Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1: Организация и ее основные составляющие




Человек является основой любой организации. С одной стороны, он является создателем организации, определяет ее цели и ценности. С другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом, используемым для реализации целей организации. Поэтому предметом “практической психологии в организации” являются основные закономерности организационного поведения людей и групп, а также технологии и стратегии работы психолога с организацией.

Понятие организации.

Если попытаться использовать метод ассоциаций и придумать образы прошедших 19 и 20 веков, то прежде всего следует отметить одно существенное различие. 19 век скорее ассоциируется с именами великих личностей - Наполеона, Эдисона, Пушкина, а век двадцатый останется в нашей памяти веком “суперорганизаций”.

Практически за каждым достижением двадцатого века стоит не гениальность одиночки, а мощь организации. Это отнюдь не означает, что талант и субъективный опыт отдельной личности утратили значение в жизни общества, они по-прежнему лежат в основе его развития, однако материальная культура этого общества стала настолько сложной, что дальнейший прогресс требует огромной концентрации ресурсов. Только в рамках современных организаций стало возможным осуществление таких проектов, как НАСА, прокладка туннеля под Ла-Маншем, Евросоюз и др.

В конце 20 века организация стала фактически универсальной формой общественной жизни. Организациями являются и МГУ, и Кабинет Министров Российской Федерации, и АО “Камаз”, и партия любителей пива.

Можно ли указать какие-либо общие черты, характерные для всякой организации независимо от того в какой сфере она функционирует и какие задачи она решает? Основными признаками любой организации являются: 1)наличие целей деятельности; 2) существование устойчивых связей между членами организации и правил, определяющих порядок их взаимоотношений (организационная структура и культура); 3) постоянное взаимодействие с внешней средой; 4) использование ресурсов для достижения организационных целей.

Таким образом, можно определить организацию как сознательное объединение людей для достижения определенных целей.

Цели организации.

Организации не возникают сами по себе, они создаются людьми для достижения определенных целей. Применительно к экономическим организациям (наиболее изученным) большинство исследователей сходятся во мнении, что непосредственное влияние на формирование целей оказывают, прежде всего 3 контрагента: 1) клиенты (потребители или рынок), 2) собственники (люди, вложившие средства в организацию), 3) сотрудники. Иногда к этим категориям добавляют четвертую - руководителей, которые, с одной стороны, являются представителями собственников, а с другой - наемными сотрудниками.

Степень влияния каждой из групп на определение целей варьируется от организации к организации, а также может изменяться с течением времени. Достижение баланса в отражении интересов всех трех ключевых групп в целях организации является одним из важнейших условий ее развития.

В своей деятельности организации руководствуются набором целей, различающихся как по содержанию, так и с точки зрения временной перспективы. Можно выделить 3 основных вида организационных целей: 1) базисные принципы (ценности), 2) стратегические задачи и 3) краткосрочные планы. Базисные ценности определяют основные цели функционирования организации. Когда речь идет о целевом начале в поведении организации, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Миссия может рассматриваться как констатация философии, предназначения и смысла существования организации. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих 5 факторов (П.Котлер):

Ø история фирмы;

Ø существующий стиль поведения собственников и управленческого персонала;

Ø состояние среды обитания организации;

Ø ресурсы;

Ø отличительные особенности.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных. При формировании миссии организации важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. В последние десятилетия многие западные индустриальные корпорации начали разрабатывать собственные кредо - краткие заявления, излагающие основные цели существования компании. Американская корпорация Хьюлет-Паккард сводит свое кредо к 4 положениям: ”Компания должна постоянно увеличивать объем продаж и размер прибыли, компания должна получать прибыль за счет технологических нововведений, компания должна по достоинству оценивать и справедливо вознаграждать вклад каждого сотрудника и уважать его индивидуальное достоинство, компания должна действовать как ответственный член общества”.

Что дает миссия для деятельности организации?

1) миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия, способствует закреплению определенного имиджа организации.

2) миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем: миссия делает ясным для сотрудников общую цель организации, облегчает их идентификацию с организацией, способствует установлению определенного климата в организации.

3) миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она: обеспечивает непротиворечивость набора целей, обеспечивает стандарты для распределения ресурсов, расширяет для работника смысл и содержание его деятельности.

Стратегические задачи вырабатываются организацией на основании анализа возможностей развития, предоставляемых внешней средой, и потенциала самой организации с учетом базисных целей. По существу - это планы реализации базисных целей в конкретных условиях функционирования организации. Они включают в себя: конечную цель, временной интервал и способ достижения цели.

Например, базисные ценности Хьюлет-Паккард остаются практически неизменными со дня основания компании; в то же время ее стратегические задачи неоднократно изменялись - в 1940-50 гг. Компания стремилась к лидерству на рынке высокоточных электронных приборов и инструментов, используемых для научных исследований; в 1960-70гг. - начала активно осваивать производство компьютерной техники; 1980гг. - переключилась на создание сложных микропроцессорных систем.

Следует помнить, что противоречие стратегических задач базисным ценностям может привести к глубокому организационному кризису.

Краткосрочные планы представляют собой конкретные программы реализации стратегических целей организации (в форме бизнес-планов), являются наиболее конкретными и детальными организационными целями и затрагивают всех сотрудников организации. Важность краткосрочных планов состоит в том, что они управляют поведением сотрудника на рабочем месте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.