Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение, признаки и функции государства




Основным элементом политической системы общества является государство. Оно обладает наибольшими материальными, политическими и идеологическими средствами воздействия на все стороны жизнедеятельности общества. Государственная власть - это высшая форма политической власти.

В истории политической мысли существовали различные концепции, объясняющие происхождение и сущность государства.

Теория естественного происхождения государства, которую обосновал Аристотель. Мыслитель считал, что в обществе вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает род или селение, объединение же нескольких родов или селений составляет государство. Сущность государства Аристотель видел в политическом общении людей, соединившихся для достижения какого-либо блага. Согласно Аристотелю человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному жительству», жизнь в государстве - это естественная сущность человека. Общество Аристотель еще не отделял от государства. Последнее как необходимая организация, без которой люди не могут жить, логически предшествует составляющим его индивидам.

Теологические концепции получили наибольшее распространение в средние века и связывают происхождение государства с божьим установлением. К примеру, Фома Аквинский предпринял попытку приспособить учение Аристотеля к потребностям католической церкви. Как и Аристотель, Фома считал, что государство есть бытие логически более раннее, чем составляющие его граждане. Однако Фома идет дальше: он считает, что государство берет свое начало от бога, о чем у Аристотеля речи не было. Возникновение государственности аналогично сотворению мироздания богом.

Близка к аристотелевской концепции патриархальная теория, автором которой был английский политический мыслительXVIII в. Роберт Филмер. Он считал, что государство - это расширенная форма патриархальной, отеческой, опекунской власти во имя всеобщего блага. Государство возникло в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства.

В Новое время получила распространение договорная теория происхождения государства. Ее авторами были Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др. Основная посылка данной теории: государство - это результат договора между правителем и подданными, которые ради сохранения своей собственности и обеспечения безопасности согласились на подчинение государственной власти. Следует, конечно, учитывать, что существуют значительные различия во взглядах представителей данной теории.

Так, например, Т.Гоббс полагал, что естественное состояние людей, которое существовало до возникновения государства - это состояние ожесточенной войны всех против всех, что соответствует эгоистической природе человека. Страх смерти, чувство самосохранения склоняют людей к миру, предписывают заключить соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности. Гарантией же последней может быть только абсолютная власть государства. Эта власть земного, а не небесного происхождения. Она возникла в результате общественного договора, - добровольного соглашения людей, которые подчинили себя господству одного человека или собрания людей.

Несколько иначе представлял себе процесс происхождения государства Дж.Локк. По его мнению изначально существовало естественное состояние людей, в котором, однако, отсутствовало гоббсова «война всех против всех». В ту эпоху люди были взаимно доброжелательны, поскольку их интересы почти не сталкивались. Каждый обладал частной собственностью. Люди должны были иметь гарантии своего имущества. Эти гарантии философ усматривает в заключении общественного договора. Заключение последнего происходит тогда, когда неустойчивость мирных отношений между людьми достигает критической точки. Люди передали правительству лишь часть своих прав. При этом правительство не ввело каких-то принципиально новых законов. Оно лишь гарантировало действие ранее сложившихся принципов взаимоотношений между людьми.

Теория завоевания, насилия(Л. Гумплович, Е Дюринг) рассматривает государство как результат - насилия, вражды, завоевания одних племен другими. Государство - это естественно, т.е. путем насилия, возникшая организация властвования. Вследствие насилия, считал Л. Гумплович, появился и правопорядок, для охраны которого предназначено государство. Насилие - первооснова государства. При этом Гумплович игнорирует экономические отношения, отношения собственности.

Согласно марксистской концепции государство возникает с возникновение частной собственности, в результате раскола общества на антагонистические классы. Государство - это машина для угнетения одного класса другим.

История человеческого общества дает нам примеры различных типов и форм государства. Однако при всем их многообразии, можно найти в них нечто общее, те черты и признаки, которыми характеризуется любое государство. К важнейшим признакам государства относятся следующие:

1. наличие определенной территории и населения. Государство без территории - это то же самое, что человек без тела. Люди, населяющие данную территорию, являются подданными государства и должны выполнять его законы. Граждане других государств также обязаны подчиняться законам страны, на территории которой они находятся.

