Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии урегулирования и разрешение конфликтов. Консенсус в политическом процессе




Практический опыт показывает, что различные субъекты, либо участвующие в конфликте, либо вовлеченные в него в качестве посредника, чаще всего стремятся к управлению конфликтом или к установлению контроля за ним.

Контроль и управление обычно направлены на урегулирование и разрешение конфликта.

Урегулирование конфликта предполагает полное или частичное снятие остроты противоборства сторон, стремление избежать наиболее негативных последствий (для себя, общества в целом, государства). Оно достигается с помощью переговоров, компромиссов (соглашений по основе взаимных уступок). Достигнутый между сторонами компромисс не может устранить причины конфликта и поэтому сохраняет некоторую вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.

Разрешение конфликта предполагает устранение причин конфликта или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, сняло бы вероятность нового обострения отношений.

Управление конфликтами, направленное на урегулирование и разрешение конфликтов, выполняет следующие задачи:

1. воспрепятствовать возникновению конфликтов либо его возрастанию и переходу в такое состояние, которое увеличивает социальную цену за его урегулирование;

2. вывести все латентные, теневые конфликты в открытую форму, чтобы избежать непредсказуемых действий;

3. свести к минимуму степень социального возбуждения, чтобы не вызвать дополнительных потрясений.

Возможны три варианта разрешения политического конфликта:

а) выигрыш одной из сторон конфликта;

б) взаимный проигрыш всех сторон конфликта;

в) выигрыш всех субъектов конфликта.

Пути, формы разрешения политических конфликтов обычно делят на 2 группы:

1. с применением насилия (войны, революции, перевороты, погромы, терракты, и др.);

2. ненасильственные действия (переговоры, посредничество, арбитраж и др.).

В современных условиях актуальной становится технология мирного разрешения конфликтов. Выделяют 3 группы методов, облегчающих поиск мирного, ненасильственного выхода из конфликта.

Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Сюда относятся диагностика, выявление причин конфликта с целью не допустить разрастания конфликта. Для этого часто используются процедуры, основанные на отслеживании конфликтной ситуации при помощи ЭВМ. Кроме того, создается сеть государственных и негосударственных консультативных служб. Система образования, средства массовой информации также играют здесь важную роль.

Вторая группа нацелена на устранение причины возникновения конфликта. Центральный метод в данном подходе - правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте. Оно направлено на изменение характера восприятия и на изменение отношений сторон друг к другу. Для этого, в частности, необходимо организовывать специальные встречи и дискуссии между конфликтующими группами.

Третья группа направлена на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Она включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Например, для перевода конфликта «с нулевой суммой» в конфликт «с ненулевой суммой» могут быть использованы следующие приемы:

а) включить дополнительные вопросы или, напротив, исключить ряд спорных вопросов;

б) сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям;

в) сделать так, чтобы стороны конфликта сформулировали более высокие цели, которые позволили бы объединиться ради их достижения.

Есть и другие методы снижения напряжения, в том числе и с использованием силового давления (например, применения в международных отношениях к участникам конфликта санкций с целью поиска ими мирных средств решения проблемы).

Следует сказать, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Однако в рамках именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

Переговоры представляют собой прямое или косвенное общение сторон, которое направлено на такое согласование взаимных интересов и целей, которое может привести к снижению интенсивности или завершению конфликта.

Целью переговоров должно стать достижимое, а не желаемое. Успех переговоров зависит от двух факторов:

1. от степени проработки вопросов;

2. от профессионализма участников переговоров, их желание и умение находить приемлемые для всех конфликтующих сторон выходы из конфликтных ситуаций.

Переговоры считаются наиболее плодотворным методом снятия конфликтов, так как стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенный компромисс. Полное разрешение противоречий на переговорах не всегда возможно. В таких случаях целесообразно прибегать к таким процедурам как посредничество и арбитраж.

Посредничество - это участие в переговорном процессе третьей, нейтральной стороны с целью выработки позитивного для обеих сторон решения; окончательное решение принимается противоборствующими сторонами.

