Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идейные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого очень много трагического. Истоки трагизма – это и личная судьба как человека, как поэта, так и трагизм окружающей действительности.

Основной период творчества Лермонтова пришелся на 30-е годы, а это были годы реакции в России после подавления декабристского движения, когда все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь, а проявление любой мысли каралось и преследовалось.

В таком состоянии действительности Лермонтов предстает как романтик, который отрицает реальность и противопоставляет ей мечту. Его романтизм основан на твердом убеждении, что человек создан для счастья и любви.

Любовь занимает важное место в лирике Лермонтова. Он очень рано сформировался как личность. Уже в 15 лет у него было много философских стихов о любви. Но любовь у Лермонтова также носит трагический оттенок, всегда ассоциируется с грустью из-за его единственной настоящей, но не разделенной любви к другу юности - Вареньки Лопухиной. Идеальный образ любимой является лишь созданием поэтической мечты («Отчего» (1840), «Завещание» (1840), «Ребенку» (1840) и др.).

Тема печали, трагизма, одиночества остается ведущей на протяжении всей жизни Лермонтова («Как часто пестрою толпою окружен (1840), «На севере диком стоит одиноко» (1841), «Утес» (1841), Тучи (1840), «Парус» (1839) и др.). Тема одиночества и вызванной им пустоты и скуки звучит и в стихотворении «И скучно и грустно» (1840). Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в себе и в жизни.

Очень много стихов у Лермонтова о своем времени и о том обществе, в котором он живет. Поэт и грустит и негодует одновременно. Он призывает прогрессивную интеллигенцию не мириться с действующим режимом, стремится пробудить гражданскую совесть у своего поколения. Хотя поэт видит и других людей и понимает, какова судьба человека-гражданина. Так в стихотворении «На смерть поэта» (1837) он показывает трагедию передовой мыслящей личности, которая обличает общественные пороки и за это платит своей жизнью. В смерти Пушкина поэт обвиняет не сколько Дантеса, сколько общество высокопоставленных преступников, толкнувших Пушкина на смерть.

Тема свободы, ее безнадежной утраты и одновременно стремление к ней звучат на протяжении всего творчества Лермонтова, выражением ее становится образ узника («Узник» (1837), «Пленные рыцарь» (1840) и др). Так, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841) он утверждает: «Я ищу свободы и покоя». Общественная атмосфера тех лет подавляла духовную свободу человека. Поэтому свой идеал М. Ю.Лермонтов находил в стихии природы, вдали от светской суеты и лжи. Об этом свидетельствует поэма «Мцыри»(1839). Три дня, проведенные героем на воле, приравниваются к целой жизни: ощущение остроты бытия, счастья пронизывает всю поэму. Только свободный человек, по мысли поэта, может считаться счастливым.

Несмотря на многие общественные пороки, Лермонтов очень любит свою Родину и посвящает ей свои стихи. Поэт отвергает современный ему уклад жизни и заявляет «Прощай, немытая Россия» (1841), где царит беззаконие и произвол. О своей любви к отчизне народной, любви, идущей от сердца, а не от рассудка он пишет в стихотворении «Родина (1841).

Понятие родина всегда связана с понятием истории. Поэт искренне гордится исторической победой России в Отечественной войне 1812 г и посвящает этому событию стихотворение «Бородино» (1837).

Родина для поэта и природа, источник красоты и гармонии. Пейзажная лирика занимает достойное место в творчестве Лермонтова и раскрывает еще одну грань его раздумий – о роли природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» (1837) все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека. Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841). Мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении «Три пальмы (1839), где она приобретает неожиданно современный характер. В нем человек предстает как разрушитель, он вносит в мир природы страдания и гибель.

Во многих своих стихотворениях Лермонтов развивает тему поэта и поэзии. В них отразилось отношение поэта к родине, миру, ко времени, осознание своего предназначения в обществе. Так в стихотворениях «Поэт» (1837) и «Пророк»(1841) он обозначает свое место как поэта и свою идейно-философскую программу. Если в стихотворении «Пророк» Пушкин говорит о великом общественном значении поэзии – «глаголом жечь сердца людей», то Лермонтов в одноименном стихотворении повествует о падении роли поэта в современном ему обществе.

Век Лермонтова – эпоха, которой была чужда поэзия. Поэт, предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого предназначения, об обреченности поэта на непонимание, презрение и равнодушие. Так Лермонтов определил судьбу поэта не только в России, но и в любом государстве, где подавляется общественная мысль, царит произвол и беззаконие.

Таким образом, творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Лермонтов вошел в литературу, когда надежды на реформы после подавления декабристского восстания были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики – безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, любовь к родине помогали поэту побеждать его настроения и в его лирике утвердились тема поэта и поэзии, тема родины и природы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поздний период творчества А.С.Пушкина (с 1826 г.) | Жанровое и тематическое своеобразие творчества Н.В.Гоголя (1809-1852)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.