2. суверенитет, который означает верховенство власти государства на данной территории. Государство самостоятельно определяет курс внутренней и внешней политики. Другие государства обязаны считаться с этим. Если же этого нет, то можно говорить не о государстве, а о протекторате, колонии и т.п. Конечно, следует учитывать, что в современных условиях суверенитет государства не может быть абсолютным, так как любое государство должно считаться с интересами других стран, входящих в состав мирового сообщества. Суверенитет государств ограничен системой международных договоров и соглашений.

3. наличие публичной власти, которая не совпадает с основной частью населения и часто над ним стоит. Сюда относится система государственных органов посредством которых осуществляется руководство и управление, отдаются приказы и распоряжения, а также осуществляется контроль за их выполнением. Традиционно к публичной власти относят чиновничества различных ведомств, армию, полицию, суд, прокуратуру. Дополнением к этому служат такие необходимые для осуществления власти придатки, как тюрьмы и т.п. Следует учитывать, что современное государство обладает чрезвычайно сложной структурой. Обычно выделяются три ветви государственной власти - исполнительная, законодательная и судебная. В разных странах они имеют разное название и соотношение. Структура государственной власти в решающей степени определяется функциями, которые выполняет государство. Понятно, что структура публичной власти современного государства существенно отличается от органов власти, к примеру, феодального государства.

4. сбор налогов, которые являются источником средств для содержания указанных формирований и учреждений, всего аппарата чиновников.

Государство как политический институт существенно отличается от других политических институтов (например, партий, общественных организаций), входящих в политическую систему общества. Это отличие выражается в следующем: а) только государство обладает функцией нормотворчества, издания законов. С возникновением государства возникло и право как возведенная в закон воля господствующего класса; б) решения органов государственной власти обязательны для всех членов общества; в) только государство имеет право выступать от имени всего общества, всех граждан страны; г) государство обладает исключительным правом на применение принуждения.

Сущность, социальный характер государства отчетливо обнаруживается в его функциях. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности. Однако прежде, чем перейти к конкретной, хотя и краткой характеристике функций государства, есть необходимость сделать два предварительных замечания.

1. Функции государства определяются задачами, которые ход событий, этапы развития общества ставят перед государством. Есть задачи - возникают функции.

2. Функции делятся на внутренние и внешние, поскольку государству приходится решать задачи как внутренней, так и внешней политики. При этом главными, определяющими являются внутренние функции. Внешняя политика государства определяется, в конечном счете, внутренней политикой и обслуживает последнюю.

Внутренние функции государства:

1. Обеспечение социальной стабильности в обществе, разрешение возникающих социальных конфликтов.

2. Регулирование в той или иной мере экономики. Степень вмешательства государства в экономическую жизнь может быть различной: от жесткого регулирования из одного центра всего и вся (как это имело место, например, в бывшем СССР), до разработки общей экономической стратегии и средств ее реализации. Современное государство не ограничивается ролью «ночного сторожа». Оно играет значительную роль в экономической жизни, используя такие средства как госзаказ, кредитная политика, налоги, ценовая политика, антитрестовское законодательство и т.д.

3. Охрана прав и свобод, обеспечение безопасности граждан, издание соответствующих законов и нормативных актов.

4. Социальная защита отдельных групп населения (пенсии, пособия по безработице и т.п.).

5. Развитие образования, науки, культуры. Опыт многих стран показывает, что высокое искусство, фундаментальная наука не могут успешно развиваться без государственной поддержки.

6. Идеологическая, воспитательная функции. Любое государство заинтересовано в воспитании граждан в духе патриотизма, уважения законов, общечеловеческих норм морали.

7. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы, как известно, не являются только локальными, региональными. Поэтому они могут быть разрешены только на общенациональном уровне. Государство и выполняет роль общенационального центра, координирующего усилия по защите окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.