КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация и проведение профориентационных меропри-ятий в школе
Современная жизнь трактует, чтобы человек воспитывался не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданин общества, умеющий адаптироваться ко всем жизненно важным ситуациям. Только лишь разобравшись в своих потребностях и осознав личные возможности, можно приступить к знакомству с миром профессий. На этой основе профориентации в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Профориентация учащихся осуществляется на основе следующих документов: Ø Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации идеологической и воспитательной работы» (ежегодное издание); Ø Концепция и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 гг.; Ø Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь: постановление М-ва труда РБ, М-ва экономики РБ, М-ва образования РБ (2011); Ø Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь и др. Система профориентационной работы обеспечивается комплексом мероприятий, основной задачей которых является формирование инфор-мационного пространства о мире профессий, требованиях, предъявляемых различными профессиями к человеку, формах, условиях и путях получения определенной профессии, возможностях профессионально-квалифика-ционного развития в процессе трудовой деятельности; о системе учебных заведений и центров подготовки персонала; о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда. В рамках профессионального просвещения учащиеся школы принимают участие в различных формах и методах работы, например:
Ø профориентационные уроки и классные часы с использованием мультимедийных презентаций профессиограмм, профориентационных игр; Ø интерактивные беседы и лекции, диспуты, дискуссии, семинары, конференции; Ø встречи учащихся с представителями ПТУЗов, ССУзов, ВУЗов и заслуженными работниками разных сфер производства, культуры и т.д., проходящие в режиме интерактивного взаимодействия; Ø экскурсии на производство, в том числе и виртуальные; Ø профнедели с проведением олимпиад, конкурсов на лучшие профессиограммы, составленные учащимися; Ø оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях и т.д.; Ø знакомство со специальной литературой о профессиях, (немаловажную роль здесь играют школьные библиотеки); Ø тематические, литературно-художественные вечера; Ø кружки, факультативы. Эффективности профориентационной работы способствуют: Ø оформление в школьных кабинетах тематических уголков по профориентации обучающихся, содержащих информационные и справочные материалы, наглядную и иллюстративную информацию о современном рынке труда и условиях получения профессионального образования; Ø создание в школе виртуального кабинета профориентации. Посетив такой кабинет, ученикам можно познакомиться с миром профессий, получить информацию об учреждениях профессионального образования, пройти профориентационное и психологическое тестирование, получить консультацию школьного психолога о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры, получить консультацию по результатам психологической диагностики, посмотреть видеоматериалы о профессиях. Кроме того, в кабинете должны содержаться материалы, которые могут быть полезны и для родителей;
Ø использование интернет - ресурсов, электронных баз данных по профессиям, востребованным в регионе; Ø проведение «Тематических дней открытых дверей предпри-ятий», способствующих ориентации молодежи на рабочие профессии; Ø организация и проведение «профориентационных проб», что способствует реализации практикоориентированной направленности образовательной деятельности школ в сфере профориентации; Ø предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников, ориентированные на изучение учащимися на повышенном и углубленном уровне дисциплин, необходимых для продолжения образования в процессе получения выбранной профессии; Ø временное трудоустройство. Преимущественно осуществляется в каникулярное (летнее) время. В процессе профориентационной работы учащиеся также могут принимать участие и в различных городских мероприятиях, например: ü профориентационный форум (для учащихся, еще не определившихся в выборе профессии); ü профориентационный марафон (для учащихся 9, 11 классов); ü информ-дайджест «Профессия – защитник Родины», «Профессия – спасатель»; ü ток-шоу «Выбор» (для учащихся 9 и 11 классов); ü день открытых дверей «Городской кабинет профориентации»; ü вечер в семейном кругу «Семейные трудовые династии»; ü круглый стол «Совершенствование работы по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся»; ü горячая линия по вопросам профессионального самоопределения; ü участие в Днях открытых дверей учреждений профессионального образования. Особый интерес учащихся вызывают новые формы работы, такие как проффорумы, ток-шоу и профориентационные марафоны. Проффорумы проводятся с участием старшеклассников, представляющих разные школы. Они позволяют обсуждать различные вопросы с теми учащимися, кому необходима помощь в выборе профессии и последующая индивидуальная работа. Профессиональный форум относится к активным формам обучения, что позволяет заинтересовать старшеклассников, повысить мотивацию, развивать стремление к осознанному выбору будущей профессии. По мнению специалистов службы социально-психологической помощи особый интерес вызывает профориентационное ток-шоу «Выбор», которое также можно проводить как на школьном, так и город-ском уровне. Оно представляет собой пропаганду различных профессий, помогающую формировать у выпускников активную позицию при выборе личной профессиональной перспективы, стимулирует школьников к сознательному выбору профессиональной деятельности и позволяет активно включать старшеклассников в процесс самоопределения.
