Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие природных и средовых факторов в развитии одаренности. Специфические характеристики окружения одаренного ребенка




Тема 13. Социальная среда и развитие одаренности

1. Взаимодействие природных и средовых факторов в развитии одаренности. Специфические характеристики окружения одаренного ребенка

2. Проблемы формирования социального интеллекта одаренных детей.

3. Психологическое сопровождение и cоциально-педагогическая поддержка одаренного ребенка. Коррекционно-профилактическая работа с одаренными детьми.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2011. – 448 с.

2. Коваленко, Г.П. Вундеркинды: национальный ресурс и приоритет / Г.П. Коваленко // Адукацыя i выхаванне. – 1999. – № 10. – С. 39–42.

3. Комса, В.Л. Стратэгiя i практыка работы псiхолага з таленавiтымi дзецьмi / В.Л. Комса // Псiхалогiя. – 2000. – № 2. – С. 87–96.

4. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников / авт.-сост. А.В. Комарова. – Минск: Красико-Принт, 2008. – 176 с.

К природным факторам развития одаренности относят следующие:

Ø 1) Воздействие космических и физических факторов. Поскольку эти факторы имеют циклический характер, ученые предприняли попытки связать годовые циклы пиков их выраженности с рождаемостью талантов и гениев. Ими были выделены следующие космические основания для рождения одаренных людей: 1) рождаемость одаренных людей в одиннадцатилетнем солнечном цикле (стадия средней солнечной активности); 2) особенность дня рождения (минимальный уровень перепадов геомагнитного возмущения); 3) сезонность в рождаемости одаренных людей (преобладает процент рождения одаренных в холодную половину года); 4) вековой ход рождаемости одаренных людей (выявлен пятидесятивосьмилетний цикл активности солнца, такой же цикл выявлен при рождаемости одаренных людей); 5) радиостимуляция задатков (в период зачатия, рождения, полового созревания человека повышение радиационного фона оказывает положительное действие на развитие таланта); 6) рождение одаренного ребенка у женщин старше 40 лет.

Ø 2) Генетическая обусловленность развития одаренности (талант как наследственность). Разрешение вопроса о том, обусловлены ли способности генетически (врожденны ли они, передаются ли по наследству), связано не только с мнениями ученых, но главным образом с наличием фактов, подтверждающих определенную точку зрения. Получением таких фактов занимается психогенетика – научная ветвь психофизиологии, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. Долгое время, эта научная дисциплина находилась в советской стране под фактическим запретом, а затем под подозрением и скепсисом психологов.

Рядом ученых отстаивается точка зрения, что талант и гениальность обусловлены наследственностью. Для доказательства приводят примеры родственных связей выдающихся представителей науки и искусств. А. Н. Лук (1978) пишет по этому поводу: «В XIX в. приобрели популярность изыскания, которые должны были подтвердить наследуемость таланта и показать, каким образом наследуются одаренность и гениальность. Прапрабабка Льва Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А. С. Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами... Благодаря тому, что в Западной Европе в Средние века аккуратно велись церковные книги регистрации рождения, удалось установить, что пять крупнейших представителей немецкой культуры – поэты Шиллер и Гильдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Мак Планк – состоят в родстве: Иоганн Вант, живший в XV в., был их общим предком. Как недавно установили немецкие и австрийские исследователи, житель Вены Симон Михель, умерший в 1719 г., был прадедом Карла Маркса и Генриха Гейне. В пяти поколениях семьи Баха насчитывалось шестнадцать композиторов. Необыкновенную математическую одаренность проявляли члены семьи Бернулли. Многие ученые делали из этого вывод, что одни семьи обладают унаследованной одаренностью и потому добиваются выдающихся успехов, а другие не обладают и даже при равных условиях развития ничего выдающегося сделать не могут... Но можно привести и противоположные примеры. Сын гениального математика Давида Гильберта был внешне чрезвычайно похож на своего отца, и тот с грустью заметил: «Все у него от меня, а математические способности от жены». Впрочем, противоположные примеры сами по себе не перечеркивают возможность наследования таланта. Слабость подобного рода архивных изысканий в другом. У человека двое родителей, а дедушек и бабушек четверо, и вообще 2n предков, где n – число поколений. Если принять, что смена поколений происходит через 25 лет, то за десять веков сменилось сорок поколений. Следовательно, каждый из наших современников имеет... примерно тысячу миллиардов предков. Но тысяч лет тому назад на Земле было всего несколько сот миллионов людей. Выходит, все люди состоят друг с другом в родстве, поэтому все время происходило и происходит смешение генов. Отсюда понятно отмеченное английскими биологами наличие выдающихся родственников у выдающихся людей… Но если про­следить, то окажется, что у каждого человека найдутся великие и талантливые родственники... Подсчеты Гальтона, внешне как будто убедительные, не обладают доказательной силой, ибо методологически порочны. Он не проводил контрольных подсчетов, т. е. не считал – сколько выдающихся родственников у обыкновенных неталантливых людей, принадлежащих к тем же классам и сословиям, т. е. имею­щим равные возможности развития и реализации своих дарований» («Психология творчества». – М., 1978. – С. 39–40).

