КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы выбора профессии. Ошибки выбора профессии и их профилактика в профориентационной консультации
Первостепенная задача профконсультанта – помочь клиенту в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопреде-ление рассматривается как процесс становления личности в качестве субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии. На профессиональное самоопределение учащихся, как правило, влияют следующие факторы: · средства массовой информации; материальное положение; влияние родителей, других взрослых, сверстников; · рекомендации педагогов, психологов, других специалистов; · познавательные потребности, потребности в самоопределении, самореализации, «Я-концепция» личности; · использование профориентационных возможностей образова-тельного процесса; технологии обучения и воспитания; · профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности; · потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем; · практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности; · первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие генетически обусловленные свойства личности; · материальный фактор, желание, чтобы труд хорошо оплачивался. Профконсультант может реально помочь клиенту, прежде всего, в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. При этом целесообразно отметить, что важными условиями в принятии решений являются автономность и самостоятельность самого человека, когда он берёт на себя ответственность за поступки и их последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать профессиональную альтернативу.
Профконсультант должен сориентировать человека на необходимость учёта следующих характеристик при выборе профессии: • своего образа «я» (в образ «я» включается собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя); • интеллекта, структуры общих способностей и специальных способностей к обучению и научению; • интересов, тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определённых видов деятельности; • ценностей личности, т. е. того, что люди ожидают и ищут для себя в трудовой деятельности. При этом ценности подразделяются на внутренние (содержа-тельные), то, что содержит сам процесс труда и его непосредственный продукт, и внешние (сопутствующие) по отношению к процессу труда, такие, как оплата, престиж, социально-психологические условия. Формирование ценностей личности в профессии предполагает: • ответственное отношение к труду, работе и профессии (отношение к труду является производным от системы ценностей, оно формируется в процессе становления карьеры, влияет на эффективность и производительность деятельности); • наличие потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в ней (потребности могут удовлетворяться различными путями, поэтому они менее значимы при выборе, чем склонности и интересы, и определяют способ деятельности, а не её содержание); • черты личности — наиболее общие модели поведения, оказывающие влияние на форму трудового поведения человека; • профессиональную зрелость (человек, впервые выбирающий профессию, имеет более широкое поле выбора, чем тот, кто уже получил профессиональное образование; уровень его профессиональной зрелости определяется тем, насколько он учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора).
Существуют различные подходы к проблеме профессионального самоопределения. Так, например американский учёный Голланд считает, что в зависимости от индивидуальных характеристик можно выделить шесть типов личности, каждый из которых способен достичь наибольших профессиональных успехов, удовлетворённости, если выберет определённый тип профессиональной среды, ему соответствующий. Рассмотрим классификацию типов личности по Голланду. Реалистичный тип. Соответствующая профессиональная среда характеризуется конкретными задачами, решение которых предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость. Социальные навыки нужны в минимальной степени, поскольку они ограничены передачей и приемом информации. Интеллектуальный тип. Профессиональная среда предполагает наличие абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения не играют значительной роли. Социальный тип. Предусматривает умение разбираться в поведении людей, обучать их. Необходимы способность убеждать, красноречие, терпение. Конвенциональный тип. Чётко структурированная деятельность, практическая и конкретная. Важна способность к обработке конкретной рутинной и цифровой информации. Предприимчивый тип. Предполагается умение руководить другими людьми, вести переговоры, привлечь к себе внимание. Артистичный тип. Высокоэмоциональный, творческий, неконкретный тип предполагает наличие художественного вкуса и фантазии. В общем виде профессиональный выбор, совершаемый любым типом личности, может быть представлен в трёх сферах: могу (интересы, стремления, склонности, состояние здоровья), хочу (внутренние ресурсы – способности, особенности характера, первичные навыки; внешние ресурсы – возможности карьеры, материальный фактор), надо (условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного профиля либо обоснованный расчёт). Таким образом, при выборе профессии консультант должен помочь клиенту: • получить знания о многих профессиях; • определиться в своих интересах; • знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию; • иметь основной и запасной варианты профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное);