Для обсуждения актуальных вопросов в ток-шоу приглашаются эксперты, гости и старшеклассники. Экспертами выступают специалисты управления по труду, занятости и социальной защите (рай)горисполкома, психологи, социальные педагоги, профконсультанты, которые компетентно, в доступной форме рассказывают будущим выпускникам о ситуации на рынке труда, о требованиях, которые предъявляют профессии к личности, о возможных ошибках, допускаемых выпускниками при выборе профессии. Гости ток-шоу – представители различных профессий, которые достигли определенных успехов в профессиональной деятельности. Они интересно рассказывают школьникам о своих профессиях, своем профессиональном пути, пропагандируя различные специальности. Участники ток-шоу тоже должны быть активно задействованы в проведении дискуссии. Им предлагаются различные спорные вопросы, на которые они должны дать ответ путем голосования. Эту форму работы можно проводить два раза в учебном году, например: одно ток-шоу для учащихся 11 классов (октябрь), второе – для учащихся 9 классов (апрель). Проведение профориентационного марафона – это целенаправ-ленная работа по повышению степени известности, популярности, разъяснению социальной значимости рабочих профессий в обществе. В настоящий момент есть спрос на рабочие специальности в промыш-ленности, транспорте, сфере услуг. С этой целью выпускники базовой школы могут посещать (по графику) учреждения профтехобразования, где они бывают в мастерских, знакомятся со специальностями, которые можно получить в данных учебных заведениях.
Однако проведение профориентационной работы с учащимися требует грамотного применения ее форм и методов в соответствии с возрастными уровнями школьников. В этом случае система профориентационной работы может выглядеть следующим образом: 1уровень (1–4 классы). Целью работы в 1–4 классах является формирование информационного пространства о мире профессий, учебно-познава-тельных мотивов, интереса учащихся к различным видам труда. Достижению цели способствует организация клубов интересных встреч с представителями разных профессий, проведение выставок работ учащихся «Город Мастеров»; конкурсов рисунков «Мир профессий в картинках», «Мир профессий в загадках»; проведение классных часов «Профессии моих родителей», вовлечение учащихся в общественно полезную деятельность, в кружки и секции в соответствии с их интересами и склонностями. 2 уровень (5–8 классы). В 5–8 классах необходимо формировать информационное пространство о личностных особенностях и о мире профессий. Данная цель достигается через проведение классных часов «Мир профессий» (формула профессии, внешние и внутренние факторы выбора профессии, профпригодность); организацию групповых консультаций (интересы и выбор профессии, склонности и профессиональная направленность, профессиональный тип личности, личностные особенности и профессиональное самоопределение, планирование профессионального пути); использование профориентационных игр; выпуск стенгазеты «Карусель профессий»; проведение Недели труда (конкурс любознательных, олимпиада по труду, конкурс «Юные кулинары», «Юные строители» и т.д., викторина «Знатоки профессий», выставка творческих работ учащихся); организацию предметных недель. 3 уровень (9–11 классы). В 9–11 классах главным в профориентационной работе становится формирование информационного пространства для планирования профессионального пути, развитие способности соотносить личностные особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии и рынка труда. Этому способствуют классные часы «Мир профессий и профессиональное самоопределение» (характеристика основных типов профессий, профессионально важные качества, стратегия получения профессии); групповые консультации (склонности и профессиональная направленность, профессиональный тип личности, личностные особенности и профессиональное самоопределение); сочинения «Моя будущая профессия»; встречи с представителями разных профессий; экскурсии на предприятия, в учебные заведения города; стенгазеты «Карусель профессий»; предметные недели; недели профориентации (олимпиады по профориентации, музыкальный калейдоскоп «Представляю свою профессию», конкурс рефератов «Парад профессий», информ-дайджест «Спрашивайте – отвечаем»); трудоустройство учащихся, желающих работать во время каникул. В систему профориентационной работы школы помимо учащихся должны также включаться такие блоки, как «Семья», «Педагоги», «Социум». Семья играет важнейшую роль в самоопределении ребенка. Поэтому одна из задач профориентационной работы – формирование у родителей представлений о значимости роли семьи в трудовом воспитании и профессиональном самоопределении детей, повышение их психолого-педагогической компетентности и привлечение к участию в профориентационных мероприятиях (через серию родительских собраний и индивидуальные беседы). Большое внимание в профориентационной деятельности специалисты СППС должны уделять работе с педагогами, повышение психолого-педагогической компетентности которых в сфере профориен-тации осуществляется через проведение семинаров, семинаров-практику-мов, круглых столов, «горячих» линий для заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей, учителей-предметников. Работа с социумом предполагает связь профориентационнолй работы СППС с инфраструктурой города или района, которая включает в себя, как правило, органы и учреждения образования и здравоохранения, центры занятости, военкоматы, ОВД, спорткомплексы, производственные и предприятия, социокультурные учреждения и комплексы, СМИ, общественные организации. Взаимодействие с различными учреждениями и предприятиями города или района в рамках профориентации школьников осуществляется на основе специально разработанной специалистами СППС программы сотрудничества.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |