для описания любых познавательных (психических) процессов. Например, ярким случаем такого описания являются теории информации. Второй признак – реактивность (пассивность) субъекта. Например, гештальтпсихология восприятия, где образ зависит только от особенностей стимула, а от субъекта вообще не зависит. В информационных теориях реактивность субъекта можно заметить в отсутствии субъекта, п.ч. ЭВМ не может считаться субъектом мышления (это только его модель). Третий признак – сведение сложного к простому. Например, структурализм[476] сводит сложный образ к элементарным чистым ощущениям. Представители информационных теорий прямо заявляли, что сводят сложный интеллектуальный процесс к набору простейших информационных.

Теории восприятия в рамках этого подхода.

Первая относится к психологии сознания – структурализм (Вундт и главным образом Титченер). Вторая – гештальтеория. Третьи – ранние информационные теории (начало и середина 1950-х г., определившие появление когнитивной психологии). И здесь же будет ранний Гибсон. П.ч. он использует принципы этого подхода и доводит их до крайнего теоретического совершенства и назвал их перцептивной психофизикой[477].

Классический случай теории восприятия в структурализме наиболее интересен. Начинается с выделения единиц, но не просто единиц, а элементов сознания неразложимых далее. Задача структурализма – найти такого испытуемого, который бы умел выделять элементы сознания, чистые ощущения. Этот испытуемый учится 2-3 месяца аналитической интроспекцией, по Титченеру, и он совершает потом усилие. Выделять отдельные элементы предметов – сложнейшая работа. Вундт считал, что испытуемые не способны на такую работу.

Испытуемый совершает усилие, но метод интроспекции только служит сбору данных. В жизни так никто не воспринимает, не видит чистых ощущений. Активность этого испытуемого не учитывается в теории.

Про критическое возражение Уотсона о том, что испытуемый интроспекционист искажает реальность надо сказать, что такой испытуемый плохо обучен. Суть интроспекции в том, чтобы испытуемый снимал текущие данные. Можно предположить, что интроспекция будет популярна, например, у людей, занимающихся медитацией, т.к. суть их занятий во всматривании.

Прямое соответствие между стимулом и ощущением. Одни и те же энергии действуют на одни и те же органы и вызывают в них соответствующие ощущения. Прямая связь тела и души, стимула и психического события. Здесь можно вспомнить принцип специфических энергий органов чувств Мюллера.

Психология поведения в будущем сметёт психологию сознания, но этот принцип (прямой связи между стимулом и ответом) оставит. На этом принципе прямого соответствия сначала была построена не психология восприятия, а сенсорная психофизика. Основатель её – Густав Фехнер. Он начинает как философ, у которого есть цель измерения[478] количественно соотношения тела и души. Ему говорили, что это невозможно.

Фехнер предлагает заменить слово тело словом раздражитель, а слово душа словом ощущения. Пределы области раздражителей он называл порогами. Он хочет построить психофизический закон[479]. Каждому раздражителю надо приписывать число. И ощущению тоже число. Будет два множества чисел. Одно отображается в другое. Т.о. Фехнер строит психофизическую функцию. У раздражителя и ощущения измеряются интенсивность и на этом уровне можно строить количественный функциональный психофизический закон – это определённая функциональная зависимость между интенсивностями области воспринимаемых раздражителей и интенсивностями вызываемых ими ощущений.

Приходит разбойник и говорит «Я хочу убивать плохих людей». Ему надо сказать «Ты хочешь убивать плохих людей. Убери слово «плохих». Ты хочешь убивать людей. Ты кто человек? Человек. Ну, кстати, если плохих людей, то ты плохой человек. Ну тогда ты хочешь убить себя. Так почему ты жив?»

Хорошему психологу надо: 1) запретить говорить о духовности[480]и 2) повторять закон Фехнера. =)

Сенсорная психофизика имеет преимущество в том, что там не предъявляют предметов, а свойства предметов. Испытуемому работать не надо (лампочку зажгут, в наушник звук подадут). Но в психологии восприятия предъявляют предметы. Что происходит дальше.

Дальше что-то похожее на процесс опознания. К восприятию здесь необходимо добавить память. Врожденный (или приобретенный) опыт должен быть. В идеале будут иметься чистые ощущения. Средства опознания ощущений именуются образами представления, находящиеся в перцептивной памяти испытуемого. Эти образы вызываются к жизни первичными образами и, в результате, образуется видимый образ.

Образ-представление позволяет выделять значимые признаки объекта. Кстати говоря, в ранних информационных моделях распознавания образов использовался этот принцип. Признаки рассматриваются как изолированные друг от друга. То есть на каждый признак должен быть свой нейрон. Это явно не так. В таком принципе не учитывается контекст. И появляется следующая теория.

Гештальтпсихология восприятия. Типичная объектная теория. Но здесь меняется единица. Суть в том, что теперь гештальтпсихологи остаются структурными, но единицей ставят гештальт. Довели проблему контекста до совершенства. Целостная фигура на аморфном фоне. Есть прямая связь между гештальтами в психическом и физическом мирах. Гештальтпсихологи начинают выделять законы перцептивной организации (правила).

