Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная теоретическая концепция культуры речи




Учение о культуре речи зародилось в Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности и логичности, уместности, доступности, выразительности речи, а также советы по поводу того, как этого добиться.Кроме того, ещё Аристотель подчеркивал: «Речь состоит из трёх элементов: самого говорящего, предмета, о котором он говорит, и лица, к которому он обращается и которое есть, собственно, конечная цель всего».

Таким образом, значительными оказываются и фигура адресата речи, и самого говорящего, который становится носителем определенной «духовности»

Представление о культуре в античности было неотделимо от понятия «духовность», причем в отличие от других эпох, в Древней Греции больше всего ценилась гармония во всем. Поэтому не случайно в основе риторики лежит триада этос- логос – пафос, в которой все составляющие тесно переплетены и существование одного может быть достигнуто только в единстве с двумя другими. По сути, это и есть идеальная модель речевого общения, где все построено на принципах гармонии и взаимодополнительности и где каждое понятие имеет свое индивидуальное наполнение, не нарушающее целостности и единства всей триады. Этос создает условия для речи; пафос – источник создания смысла речи; а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса. В основных понятиях этой триады соединились все внешние и внутренние условия, которые должны учитываться в речи: мысль и слово в неразрывном единстве, содержание и форма речи и, конечно же, образ оратора, ибо речь не должна расходиться с делом. Поэтому важнейшим условием речевого мастерства, по мнению Аристотеля и его последователей, было следующее: «Для того, чтобы быть хорошим оратором, нужно быть хорошим человеком» (Квинтилиан).

Таким образом, нормы вырабатывались в недрах риторики, исходя из её направленности на осмысление языковых явлений для наилучшего использования в речи и для того, чтобы сделать речь наиболее эффективной, понятной, доступной и т.д. в целом.

В последующие столетия понимание сути культуры речи было односторонним. Она понималась всерединеХIХ века как учение об изящной словесности – использовании разнообразных художественных средств. В результате представление о риторике свелось к украшенности, красивости речи, и почти на столетие риторика превратилась в некий необязательный архаизм, «мертвую науку». В конце 20-х годов ХХ века культура речи понималась как умение грамотно читать, писать и говорить, т.к. большая часть населения в то время была неграмотна

«Культура речи» в первую очередь помогала людям вырабатывать у них и поддерживать единый общий (литературный) язык в противовес диалектам и просторечию. В связи с этим главным понятием культуры речи стало понятие «нормативность». С развитием и укреплением тоталитаризма требования нормативности, стандарта были усилены, и в лингвистике активно развивалось учение о норме и различных подвидах норм языка. С тех пор между культурой речи и языковой правильностью многие мысленно ставят знак равенства.

Эта односторонность в понимании культуры речи была преодолена в 80-е годы ХХ столетия с развитием психологии, психолингвистики и других дисциплин.

Такой коммуникативный подход к изучению культуры речи появляется в работах Б.Н. Головина (коммуникация – лат. – делаю общим, связываю): он выделяет основные критерии анализа речи, которые объединяются под термином «коммуникативные качества речи» и предполагают соотношение речи и действительности, речи и языка, речи и мышления, речи и сознания. Коммуникативная направленность этой системы выразилась в том, что свойства речи (правильность, чистота, богатство, точность, логичность, уместность, доступность и выразительность) должны соотноситься с ситуацией общения и с личностью адресата речи. Это значит, что, по словам С. И. Ожегова, нужно «найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данной ситуации)», т.е. такое, которое исключит непонимание. Например, фраза «Концепт «крестьянственности» как внутреннего сознания времени включает историческую интенциональность, придающую ретенции форму саморефлексии» хоть и построена по всем правилам с точки зрения общелитературных норм, но является невразумительной, потому что многие слова непонятны адресату.

В середине 90-х годов ХХ века профессор Е.Н. Ширяев расширил этот подход: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

Из этого определения следует, что, помимо коммуникативной направленности речи, она, безусловно, должна быть нормативной, т.е. соответствовать правилам, которые установлены и закреплены в языке на определенном этапе его развития. Отступление или нарушение этих правил ведет к коммуникативным помехам – непониманию или переакцентировке внимания на то, как человек говорит, насколько грамотно, а не на то, что он говорит.

И, в-третьих, речь должна оцениваться с учетом этического компонента общения, который требует знания и применения правил языкового поведения в определенной ситуации.

Таким образом, современное учение о культуре речи включает в себя изучение трех её аспектов: коммуникативного, нормативного и этического.

Однако только теоретических знаний недостаточно. Необходимо умение пользоваться ими, применять на практике. Чем шире круг общения людей, тем актуальнее становится эта проблема: ведь приходится решать все более и более сложные задачи в самых разнообразных и не всегда предсказуемых (как, например, при бытовом общении) ситуациях общения, а следовательно, необходимо расширять словарный запас и совершенствовать имеющиеся навыки общения для достижения поставленных целей коммуникации.

В узком смысле термин «культура речи» имеет два значения: это особая область лингвистических знаний, научная дисциплина, содержащая определенные разделы, подразделы и правила, относящиеся к этой отрасли языкознания; учебная дисциплина, в рамках которой изучается культура речи как научная дисциплина и формируются соответствующие речевые качества в каждом новом поколении носителей языка.

Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем её многообразии.

 

Вопросы и задания по материалам лекции:

1. Ответьте на вопросы:

А). Почему общество должно тревожить падение уровня речевой культуры?

Б). Какие факторы привели к падению речевой культуры в обществе?

В) Почему владение речевой культурой необходимо каждому члену общества?

Г) Каковы задачи дисциплины «Культура речи»?

Д) Какова история учения о культуре речи?

Е). Какой подход к изучению культуры речи существует в настоящее время?

Ж) Рассмотрение каких аспектов включает в себя учение о культуре речи?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.