Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогическое сопровождение семьи одаренного ребенка

Работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик–родители–педагог» невозможна и малоэффективна.

Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных учащихся, осуществляемое педагогическим коллективом учреждения образования, в том числе специалистами СППС школы, направлено на решение следующих задач:

ü создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;

ü оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Для решения этих задач в программу работы учреждения образования с одаренными детьми вносится раздел по работе с родителями, который включает следующие направления:

1) разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов;

2) организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы;

3) поддержка создания в школе организационных мероприятий с одаренными детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития.

Для работы с родителями одаренных детей специалистами СППС школы разрабатывается программа, которая отвечает требованиям социально-педагогического сопровождения и имеет примерно следующее содержание:

 

Форма и тема мероприятия Дата проведения Ответственный
1. Консультация родителей по приме-нению диагностических методов с целью выявления одаренности ребенка в домашних условиях октябрь Педагог-психолог
2. Лекция «В вашей семье одаренный ребенок». декабрь Зам. директора УО по учебно-воспитательной работе Педагог-психолог
3. Диспут «Одаренный ребенок в семье. Как ему помочь?» январь Педагог социальный Педагог-психолог Учителя-предметники
4. Участие родителей в работе круглого стола «Формы и методы развития детской одаренности» март Педагог-психолог Педагог социальный  
2. Психологический практикум для родителей одаренных детей апрель Педагог-психолог
3. Родительское собрание ««Влияние родительской педагогики на развитие одаренности ребенка» май Педагог-психолог Педагог социальный

 

В процессе работы с родителями одаренных детей психологи и педагоги социальные, как правило, исходят из двух аспектов проблемы: 1– одаренный ребенок в семье, 2 – одаренный ребенок в обществе.

С первым аспектом проблемы родители сталкиваются вскоре после рождения такого ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу неудобств: проблемы со сном, едой и т.п. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью, которая часто влечет много неприятных последствий. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, не менее удручают бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также те трудности, которые возникают у ребенка на ранних этапах обучения. Дело в том, что у одаренного ребенка достаточно часто формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые часто оказываются вне этой зоны, у одаренного ребенка не остается ни времени, ни желания.

Однако, как показывает практика, нередко одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Тесты выявления уровня интеллекта, креативности и т.д. в условиях семьи для диагностики способностей не могу быть применены, т.к. родители к этому неподготовлены. Более надежными средствами диагностики способностей в условиях семьи служат такие проверенные методы, как наблюдение и эксперимент. С их помощью можно изучить личность в ее сложности и многообразии проявлений, установить связь спо­собностей с др. свойствами личности. Как правило, об этом и идет разговор с родителями на первоначальном этапе программы в ходе консультации.

Родителям сообщается, что нужно систематически наблюдать за физическим и психическим развитием ребенка. В особенности важно обра­тить внимание на то, что больше всего привлекает ребенка, каковы его склонности, какие успехи он проявляет в той или иной деятель­ности. Важно изучить путем наблюдения особенности видения ребенком мира, как он мыслит и фантазирует (сочиняет), в каком мире он изобретателен, инициативен, умеет организовывать и исполнять поручения. Если родители видят, что рисунки их детей отличают­ся колоритом (сочетанием красок), оригинальной композицией, правильной передачей впечатлений от действительности (наблю­дений), то все это говорит об изобретательских способностях. Если ребенок сочиняет стихи или пишет прозой (при этом слова хорошо рисуют образы, интересен сюжет и оригинальны наблюдения), то это свидетельствует о литературных способностях.

Однако и здесь есть свои трудности, которые необходимо учиты­вать. Известно, что на развитие личности и результативность ее учения и труда влияет ряд факторов: работоспособность и отношение к делу (любит, индифферентен, отрицательно относится), знания и на­выки. Чтобы вычленить способности из системы многих факторов, не­обходимо изучить историю жизни и развития (биографию) наблюдае­мых детей, изучить в целом их личность (направленность и характер), проследить за процессом самой деятельности. Для такого изучения тре­буется время и владение рядом методов. Для выводов нужно накопить достаточное число фактов, а для этого нужны месяцы, иногда и годы. Нельзя допускать скоропалительных выводов, оценивать способности только по одному или двум факторам.

На этой основе наиболее пригодным в диагностике способностей в условиях се­мьи является естественный эксперимент, который ставится в реальных условиях жизни и так, чтобы исследуемые дети даже не подозревали о том, что с ними проводится опыт. Сам опыт состоит во включении ребенка-школьника в какую-то деятельность, которая должна выявить его способности. Например, для выявления конструкторских способ­ностей ребенку представляется деревянный или металлический кон­структор и организуется игра, в процессе которой следят и за тем, с каким интересом и как он строит что-либо, намечает ли план, быстро ли находит решение или действует методом проб и ошибок. Так можно изучить и архитектурные, и строительные способности в игре с куби­ками. При изучении организаторских способностей дети включаются в специально подобранную игру или реальное коллективное дело. При этом учитывается вклад каждого в организацию дела, степень проявле­ния каждым лидерства или исполнительства и т.п.