Правила перцептивной организации – это такие особенности стимула, которые влияют и полноситью определяют субъективную организацию фигуры.

Если испытуемый не применяет усилие, то он видит хорошие фигуры (прегнантные[481] – стремящиеся к равновесию, полноценные). Перцептивная организация всегда стремится к хорошей фигуре. К такой, в которой все силы уравнены. И раз так, то самой хорошей фигурой будет окружность.

Закон феноменального (перцептивного) поля. Слово поле взято из физики. Физический гештальт – это стружки вокруг магнита. А в перцептивном – это законы уравновешивания сил. Курт Левин говорил, что ситуация, в которую попадает субъект, является для него мотивационным полем.

Нужно сделать оговорку. У гештальтпсихологов особый феноменологический метод. Феномен – это такое явление, которое само себя объясняет, его требуется только описать. Процесс тут описываться не будет, п.ч. инсайт, гештальт – это акты, а не процессы (смотрел и вдруг увидел). И тогда В. Кёлер, который считается основным теоретиком гештальтпсихологии, формулирует принцип изоморфизма физических, феноменальных и мозговых структур.

Есть изоморфность, некое соответствие между гештальтами в физическом мире, гештальтами в феноменальном мире восприятия и гештальтами подобными в зрительной коре мозга. Т.е. определенные раздражения в зрительной коре мозга как бы отображают те физические и феноменальные поля. Едва ли это ответ на вопрос, это просто позиция исследователя.

Ранние информационные теории. В области восприятия нет каких-то четких имён. Они появятся в моделировании мышления. Но есть всё тот же принцип непосредственной связи между стимулом и субъектом (стимулом и образом). Д. Гибсон, который условно сюда приписан, является в области восприятия фигурой сходной по величине с Пиаже - в области изучения интеллекта. Гибсона трудно причислить к жестко ориентированному подходу. Но именно Гибсон доводит этот подход до предела. Перцептивная психофизика Гибсона ориентировалась на тезис «в стимуле есть всё».

Есть сетчаточный образ и маловато представлений. Как образ первичный сетчаточный материал опознаётся как признак. Гибсон говорит, что в стимуле или во внешнем мире есть всё необходимое для восприятия.

Что такое перцептивная психофизика. Та же самая психофизика, но в отличие от Фехнера другие единицы. Полное соответствие между объектом и восприятием. Теория прямого восприятия, без средств. Но при этом Гибсон говорит, что классические теории восприятия построены на искусственном материале. Эта условность стимула порождает гипотезу о том, что образ вроде бы надо обогащать. А настоящий стимул, который мы наблюдаем во внешнем мире не надо обогащать, а надо дифференцировать. Постепенная дифференциация (свойств, признаков и т.д.).

Классически делятся первичные образы и образы восприятия, чувственная ткань и предметные образы. Гибсон говорит – есть видимое поле (то, что находится в поле зрения при предъявлении перед испытуемым) и видимый мир. Вообще-то говоря, стимул тоже лишнее слово и его надо заменить словом «окружающая среда», в которой субъект (человек или животное) не является созерцателем. Он там обитатель. Как существо, которое не тонет в болото, а живёт в болоте. Субъект живёт в видимом мире и всё в нём движется.

Здесь ранний Гибсон превращается в позднего (экологическая теория). Ранний Гибсон иллюстрируется на аналогии с различными методами толкования сновидений. В классике стимул обогащали, Гибсон говорит – в стимуле есть всё. Аналогично классик Фрейд говорит о сновидении как о материале для свободного ассоциирования, от которого надо идти к прошлому опыту субъекта. Появлется Юнг и говорит – в сновидении есть всё необходимое для интерпретации, не нужно ассоциировать. Метод толкования сновидений по Юнгу – амплификация. Это одновременно усиление и расширение. Субъект контактирует с внешним миром.

Теории мышления.

Первая – ассоцианизм (психология сознания). Вторая - классический бихевиоризм. Третья – ранние информационные теории (Ньюэлл, Саймон). Все эти теории довольно быстро столкнулись с проблемой активности субъекта.

Мышление в ассоцианизме. Здесь мышление сводится к восприятию. А именно. Элемент является не чистым ощущением, а сенсорным представлением. П.ч. ассоциации есть сочетания чувственных представлений. Так вот к ним сводилось мышление. Здесь вопрос – как образуется понятие? Если этот вопрос объяснят, то дальше в логике будет понятие, суждение и умозаключение. Так вот суждение – это ассоциация понятий, а умозаключение – ассоциация суждений.

Но как объяснить образование понятия. Есть метод составных фотографий. Заснимали человека несколько раз во фронтальном виде. А потом снимки накладывали друг на друга, репродуцировали, составляли. Говорилось, что если лишнее отбросится то останется существенное. Но тут ошибка, п.ч. останется общее, а не существенное. Для ассоцианистов существенное – это только общее без специфики.