• по возможности приобрести опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за работой представителя привлекательной профессии, либо даже самому попробовать поработать немного в этой области; • оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия. В ходе работы с клиентом консультант должен содействовать недопущению клиентом следующих ошибок при выборе профессии: 1. Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии. Престижность — важный фактор, однако если вы имеете способности в определённой области, то по-настоящему раскрыть их вы сможете в деятельности, связанной с ней. Кроме того, нелишне напомнить поговорку: «Не место красит человека, а человек место». Конечно, клиент хочет, чтобы ореол профессии распространялся на него и, попадая в компанию, он чувствовали бы себя выигрышно, вызвав интерес только одним её названием. Однако, часто это означает, что он расписывается в том, что ничего не стоит как личность, и придать ему значимость может только ярлык модной профессии. Как показывает практика, неадекватные представления о престижности профессий — одна из наиболее распространённых ошибок учащихся средней школы. 2. Выбор профессии «за компанию». Многие ребята, не имея ярко выраженной профессиональной направленности и интересов, идут в вуз или училище только потому, что так поступает друг или несколько приятелей. Часто через некоторое время такого человека постигает разочарование — жизнь ведь прожить надо свою, а не чужую. 3. Подверженность давлению родителей или других родственников, которые могут внушать, что тот вариант, который они предлагают, наиболее оптимален. Однако и здесь, учитывая мнение более опытных взрослых, желающих школьнику добра, нужно помнить, что всё-таки это его жизнь, а не мамина, папина и т. д. 4. Увлечение только внешней стороной профессии. С профессией менеджера, например, у многих ребят связаны образы офиса, красивой мебели, оргтехники и компьютера. Об особенностях же будничного труда этих специалистов — частых разъездах, больших нервных нагрузках, ненормированном рабочем дне, переговорах с большим количеством разных людей — далеко не все задумываются, что приводит потом к разочарованию на практике.
5. Перенос отношения к человеку (представителю данной профес-сии) на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызыва-ет желание иметь такую же профессию, но при этом не учитываются соб-ственные способности, которые могут не соответствовать этой профессии. 6. Отождествление учебного предмета с профессией. За каждым предметом стоит большое количество конкретных профессий, нужно уметь отличать специфику каждой профессии, предполагающей обращение к одному и тому же предмету. 7. Устаревшие представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии. 8. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. 9. Неумение определить мотивы, соответствие своих способностей, возможностей, качеств выбранной профессии. Консультант должен учитывать, что выбор профессии клиентом связан с процессом принятия последним самостоятельных решений. Здесь играют роль и определённые черты характера клиента (например, нерешительность, неуверенность), степень информированности, способность взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном (наиболее приемлемом) варианте решения, умения отсечь другие, может быть, заманчивые, но малореальные или имеющие отдалённые негативные последствия варианты. На этой основе консультанту необходимо научить клиента алгоритму принятия решений в ходе профессионального самоопределения. Рассмотрим этот алгоритм ниже.
Алгоритм принятия решений (применим к любой ситуации, где требуется сделать выбор) 1. Общая ориентировка. Продумать ситуацию, осознать, что проблема существует. Предусмотреть некоторые моменты и принять необходимые меры, чтобы найти выход. 2. Определение проблемы. Решить, какой вид деятельности даст возможность наилучшим образом реализовать свои способности и получать удовольствие от работы, в какой вуз можно поступить с наименьшими финансовыми затратами или какое учебное заведение даст возможность получить интересующую вас профессию. 3. Отбор наиболее подходящих решений. По каждому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим. Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например: будет ли интересно учиться, можно ли устроиться на работу, в чём она заключается, действительно ли она будет подходящей по разным параметрам). 4. Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть как можно больше возможных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными. Помочь сделать современным ученикам правильный выбор профессиональной деятельности – сегодня одна из ведущих задач специалистов СППС общеобразовательного учреждения. В этом отношении особую эффективность имеет как диагностическая, так и консультативная работа специалистов в ходе профориентационной деятельности школы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |