Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №10




Вопрос 2. Импрессивная речь. Мозговая организация. Афазии.

Импрессивная речь – это восприятие при чтении и на слух, формирование во внутреннем плене смысловых структур или восприятие контекста. Происходит конкретизация контекста в отдельных семантических структурах, чтобы можно было запомнить и воспроизвести.

Афазия импрессивной речи – это афазии, где первичный симптом – трудности понимания слышимой речи.

1)сенсорная афазия или афазия Вернике (нарушение импрессивной и экспрессивной речи). Возникает при поражении первой височной извилины левого полушария мозга. Основа этой афазии – расстройства акустического гнозиса ввиде кодирования\декодирования: непонимание звуков речи, неразличение фонем (например д-т).

Симптомы:

-трудности в написании букв, трудности в замене букв в слове.

-«отчуждение» смысла слова. Слово теряет свою предметную отнесенность (больной может правильно повторить слово, но не идентифицировать со словом его содержание).

Составляющая: это нарушение импрессивной и экспрессивной речи, так как мы слышим когда говорим.

Кроме первичных симптомов можно наблюдать системные симптомы, отражающие нарушение всей системы. Они проявляются в отчуждении смысла слова. Больной теряет смысл воспринимаемого.

Возможны третичные расстройства: "словесная окрошка" или "словесный салат" ― речь нарушена в результате отсутствия понимания экспрессивной речи. Речь ― набор укороченных форм, эмоциональных восклицаний, междометий, и т.пОсновной дефект ― нарушение понимания речи, нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.

 

 

2) амнестическая афазия (между импрессивными и экспрессивными расстройствами речи). Возникает при поражении таламуса. Страдает функция категоризации. Рвется связь между акустическим оформлением слова и его чувственной основой

Вопрос 1. Концепция А.Р. Лурия. Пересмотр понятия «локализация». Нейропсихологический фактор.

Лурия: «Праксис» - термин упоминается в контексте произвольных движений. Апраксия – нарушение праксиса. Расмотрим на примере задачи подойти к двери.

1) Передние отделы. Отвечает за мотив, цель, план действий. При поражении передних отделов нарушается пусковой момент.

2) Затылочные отделы. Обеспечивают акт зрительного восприятия. Например, посмотреть на дверь, чтобы подйти к ней.

3) Постцентральные отделы. Информация о состоянии органов движения, чтобы действовать правильно

4) Наличие навыка т. е. исполнительная часть.

5) Зона ТРО (Temporalis Pretalis Occipitalis). Анализ пространства. Например, знать расстояние до двери. Ионгда старые люди не могут дойти до дома, так как они потеряли эти зоны. Нарушается пространственная организация движения.

6) Премоторная зона задних лобных отделов мозга. Структуры, отвечающие за качество движения.

7) Стволовые подкорковые структуры. Обеспечивают необходимый уровень бодрствования и активности, то есть энергетическое обеспечение.

8) Височные отделы мозга. Контролируют звук. Например: «Вот она, дверь!»,- и мы идем на нее.

Таким образом, основные положения:

1) Даже в решении простой произвольной двигательной задачи учатвуют разные зоны мозга.

2) Каждая из 8 зон мозга вносит свой особый личный вклад.

3) Есть звенья, иерархичеси более важны, т. е. доминирующие, без которых движение не возможно. Например, первую зону (передние отделы, отвечает за цели) ничем не заменить. Действие подчиняетсявнешним обстоятельствам. Пример: больной чуть «невышел» в шкаф, т. к. он был окрыт, а обычная дверь закрыта.

4) Даже при выполнении простого двигательного акта, мозг работает, как целое (видно, что на рисунке почти все закрашено). Но отдельные части вносят свой вклад в деятельность.

Каждая зона мозга вносит свой специфический вклад в решение функциональной задачи.

психическая функция не локализуется, но локализуется нейропсихологический фактор – продукт работы определенных зон мозг, специфич. для кажд из них, который одновременно является составляющей функциональных систем психики.

О локализации сложных функциональных систем в ограниченных участках мозга или мозговой коры не может быть и речи.

С локализацией высших форм психической деятельности дело обстоит сложнее, чем с такой функциональной системой, как дыхание. Высшие формы психических процессов имеют особенно сложное строение; они складываются в процессе онтогенеза, представляя собой сначала развернутые формы предметной деятельности, которые постепенно «свертываются» и приобретают характер внутренних, умственных действий. Как правило, они опираются на ряд внешних вспомогательных средств (язык), сформировавшихся в процессе общественно истории, опосредствуются ими и без их участия могут быть поняты, они всегда связаны с отражением внешнего мира в активной деятельности и при отвлечении от этого факта теряют всякое содержание.

Вот почему ВПФ как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

 

Нейропсихологический фактор.

Понятие вводится Лурия, чтобы показать, что каждая зона мозга вносит свой вклад в реализацию ПФ. Лурия: «Каждая зона мозга ответственна за свой фактор. Важно выяснить, какие именно факторы включают в свой состав сложная психическая деятельность, и какие именно участки мозга составляют ее нервную основу». (см. рисунок)

ВПФ по мозгу размещаются и не могут быть локализованы в отдельной структуре мозга. Чтобы было организованно произвольное движение, должны быть цель, мотив, задача (это составляющие произвольного движения).

Важным элементом является обеспечение процессуальности. Движения производятся как процесс, т. е. процессуально, без остановок, без промедлений. Движение рассматривается, как процесс постепенного движения тела (письмо, речь). Таким образом для обеспечения движения необходимы затылочная часть мозга(зрительный анализатор), теменные структуры(анализ и синтез сигналов от рецепторов мышц, сухожилий, кожи), височные системы (ориентировка на звук речь), стволовые структуры(энергетическое обеспечение) и др.Вывод: локализуется не функция, а составляющие ее части.

Нейропсихологический фактор – это продукт определенной работы мозга, который одновременно является составляющим звеном функциональной системы психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.