Арбитраж - передача спора на рассмотрение третьей стороны, решение которой будет обязательным для обеих сторон.

В политологии существует несколько достаточно универсальных принципов управления конфликта, которые позволяют относительно безболезненно урегулировать и разрешить конфликт:

1. институционализация конфликта - установление норм и процедур урегулирования или разрешения конфликта, а именно:

o запрет применения насильственных средств;

o ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;

o применение определенных правил всеми сторонами конфликта (организационные, этические нормы, договоренности и т.д.)

o контроль со стороны третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.)

2. легитимация процедуры разрешения конфликта- признание правомерности и справедливости всеми сторонами определенного порядка действий по разрешению спора и фиксации его в социальных документах;

3. структурирование конфликтующих групп - определение состава участников конфликта, их лидеров, центров влияния их силы. Важно знать, с кем вести работу по разрешению конфликта, договариваться, заключать соглашения;

4. редукция конфликта - его последовательное ослабление, перевод на более мягкую ступень противостояния.

Например, ослабление конфликта может проходить последующим ступеням: война (неограниченный спектр борьбы) - насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства) - агрессивность (отдельные враждебные действия) - соперничество (конкуренция, состязание по отдельным правилам) - спор (идейное противоборство) - несогласие (расхождение мнений) - консенсус (согласие). Причем, не обязательно последовательно проходить все эти этапы. Возможно перескакивание, например, от агрессивности к спору.

Снижение напряженности повышает шансы более быстрого и безболезненного разрешения конфликта.

Консенсус в политическом процессе. Разрешать и предупреждать противоборство и конфликты, снимать напряжение в обществе позволяет консенсус.

Консенсус (от лат. consensus - согласие, единодушие) - состояние согласия большинства общества, основных социально-политических сил относительно наиболее важных принципов политической организации, распределения ценностей, власти и прав в обществе. Чаще всего идея консенсуса трактуется в форме «справедливости» - приемлемости того или иного положения. Её прообразом считается теория «общественного договора» Гоббса, Локка, Руссо. Знание большинством того, что делает правительство в его интересах, учет мнения как большинства, так и меньшинства - основа общественного согласия. Функционирование любой демократической системы возможно только в результате консенсуса. Любое групповое усилие может дать положительный результат только в том случае, если оно осуществляется с общего согласия.

Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, наличие толерантности в обществе, существование институциональных форм разрешения конфликта, этнолингвистическая и религиозная однородность общества.

В демократическом обществе выделяют 3 объекта консенсуса: ценности, процедуры и политика.

Консенсус по поводу ценностей означает согласие по базовым нормам и принципам большинства общества (свобода, равенство и т.д.).

Консенсус по поводу процедур означает согласие большинства с главными правилами игры (например, признание результатов состоявшихся выборов).

Консенсус по поводу политики означает согласие большинства с основными формами организации политической власти (например, согласие с существованием данной формы правления).

Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры. Кризис консенсуса обычно связан с кризисом традиционной политики и включением в нее не нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс, политизацией масс, а также с кризисом отношений церкви и государства.

 

Понятия «политическое управление», «государственное управление», «политический менеджмент»

Теория государственного управления является междисци­плинарной наукой. Она возникла на стыке политической науки, правовой науки, менеджмента, экономической теории. На ее формирование большое влияние оказали социология, психология, экономика, административное право.

Управление присуще всем организованным системам: физическим, биологическим, социальным. С его помощью достигается целостность этих систем, сохраняется их качественная специфика, осуществляется воспроизводство и развитие. Общество – сложный организм, который не может успешно развиваться без большей или меньшей доли управления. Именно управление обеспечивает сохранение определенной структуры общества, поддержание режима деятельности людей, реализацию программных целей.

Все цивилизованные государства в современном мире, независимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

Управление – осознанное, целенаправленное воздействие, осуществляемое человеком или группой людей (субъектом управления), на объект управления (другого человека или группу людей) с целью достижения определенных целей. Управляющие воздействия обеспечивают упорядочение, организованность, согласованность действий участников совместной деятельности, выполнение ими общих функций.

