Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Речевая деятельность. Функции речи, её структурные единицы. Мозговая организация (основные нейропсихологические факторы)




Вопрос 1. Значение нейропсихологии для клинической практики.

Билет №5

НП – это одна из дисциплин, где теоретическая и практические составляющие находятся в теснейшем взаимодействии. Теоретическая развивается через практическую деятельность и наоборот. Теоретические задачи реализуются в контексте развития. Вопрос теоретической задачи: как отдельные мозговые структуры участвуют в обеспечении психических процессов или отдельных их составляющих?

1.Клиническая нейропсихология(входит в круг теоретических задач НП)

Проводятся задачи, направленные на описание синдромов нарушений ПФ: синдромология. Задачи медицины:

а)диагностика:

-топическая диагностика. Исторически первая. Определение места повреждения мозговой ткани(топика по-другому «география мозговой ткани»). Бывают случаи когда дагностика требует особенного подхода.Не все зоны мозга открыты для медицины, поэтому требуется и психология. В 83% случаев для диагностики требуется нейропсихология. Также, согласно американской статистике, в 72% случаях добиваются точных результатов(точно определяют место поврежедния)

-функционалная. Психолог по просбе врача делает портрет психики (память, мышление) человека, чтобы посмотреть как идет лечение. Это диагностика состояния психических ыункций на момент лечения для оценки его эффективнотси.

б)реабилитация ВПФ т.е. восстановление ВПФ. Несмотря на повреждение мозга, всегда остаются «островки» сохранности. Ни мозг ни психика никогда не нарушаются целиком и полностью. Основное направление реабилитации: опираясь на то, что в психике и мозге сохранно, можно заново построить другую психическую функцию.

 

Помимо клинической НП есть ещё (о них, к примеру, могут спросить дополнительно):

2. НП памяти.

Вопрос теоретическая задача: какие зоны мозга важны для памяти в целом?

Существенную роль играют глубинные мозговые структуры. Если повреждают 3 отделы желудочка, происходят тяжелые нарушения памяти. Частные нарушения памяти (расстройство вербальной памяти, запоминание на слух слов) – происходят при порожении левой височной области. Правое полушарие мозга вносит вклад в непроизвольное запоминание.

3.Взрослая и детская НП.(иногда называют экспериментальная НП)

Ребенок не может решить все задачи, так как не все структуры мозга сформировались. (ребенку показывают палец, а он в ответ тоже палец, хотя по инструкции должен показать кулак). Поэтому необходимо изучать НП взрослых и детей по отдельности.

Язык – это система объективно существующих в культуре знаков.

Речь – это субъективное использование знаков языка для решения различных функциональных задач в деятельности человека.

Хэд говорил, что символы и знаки дают нам возможность подвергнуть анализу сложившуюся ситуацию и регулировать свое поведение.

Выготский говорил, что высшие ПФ другим образом связаны с деятельностью мозга, чем элементарные. Также он говорил об афазии как о заболевании, связанном с речевыми центрами мозга. Вместе с потерей речи человек глубоко деградирует и отступает назад в развитии.

Первичные симптомы афазии прями связаны с расстройством мозговых структур. Вторичные симптомы – это производные от первичных.

Речь рассматривается, как деятельность имеющая сложное многоуровневое строение. Речь может быть как самостоятельный акт или как опосредствующая другие акты.

В речи присутствуют планирование и программирование. Речь может быть активной (т.е. конструированной от задачи) или реактивной (устроенной из раннего опыта).

Речь полифункциональна (имеет много функций):

1)Коммуникация

2)Сообщение

3)Обобщение

4)Регулирование поведения и деятельности

Речь делится на импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь – это восприятие при чтении и на слух, формирование во внутреннем плене смысловых структур или восприятие контекста. Происходит конкретизация контекста в отдельных семантических структурах, чтобы можно было запомнить и воспроизвести. Экспрессивная речь – это высказывание как целенаправленный речевой акт. У этого акта есть свои истоки, т.е. мотивация.

Замысел – это схема высказывания во внутренней речи, развернутая во времени и грамматически оформленная.

Речь автономна, т.е. одни люди могут хорошо говорить, а другие –

хорошо писать.

Речевая деятельность построена по принципу сукцессивности (левое полушарие). В речи тесно связано часть и целое (например, мы воспринимаем речь по частям, но, воспринимая ее «иностранность», воспринимаем как целое).

Фонема (единица речи) – это звуки речи, имеющие функцию смыслоразличения. Фонема - единица речи.

Лексема – словосочетания, словосочетания.

Понятия – обобщения, обобщенное содержание лексем.

Предложение и фраза – имеют определенный порядок слов и грамматическое оформление.

В русском языке 44 фонемы, т.е. звука. Фонема – это единица языка, с помощью которой отличаются и отождествляются слова. Звук имеет свое значение, т.к. в ней есть дополнительные специальные признаки данного языка:

1)например, русский язык «шип» и «шииип» - нет разницы; английский язык «шип» - корабль, «шииип» - это овца.

2)в русском языке есть ударность и безударность (за́мок – замо́к).

3) твердость и мягкость (пыл - пыль).

4) в русском языке высота звука не влияет на понимание слова. А например, во вьетнамском языке высота звука это признак фонемы.

Перевод слышимой фонемы в категорию звука/буквы требует времени.

Замечания:

1) у каждого из нас есть свой лексический опыт, есть система хранения слов. Слова в наши памяти хранятся упорядоченно, поэтому иногда мы не можем припомнить нужное слово. Система хранения речевого опыта имеет квазипространственную ориентацию (квази, т.к. она не на самом деле и ее не увидеть).

2) При восприятии речи происходит надстройка речевого аппарата.

3) Все расстройства речи, которые уже сформированы, (т.е. афазия у взрослых), возникает при поражении широкой зоны левого полушария мозга.

К 7-11 годам происходит закрепление речевой деятельности за левым полушарием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.