Для диагностики способностей используется и биографический метод, который позволяет проследить за развитием способностей, начиная с первых проб деятельности дошкольника и кончая учебной деятельностью старшеклассника. Важно при этом сравнивать темп развития спо­собностей с тем, чтобы выяснить, почему снизилась результатив­ность учебной деятельности в целом или по отдельным предметам, развились или угасают те или иные склонности и способности.

Браться за диагностику способностей можно лишь тогда, когда хорошо изучена теория способностей, когда родители четко пред­ставляют, какие психические свойства необходимы для тех или иных способностей.

Однако выделить неординарность ребенка родители вполне могут, хотя это не всегда легко сделать (т.к. не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему). Родители чаще всего отмечают у таких детей раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство и цепкую па­мять. Эти последние способ­ности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприя­тием («Он все на лету схватывает!») и воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или «Она рассказывает мне такие фан­тастические истории»), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.

Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблю­дается в семьях, где все дети отличаются способностями, так как родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Когда в школе им сообщают, что их сын или дочь прошли тестирование и с четвертого класса может обу­чаться по программе для одаренных детей, это вызывает удивление.

Низкий социально-экономический уровень семьи порождает трудности, в первую очередь в выявлении одаренности. Как прави­ло, у детей из таких семей не очень хорошо развита речь, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась или не имела материальных воз­можностей обогатить их опыт и не стимулировала их к этому. Эти дети не имели доступа к ряду пространственных игр, развле-чений и в силу этого могут производить впечатление отстающих в развитии. Если же низкий социально-экономический уровень семьи сочета­ется с ее низкой культурой (встречается довольно часто), то ребенок не имеет социально одобряемых средств выражения для своей любозна-тельности и активности. По сравнению со своими сверстника­ми из благо-получных в материальном отношении семей одаренные дети из семей с низким социально-экономическим уровнем считают се­бя менее компетент-ными как во взаимоотношениях с окружающими людьми, так и в академи-ческой сфере. Они также считают, что получают меньше поддержки со стороны друзей, одноклассников, родителей, учите­лей. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить ран­нее развитие таких детей.

Для выявления одаренности детей в раннем возрас­те педагог-психолог может предложить родителям вполне доступную в использо-вании тест-анкету по выявлению одаренности ребенка в домашних условиях (см. приложение 2), методику «Карта одаренности» и «Методику общей одаренности» А.И. Савенкова.

Для семьи важно не только определить, что воспитываемый ре­бенок одаренный, но и правильно сформировать отношение к его одаренности. Этой проблеме специалистам СППС следует посвящать как консультации, так и групповые формы работы с родителями: круглые столы, дискуссии, родительские собрания. В этом отношении имеют место следующие негативные моменты.

Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Ключевой момент этой проблемы – антиинтел-лектуализм, распространенный в нашем обществе, ориентация на «обыкновенного», «среднего», «про­стого» человека, недоверие, зависть и даже презрение к «умникам». В этой связи одаренным детям и их родителям часто приходится вы­держивать давление со стороны общества, которое стремится сделать ребенка «таким, как все». Поэтому многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребен­ком — таким, как все!» Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспиты­вать одаренного ребенка?» – они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не со­общили об этом родителям. В этом случае ребенок остался тем же, но родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать, задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из се­мейных отношений.

Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребен­ку могут быть различны. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка раннее проявление одаренности, все свои педагогические усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А.В. Петровский, считая своего ребенка вун­деркиндом, некоторые родители внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком, и нагружают его непомерными планами. Если одаренность проявляется в какой-то специ­фической области (например, ребенок демонстрирует выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию про­чих способностей. Односторонность развития, которая в будущем может и не может быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно сказывается впоследствии на всем многообразии личностных про­явлений и интеллектуальных способностей.

Стремясь избежать «дурного внимания» менее одаренных свер­стников, некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами, составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на типично детские виды деятельности. Осо­бый ущерб наносится детской игре. Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и бога­той эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отно­шения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем, как о заносчивом и эгоистичном.

Однако родителям нужно видеть разницу между стимулированием здорового развития ребенка и его так называемым «парниковым выращивани­ем». Поэтому если родителями обнаружены выдающиеся способности ребен­ка, они должны знать, что им нужно обратиться за консультацией к специалистам – психоло­гам, социальным педагогам, специалистам той области, в которой проявляется его одаренность. Нужно помочь родителям осознать, что воспитание одаренных детей следует осуществлять на основе рекомендаций специалистов (см. приложение 3).

Для выявления позиции родителя к своему одаренному ребен­ку можно воспользоваться анкетой, разработанной Д. Льюисом (см. приложение 4). На основании результатов анкетирования, родитель может корректи­ровать свое отношение к ребенку, он должен прийти к осознанию того, что открытие одаренности собственного ребенка должно рож­дать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность или растерянность, которые негативно влияют на духовную связь между роди­телями и детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образовательные технологии в работе с одаренными учащимися | Методы эвристического обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.