Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура формирует и созидает единое пространство человечества




 

Культурное пространство (по Когану):

· Дикая природа;

· Преобразованная природа согласно нуждам человека; заповедники и заказники, культурные растения и пр.;

· Мир артефактов;

· Сфера социальных отношений.

 

А.С. Кармин понимает под культурным пространством не физическое пространство, а пространство, образованное множеством культурных феноменов. Культурное пространство вместилищем многих объектов: отдельные феномены культуры, их комплексы и целые культурные миры.

О структурированности культурного пространства пишет Быстрова:

· Пространство реального мира;

· Пространство социума;

· Информационно-знаковое пространство;

· Интеллектуальное пространство.

Культурное пространство природы складывается в процессе его освоения живущи в нем этносе. От этого зависит складывание картины мира, обычаи, традиции и идеалы этноса.

Большаков: культурное пространство включает в себя ареал распространения национальных языков, а также традиционные формы бытового и социального уклада.

Особое место занимают исслеодвания и выводы С.Н. Иконниковой. Культурное пространство является жизненной и социо-культурной сферой общества, «вместилищем и внутренним объемом культурных процессов». Культурное пространство многомерно и тесно взаимодействует со всеми другими сферами, но имеет свою особу конфигурацию, не совпадающую с привычными определениями.

 

Среди множества аспектов проявления культурного простраснвта особенно значимым является понятие культурного ландшафта. Возникновение и развитие его начинается уже на заре человечества. Осваивать понятие культурного ландшафта начала география в начале 20 века.

Два направления изучения культурного ландшафта:

1. Природоцентирстское (географическое): сосредоточивает в себе основные работы классической географии, где культурный ландшафт характеризуется как рационально и длительно используемый, высоко производительный, многофункциональный, полезный, наиболее продуктивный по отношению к естественному ландшафту. Это ландшафт, который человек необратимо преобразовал и продолжает использовать в своих хозяйственных целях.

2. Культурологическое (культуроцентрическое): прослеживаются три основных подхода:

a. Информационно-аксеологический (культурно-ландшафтный) – ЮА. Веденин. Культурный ландшафт – совместное произведение человека и природа, система материальных и духовных ценностей. Это природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социо-культурной и хозяйственной деятельности, состоящий из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи. Возник на основе «Конвенция об охране всемирного культурного наследия» и на основе «Руководящих указаний ЮНЕСКО об охране всемирного культурного наследия». ИКН – историко-культурное наследие. Под культурным наследием понимаются: памятники (произведения архитектуры, скульптуры, живописи, элементы или структуры археологического характера, группы элементов, имеющих выдающуюся универсальную ценность), ансамбли (группы изолированных или объединенных строений, единство и связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность), достопримечательные места (произведения человека или совместные творения человека и природы).

b. Этнокультурный – в основе идеи Калуцкова. К.л. при этом подходе подразумевает некую местность, которая в течение длительного исторического периода была местом обитания определенной группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей, наложивших отпечаток на ландшафт. Это сумма взаимодействующих подсистем, а именно – природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, сообщества, местной языковой системы, а также духовной культуры.;

c. Феноменологический – Каганский. К.л. – земное пространство, жизненная среда достаточно большой «самосохраняющейся» группы людей, если это пространство одновременно цельно и дифференцировано, освоено утилитарно, семантически и символически. Герменевтика ландшафта. Ландшафт – это текст, один слой которого – культура, а сам ландшафт – рамка культуры.

В 1992 году понятие «культурный ландшафт» было включено в научную дефиницию, в понимании которого к.л. является результатом взаимодействия человека и природы и иллюстрирует эволюцию человеческого общества под влияние условий природной среды и социально-экономических. Таким образом, к.л. – исторически уравновешенная система, в которой культурные и природные компоненты составляют единое целое.

Культурные ландшафты подразделяют на:

1. Рукотворные, т.е. самостоятельно созданные – ландшафтные поселения, имеющие четкую планировку;

2. Эволюционировавшие – те, в которых природные процессы несколько изменены в результате длительных целенаправленных действий человека. Разделяются на субгруппы:

a. Реликтовые

b. Развивающиеся ландшафты;

3. Ассоциативные – подразумевают связь с историческими событиями, личностями и произведениями.

В исследования филологии пространство рассматривается как компонент структуры художественного текста (Лотман) и как часть картины мира. Отсюда появились термины «локус» и героя места и героя пути. А также Петербуржский текст русской литературы (Топоров).

 

Петербуржский текст В.Н. Топорова

Настаивал на написании с большой буквы. Что должно указывать на личностный уникальный характер, в котором запечатлелась душа Петербурга.

Петербуржский текст – самопорождение и самопознание города. Это сверхтекст, с которым связаны высшие цели. Только через этот текст Петербург совершает прорыв в символизм.

Образ Петербурга подобен личности, человеческому Я со своей собственной судьбой. Петербуржский текст – свидетельство о действительно смысловом единстве и родстве составляющих его произведений, и это прослеживается с общности мотивов и образов. При этом не всякое произведении о Петербурге входит в Петербуржский текст. Сначала появилась петербуржская тема (18 век), в которую вводились объекты города, связанные с цивилизиционнной деятельностью человека.

Петербуржский текст – реальность, имеющая символико-мифологическую форму. Основной его сюжет – гибели и воскресения. Имеет установку на разгадку самых важных вопросов русской культуры, истории, национального самосознания.

Семантическая связанность, единство специфики каждого в отдельности в общности – вот основа, на которой выделяют Петербуржский текст. Кросстемпоральность, кроссжанровость, кроссперсональность. Текст един и связан, хотя и писался разными авторами.

Петербург называется городом-мифом, а не обычным пространством. Это своеобразное зеркало, в котором Россия ищет себя. Топоров относит зарождение Петербуржского текста к творчеству Пушкина. Батюшков «Прогулка в Академии художеств» - воссоздает только светлый лик города, ещё не дотягивает до Петербуржского текста.

Исходные точки и основа Петербуржского текста:

· Трагический спор Евгения и державца Петра («Медный всадник»);

· Трагическая история одержимого Германа («Пиковая дама»);

· Дьявольская игра в «Уединенном домике на Васильевском» (устный рассказ Пушкина).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.