Таким образом, врожденность таланта и гениальности не стоит путать с наследственностью, о чем нередко заявляется в психологической и научно-популярной литературе. Та­лант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рож­дались бы только у талантливых родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье талантливыми могут стать один-два ребенка. Например, из шестнадцати композиторов Бахов гением признан только Иоган-Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из четырнадца­ти (а по некоторым сведениям — даже из семнадцати) братьев и сестер Менделе­евых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из трех братьев Павловых — только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Бахов было 26 человек с музыкаль­ными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями. На этой основе особую значимость в развитии одаренности имеют также следующие средовые факторы.

Ø 1) Социокультурные предпосылки в обществе.

Существует множество версий относительно того, почему в тот или иной момент истории наблюдаются всплески одаренности, появления гениев в обществе. А. Кребер (2004) полагает, что появление гениев целыми группами, представля­ющими те или иные области культуры, связано с культурным ростом общества. К.Н. Ле­онтьев (1993) также связывал «выброс» гениев со сменой стадии развития культуры. В отдельных случаях это так и есть, особенно если это касается политической или государственной деятельности. Однако есть факты, когда гении опережают свою эпоху, вследствие чего остаются непризнанными при жиз­ни (например, печальная судьба Э. Циолковского).

Свою версию решения этого вопроса предлагает М.С. Гусельцева (2008). Она считает, что появление гениев це­лыми группами связано с реализацией «защитного механизма» культуры. В определенный момент вре­мени культура истощается, оказывается не в состоянии удовлетворить информацион­но-художественные запросы общества. Такое «самоисчер-пание», достижение опреде­ленного «потолка» активизирует защитные механизмы в виде появления гениев, с помощью которых и преодолеваются кризис и застой в развитии общества.

Ø 2) Домашняя среда и окружение ребенка. С самого момента рождения влияния генов и среды тесно переплетаются, формируя лич­ность индивида. Родители предоставляют своему потомству и гены, и домашнюю среду, при­чем и то, и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли. В результате имеется тесная связь между наследуемыми характеристиками (генотипом) ре­бенка и средой, в которой он воспитывается. Например, поскольку общий интеллект час­тично является наследуемым, у родителей с высоким интеллектом вероятнее всего будет ребенок с высоким интеллектом. Но кроме этого родители с высоким интеллектом, скорее всего, будут создавать своему ребенку среду, стимулирующую развитие умственных способ­ностей – и при своем собственном взаимодействии с ним, и посредством книг, уроков му­зыки, походов в музей и другого интеллектуального опыта. Вследствие подобной двойной положительной связи генотипа и среды ребенок получает двойную дозу интеллектуальных возможностей. Сходным образом, ребенок, выросший у родителей с низким интеллектом, может встретить домашнюю среду, которая еще больше усиливает интеллектуальную отста­лость, приобретенную наследственно. Влияние домашней среды как фактора развития одаренности можно подтвердить многими примерами.

Раннюю увлеченность Архимеда математикой и механикой можно объяснить тем, что его отец был математиком и астрономом. Рауль Амундсен, знаменитый полярник, родился и вырос в семье морского капитана и владельца судоверфи. ОтецАльфреда Брема, создателя энциклопедии о животных, X.Л. Брем, хотя и числился пастором в деревне, на самом деле был известным в Европе орнитоло­гам и имел коллекцию из десяти тысяч чучел птиц. Один из пионеров космонавтики Ф.А.Цандер воспитывался в семье врача, который увлекался астрономией и вечерами рассказывал своим детям о звездах и планетах.

Однако известный астроном Иоганн Кеплер и открыватель Трои археолог Генрих Шлиман росли в таких семьях, которые не только не способствовали развитию их интересов и способностей, но и создавали им условия жизни, которые едва непривели к смерти первого и к нищенству второго. Таких примеров можно привести еще много, и все они будут отрицать решающую роль семьи и ближайшего окружения в развитии одаренности ребенка. Пробуждение творческого потенциала у этих людей могло быть вызвано врожденными способностями, природной склонностью к определенному виду творческой деятельности.