Частью управления обществом как целостной системой является политическое управление, частью которого, в свою очередь, является государственное управление (ГУ). Соотношение данных понятий определяется соотношением политической власти и государственной как ее ядра. Не вся политическая деятельность является государственной. Главной особенностью ГУ явля­ется опора на легитимное насилие, т. е. на облада­ние властными полномочиями, статусными, ад­министративными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений.

Политическое управление (ПУ) — это процесс постановки общенациональных задач развития, разработки политического курса, принятия решений на общегосударственном уровне, в который вовлечены не только органы государственной власти, но и политиче­ские партии, общественные объединения гражданского общества. В условиях демократии возникает соучастие граждан в процессе политического управления, разработке и реализации властно-управленческих решений, отборе самих управленцев, контроле над деятельностью властных структур.

ГУ осуществляется в русле государственной политики. Поэтому в определенной части оно политизировано, т. е. между политикой и государственным управлением существует взаимо­проникновение.

Специфичность ГУ выражается в том, что:

-оно обеспечивается государственной властью, возможностями принуждения;

-распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы в рамках проводимой государством международной политики;

-проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер, зависят от того, каков уровень развития государства, какие цели ставит перед собой субъект государственной власти;

-имеет публичный, повседневный, оперативный характер;

-его характерными чертами является объективность, системность, организованность, вертикальность (субординация, иерархичность) системы ГУ, что позволяет добиваться согласованности, координации, целеустремленности и эффективности ГУ;

-в политической жизни происходят многочисленные случайные отклонения от необходимого; под их влия­нием система входит в новое качественное состояние и ее возможные изменения становятся многовариантными и непредсказуемыми. В этой связи уп­равленец напоминает собой путника перед развилкой многих дорог. Это обусловливает творческий, альтернативный харак­тер самого процесса управления. Поддержание равновесия в принципе неустойчивых систем ис­ключает возможность использования заранее известного единствен­ного варианта.

Государственное управле­ние можно рассматривать в широком и в узком смыслах. В первом случае ГУ (государственная (публичная) политика (Public Policy)) — это осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию; это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, жизнедеятельность людей с учетом механиз­мов обратной связи; это рациональное ре­гулирование общественных дел и коллективных ре­сурсов теми группами интересов, которые контролируют основные рычаги власти, опираясь на официальные институты.

ГУ в широком смысле осуществляют парламент, Президент, правительство, суды, прокуратура, органы местного самоуправления, а также государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных функций и задач. ГУ также частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий государственной формы собственности как нижнее звено организации управления. Данные субъекты будут отражены в моделях управления, о которых речь пойдет ниже.

В узком смысле ГУ (государственное администрирование (Public Adminisration)) — деятельность органов государственной власти по практическому воплощению выработанного политического курса (public policy). ГУ- это исполнительно-распоряди­тельнаядеятельность, осуществляемая на профессиональной основе специализированными органами власти и должно­стными лицами - в первую очередь органами исполнительной вла­сти. Подобное понимание ГУ свойственно административному праву, в рамках которого ГУ является отдельным видом государственной де­ятельности наравне с законодательной, судебной деятельностью, прокурорским надзором и стоит на втором месте после законотворческой деятельности. Специалисты по административному праву считают, что в процессе ГУ политика не формируется, а реально воплощается в жизнь. Деятельность по ГУ противопоставляется деятельности по формулированию политического курса и политической деятельности.

Следует отметить, что не все в ГУ относится к сфере политики. Многие функции управления далеки от политики и имеют характер технологического управления, рутинного администрирования. Например, принуждение по отношению к преступникам, управление дорожным движением, производством, работа любого клерка в госучреждении не могут рассматриваться как политическая деятельность. Подлинно политической может считаться деятельность, связанная с принятием решений и выбором целей или влиянием на данный процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.