Чуть более серьёзная теория Мюллера диффузных репродукций. Как решается простейшая арифметическая задача. Возведение в квадрат. Ассоцианист полагает, что здесь есть два начала для ассоциативного потока чисел сомножителей. Условия и требования задачи вызывают диффузные ассоциации. И эти два потока рано или поздно наложатся, произойдёт репродукция. Вывод, что ассоциации должны быть направлены.

Мышление в классическом бихевиоризме. Вообще правильнее сказать об интеллектуальном поведении, т.к. мышление не признаётся. Надо говорить о связи стимула и реакции, а сочетание реакций есть научение. Тут мышление сводится к навыку и специфики не имеет.

У Торндайка теория проб и ошибок. Проба – это способ поведения, который может иметь успешный результат. Хаотические пробы, которые случайно подкрепляются (как у Мюллера репродукция). Инструментальное научение у Торндайка и оперантное научение у Скиннера. Фигурой подобной Джемсу в психологии сознания стал в психологии поведения Э. Толмен.

Ранние информационные теории ИИ [482]. Вовсе не ошибка, а принцип этих теорий в том, что процессы сложные (высшие) сводятся к элементарным (считывание стимула, сравнение двух стимулов и мн. др.).

Есть в задаче условие и требование. Цель смоделировать мыслительный процесс с помощью программы. Исходное (начальное) и требуемое (конечное). Испытуемому предоставляется на выбор правила преобразования логических выражений (операторы). Выявляется оптимальный путь от условий к требованиям, программа называется становится алгоритмом. Процесс решения задачи рассматривается как определенный механизм, который можно усовершенствовать.

Как итог можно сказать, что в данном подходе пока не имели определение мышления. В чистом виде тут мышления не встаёт. Некоторые авторы стоят на переходе от подхода объектного к следующему субъектному. Самостоятельная величина У. Джемса. Он как бы функциональный психолог. Функционалист Джемс фактически ещё не вводя понятие задачи и не отделяя мышление от восприятия интроспективно, всё-таки описал точное определение мышления (в точном смысле). Задал определенный язык для психологии мышления.

В ситуации есть S – исходный факт, исходные данные, условия задачи (в логике это субъект, логическое подлежащее, то о чём идёт речь). Есть P – необходимое свойство, которое надо получить (в логике это предикат или логическое сказуемое). И есть М – существенный атрибут исходного факта, который обладает необходимым свойством Р (средство перехода от S к Р). Как в силлогизме есть малая посылка, большая посылка и вывод.

Связь между М и Р (большая посылка) содержится в прошлом опыте субъекта. Связь между S и М (малая посылка) это проницательность, т.е. способность выделять существенное. Проницательность – это способность ориентироваться в новых данных опыта. Она может быть связана с личным интересом (скажем, профессиональным).

Однажды на семинаре пытались понять что имеет ввиду Джемс под проницательностью. Допустим повар. S – это вода, Р – это требуемый суп. Что такое М? Некоторые говорят, что М – это существенный атрибут воды, обладающий свойством супа. Наконец кто-то произнёс слово «кипение» (оно необходимо для того, чтобы сварить суп). Джемс отличил ассоциативный процесс от мыслительного. Ассоциативный не имеет направления, мыслительный направляет. Ассоциативный процесс не имеет продукта (результата), а мыслительный является продуктивным, т.е. он имеет окончание, продукт, результат.

Внимание в восприятии – это наблюдательность, а внимание в мышлении – это проницательность.

Джемс своими S, M, P задал язык, в котором S будет называться ситуацией, Р будет целью и М будет средством.

Появился необихевиоризм, в котором оперантное научением сменилось когнитивным. Идея Толмена состояла в том, что субъект активен и он строит своё поведение.

В ранних информационных теориях довольно быстро столкнулись с проблемой того, что обыденно считается творчеством (сочинение музыки, шахматная игра, решение теорем). Были выбраны деятельности для программирования. Остановимся на слове перебор. Алгоритм – это полный перебор вариантов решения, гарантирующий успешный результат. Но алгоритм не оптимален и возникло новое слово эвристика и словосочетание эвристическое программирование. Эвристика – это эффективное правилосокращения поиска вариантов решения не гарантирующее успешный результат.

Странное сочетание алгоритма с эвристикой – оптимальная эвристика. Эвристики стали различаться по значимости, по частотности использования.

Так что все творческие люди больные? Поймите, есть один словарь про творчество, а другой словарь где написано «эпилептик» и др. И сказать «Достоевский – эпилептик», например, может только тот кто пользуется одним словарем. А в обыденной жизни мы пользуемся вторым словарем: прежде всего «Достоевский – великий русский писатель». Ошибки не совершают ошибок, ошибки это поводы для открытий. Может ли машина мыслить? Философ говорит: поймите, это про разное. Нельзя говорить о мышлении применительно к автомату, это противоречие в терминах. Это как «когнитивные карты крыс» и «когнитивные карты человека». Толмен говорил: я крысиный психолог, я всё проверяю на крысе. Я любого человека проверю на крысе и скажу человек ли он. Так должен рассуждать и информатик: я человеку проверю по машине, может быть его можно алгоритмизировать, так значит он не человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.