Исследования подтверждают, что связь между генотипом ребенка и его окружением наиболее сильна, когда он маленький и практически полностью ограничен домашней средой. Когда ребенок взрослеет и начинает выбирать и строить свое окружение, эта начальная связь ослабевает и проявляется природная склонность ребенка к определенному виду деятельности, врожденные способности, которые могут быть вызваны не наследственностью и домашним окружением, а социокуль-турными предпосылками в обществе.

В целом, социально-педагогические исследования свидетельствуют: чем неблагоприятнее среда, тем большую роль она играет в различиях. Там, где только ограниченная часть населения может обеспечить своим детям хорошее образование, от среды зависит очень многое, но в условиях, когда образование становится общедоступным, вперед выходят наследственные факторы. Именно они начинают в первую очередь определять будущее человека.

Особое значение в развитии одаренного ребенка имеют специфические характеристики его окружения.

Так в ХХ в. ряд исследований изучали влияние социального и материального положения семьи на развитие одаренности детей. Было выявлено, что уровень материального положения семьи не играет роли в раз­витии интеллектуальных способностей детей. Более существенную роль играют профессия родителей, их социальный статус и позиция по отношению к детям (Getzels, Jackson, 1967). Так, у детей-интеллектуалов родители в большем числе слу­чаев имели высшее образование, чем у детей-креативов. Если родители интеллек­туалов были юристами, преподавателями колледжей, то родители креативов были больше связаны с бизнесом или другими профессиями, которые требуют незави­симости и инициативы. Такие родители являются образцом для подражания и более лояльны по отношению к детям (MacKinnon, 1972). Матери у большинства творческих детей работали или имели свою карьеру до замужества, в то время как матери интеллектуалов занимались домашним хозяйством и воспитанием детей.

Родители креативных детей находили в своих детях меньше недостатков, чем родители интеллектуалов. Они показывали свое благорасположение к индивиду­альности ребенка и уверенность в его способности поступать и делать все правиль­но. Если родители интеллектуалов основное внимание обращали на внешние фак­торы, способствующие карьере ребенка, то родители креативов главное внимание уделяли особенностям личности ребенка (MacKinnon, 1972). Было также обнару­жено, что родители выраженных креативов выписывают гораздо меньше газет и журналов, чем родители интеллектуалов (Getzels, Jackson, 1967).

Было установлено, что важную роль в развитии творческих способностей детей играет их положение в семье, их статус по отношению к братьям и сестрам. Первенцы и лидеры в семье, как правило, характеризуются более выраженной креативностью (Foster, 1971; Lytton, 1971; Roe, 1952).

Среди многочисленных характеристик окружения ребенка, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений в развитии одаренности, были установлены следующие:

• большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или един­ственный ребенок в семье;

• меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;

• чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;

• благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье.

Таким образом, развитию креативной одаренности у ребенка способствует семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой – к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведе­нием, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение (Дружинин В. Н., 1999)

Рядом отечественных авторов – Б.Г. Ананьев (1962); Л.Е. Ермолаева-Томина (1990); Э. Ландау (2002); А.И. Савенков (2006); Д.В. Ушаков (2004); Н.Б. Шумакова (2004) – выделены и другие характеристики окружения, способствующие развитию креативной одаренности детей:

1) широкий круг общения, в том числе с творческими взрослыми;

2) взрослое окружение, выступающее как образец для подражания;

3) демократический стиль взаимоотношений между родителями и детьми;

4) разрешение ребенку эмоционального самовыражения;

5) активная, деятельная позиция взрослых;

6) ранее приобщение ребенка к самостоятельному труду;

7) приобщение к творчеству через посещение различных кружков;

8) приобщение к радости познания через собственный опыт, путешествия;

9) положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка.

П. Торренс в свою очередь перечислил характеристики окружения, тормозящие проявление и развитие одаренности в детстве:

• ориентация на успех (ребенок боится дать неправильный ответ) и избега­ние риска;

• ориентация на мнение сверстников (боится выглядеть оригинальным, не­обычным);

• фиксация на стереотипах половой роли;

• представление окружающих взрослых о креативности как отклонении от нормы;

• запрет вопросов и ограничение инициативы;

• жесткое разграничение трудовой и игровой активности ребенка.

Следует отметить, что некоторые родители могут специально создавать среду, отрицательно коррелирующую с генотипом ребенка. Например, интровертные родители могут поощрять социальную деятель­ность ребенка, чтобы противодействовать собственной интровертности ребенка. Родители очень активного ребенка, наоборот, могут стараться придумать для него какие-нибудь интересные тихие занятия. Но независимо оттого, положительная или отрицательная здесь корреляция, важ­но, что генотип ребенка и его среда – это два источника влияния, которые суммиру­ются для того, чтобы сформировать его личность... (А.Г. Маклаков, 2000).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.