Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика маркетингового исследования




Методы получения и обработки маркетинговой информации

По способу получения информации выделяют вторичные и первичные исследования.

Вторичные исследования, как правило, базируются на уже имеющейся информации. Поэтому они называются кабинетными исследованиями. Вто­ричные исследования по своему содержанию -это анализ имеющихся источни­ков об изучаемой, исследуемой проблеме в системе маркетинга.

По отношению к фирме различают внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации выступают статистические материалы о деятельности фирмы.

К внешним источникам относятся:

-публикации национальных и международных официальных организа­ций;

-публикации торгово-промышленных палат и объединений;

-ежегодники статистической информации;

-отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;

-книги, сообщения в журналах и газетах;


Обычно исследования включают шесть основных этапов

 

 

 

 

 

Выявление   Определе-   Дизайн   Сбор   Анализ   Пред­ставле-
проблем и   ние необ-   исследо-   инфор-   собран-   ние по-
формулиро- -► ходимой —► вания —► мации   ной ин- —► лучен-
вание целей информа-       форма- ных ре-
исследования   ции           ции   зульта­тов

Рисунок 2 - Схема маркетингового исследования

Выявление проблем и формулирование целей исследования. На первом этапе исследователь должен четко определить проблему и согласовать цели ис­следования. Цели исследования могут быть поисковыми, т.е. предусматривают сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, помогающих выработать гипотезу. Они могут быть также описа­тельными, т.е. предусматривают описание определенных явлений, например, требуется выяснить численность авиапассажиров или численность тех, кто слышал о компании «Аэрофлот». Бывают и экспериментальные цели, которые предусматривают проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например, о том, что снижение стоимости обучения на 15% вызовет рост числа платных аспирантов по крайней мере на 20%.

Определение необходимой информации. На втором этапе необходимо определить вид интересующей заказчика информации и пути ее наиболее эф­фективного сбора. Исследователь может собирать вторичные или первичные данные либо те и другие одновременно.

Дизайн исследования - это проектирование и конструирование процесса исследования, разработка его модели, т.е. дизайн исследования может рассмат­риваться как проект организации и проведения исследования.

Дизайн исследования включает:

- обоснование формы предполагаемых результатов и направлений их ис­пользования;

- выбор и описание методов для достижения целей исследования;

- разработку календарного или сетевого графика для всего процесса;

- планирование и расстановку персонала, участвующего в исследовании;

- определение бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходи­мости с разбивкой во времени;

- подготовку формы и содержания исследования.

Сбор информации. Разработав проект исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и чреватый ошибками этап ис­следования.


3. По временному признаку - например, для исследования рынка это рет­роспективное, оперативное'(текущее), диагностическое, прогнозное исследова­ние.

4. По продуктивному (вещевому) признаку - например, для исследования средств производства, средств потребления, услуг.

5. По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования - например, для исследования сбыта это цена, объем продаж, структура спроса, и на субъективные исследования - на­пример, для исследования сбыта это возраст, пол, профессия.

6. По способу получения данных и информации - первичные, полевые и вторичные, кабинетные маркетинговые исследования.

7. В зависимости от целей маркетинговое исследование может быть ко­личественным и качественным. Цель количественного исследования состоит в том, чтобы установить численные оценки основных характеристик изучаемых признаков. Цель качественного исследования рынка заключается в выявлении определенных мотивов для определения поведения на рынке. В качестве прие­мов для исследования рынка в этой связи предусматриваются методы исследо­вания мнения и мотивов, которые заимствуются из психологии и социологии.

Система анализа маркетинговой информации. Данная система - это набор эффективных методов анализа маркетинговых данных и проблем марке­тинга.

Основу любой системы анализа маркетинговой информации составляют статистический банк и банк моделей.

Статистический банк - совокупность современных методик статистиче­ской обработки информации, которые позволяют наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках имеющейся подборки данных, установить степень их статистической надежности. Методики статистической обработки информа­ции включают:

1. Корреляционный анализ. 2. Регрессионный анализ.

3. Факторный анализ. 4. Дискриминантный анализ

5. Кластерный анализ. 6. Анализ временных рядов и др.

Банк моделей - это набор математических моделей, способствующих при­нятию оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка. Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих не­кую реально существующую систему (процесс или результат). Эти модели по­могают получить ответы на вопросы «а что, если?» и «что лучше?».


рить все остальные, расположенные поблизости, в поисках нужного товара. Ес­ли запасов нет ни на одном* складе, компьютер укажет, где и когда будет изго­товлена необходимая партия. Торговый агент тратит на получение ответа счи­танные секунды и имеет явное преимущество перед нерасторопными конкурен­тами.

В России пока не все фирмы используют такие системы. Хотя еще в 70-80-х годах подобные системы создавались и в ряде случаев успешно функцио­нировали.

Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, по­ставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штат­ным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управ­ляющими и сотрудниками самой фирмы. Хорошо организованные фирмы при­нимают дополнительные меры:

1) Обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие со­бытия и сообщать о них.

2) Поощряют дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих со­юзников передавать им важные сведения.

3) Покупают сведения у сторонних поставщиков внешней текущей ин­формации.

4) Организуют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов просматривают наибо­лее важные издания в поисках актуальных новостей и рассылают управляющим по маркетингу специально подготовленные информационные бюллетени. В этих отделах ведут досье интересующих фирму сведений.

Система маркетинговых исследований. Некоторые ситуации руководи­телям нужно изучать подробно. С этой целью проводят маркетинговые иссле­дования

Маркетинговое исследование - это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегиче­ских решений в системе предпринимательства.

Исследователи маркетинга постоянно расширяют поле своей деятельно­сти. Ф. Котлер выявил 10 наиболее типичных решаемых ими задач: изучение характеристик рынка; замеры потенциальных возможностей рынка; анализ рас­пределения долей рынка между фирмами; анализ сбыта; изучение тенденций деловой активности; изучение товаров конкурентов; краткосрочное прогнози­рование; изучение реакции на новый товар и его потенциала; долгосрочное прогнозирование; изучение политики цен.

Классификация маркетинговых исследований

1. По виду объекта исследования - например, исследование рынков сбыта, рынка капитала, исследование внутренней среды фирмы, исследование окру­жающей среды.

2. По территориальному признаку - например, при исследовании рынка это региональное, национальное, интернациональное исследование.


Тема 5. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Концепция и состав системы маркетинговой информации

2. Методика маркетингового исследования

3. Методы получения и обработки маркетинговой информации

4. Методы прогнозирования в маркетинговой деятельности

5. Бенчмаркинг как функция маркетинговых исследований




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.