Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы развития критического мышления

Метод «Синквейн». Составляются пять строк, отражающие рассматриваемую проблему.

1 строка – тема, отражающая проблему (одно слово – существительное);

2 строка – два слова (прилагательные);

3 строка – три слова (глаголы);

4 строка – фраза из 4-х слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово, синоним к теме (существительное).

 

Метод «Построение дерева предсказаний». Анализ проблемы с графическим отображением последовательности размышления: ствол дерева – формулировка проблемы, корни – причины проблемы, ветви – гипотезы решения проблемы, листья – аргументы в пользу гипотезы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тест-анкета

по выявлению одаренности ребенка

в домашних условиях

 

Инструкция

Ваш ребенок обязательно имеет одаренность в одной из 8 областей человеческой деятельности. Оценить правильность вашего предполо­жения о врожденных задатках ребенка или помочь в этом важнейшем деле может тест-анкета. Она разработана учеными-психологами, спе­циалистами в области детской психологии Д. Хааном и М. Кафом.

Познакомившись с приведенными ниже признаками «опознания» таланта, во­оружившись карандашом и бумагой, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она, по вашему мнению, выражена только хорошо — 4 балла, и т.д. Но не ставьте оценку ниже 2 баллов.

 

Содержание

1. У вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:

• интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

• любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

• сам «докапывается» до причин неисправности и капризов ме­ханизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки и сбои в ра­боте механизмов;

•может чинить испорченные приборы и механизмы, использо­вать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поде­лок, находит оригинальные решения;

•любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

•интересуется специальной, даже взрослой технической литературой. 2. Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

• любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

• очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внима­тельно вслушивается в них, легко их запоминает;

• если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

• сочиняет свои собственные мелодии;

• научился или учится играть на каком-либо музыкальном ин­струменте.

3. У вашего ребенка способности к научной работе, если он:

• обладает ярко выраженной способностью к пониманию аб­страктных понятий, к обобщениям;

• умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастать­ся, а для себя;

• любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем от­дает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;

• часто пытается найти собственное объяснение причин и смыс­ла самых разнообразных событий;

• с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;

• не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

4. Артистический талант проявляется у вашего ребенка в том, что он:

• часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мими­кой, жестами и движениями;

• стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

• меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно под­ражая человеку, о котором рассказывает;

• с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

• с удивляющей легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

• пластичен и открыт всему новому;

• любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

5. У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

• хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное;

• улавливает причины и мотивы поступков других людей;

• обладает хорошей памятью;

• легко и быстро схватывает новый школьный материал;

• задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

• любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

• обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

• гораздо лучше и шире многих своих сверстников информиро­ван о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.п.);

• обладает чувством собственного достоинства и здравого смыс­ла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

• очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

6. Не сердитесь на своего шалуна — просто у него спортивный талант, если:

• он очень энергичен и все время хочет двигаться;

• он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;

• он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает е какой-нибудь спортивной игре;

• не известно, когда он научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами и клюшками;

• лучше многих сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

• предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры соревнования, даже бесцельную беготню;

• кажется, что он никогда всерьез не устает;

• неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или в тайне подражает.

7. У вашего ребенка литературное дарование, если он:

• рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

• любит фантазировать или импровизировать на тему действитель­ного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

• выбирает в своих устных или письменных рассказах такие сло­ва, которые хорошо передают эмоциональное состояние, пережива­ния и чувства героев сюжета;

• изображает персонажи своих фантазий живыми и интересны­ми, очеловеченными;

• любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

8. Художественные способности вашего ребенка могут проявляться в том, что он:

• не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

• в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие пред­метов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изобра­жении чего-то вполне удавшегося;

• серьезно относится к произведениям искусства, становит­ся вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

• когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

• стремится создать какое-либо произведение, имеющее оче­видное прикладное значение: украшение для дома, одежду или что-нибудь подобное;

• не робеет высказывать собственное мнение даже о классиче­ских произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приведя вполне разумные доводы.

 

Ключ к анкете

Просуммируйте баллы внутри каждой группы из восьми групп анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложе­нии баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на 8).

 

Интерпретация результатов

Уже на этом этапе вашей исследовательской работы вы сможете установить наиболее выраженную одаренность вашего ре­бенка. Но на этом ваша работа не закончилась, теперь необходимо построить график уровня интересов вашего ребенка. Постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь (по числу исследованных вами видов таланта) позиций. На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.

Для чего он вам нужен? Для того чтобы принять правильное ре­шение, когда вы захотите, чтобы ваш ребенок одновременно занял­ся музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взгля­нув на график, вы сможете оценить перспективы малыша.

Не огорчайтесь, если линия на графике не имеет пиков – пред­лагаемый вам метод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и не проявляться бурно и ярко. Неплохо, если вы проведете такую же работу с другим ре­бенком, сверстником вашего малыша, это поможет вам укрепиться в полученных выводах.

Эту анкету можно применять для анке­тирования детей уже с пяти лет, хотя ее точность значительно повы­шается, когда ребенку исполняется 6-7 лет.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы эвристического обучения | Методические рекомендации родителям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.