Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория транзактного анализа Эрика Берна

07.10.11

Возникла в 60-ых годах, Берн – психоаналитик. Заметил, что человек в разный Теория, кот. позволяет анализировать соц. взаимодействие, определять эффективность в зависимости от эго-состояний. Три эго-состояния:

Родитель – думает, чувствует, как родители, окружающие ребенка в детстве. Заботливый родитель (готовность помочь, одобрение, сочувствие). Критическое состояние (оценка поведения, сопоставление с нормами, правилами, запретами, предрассудками, что регулирует человеческое поведение, даются советы, рекомендации, оценочного характера). Усваивается в детстве до 5-6 лет. В основе поведения – уверенность в нормах, правильности правил, рецепты, советы, авторитетным тоном, вплоть до самоуверенности, покровительственный тон, стремление к защите слабого. Безапелляциооность, догматизм? разрушение.

Взрослый: банк данных опыта, все, что человек отрефлексировал, научился. Формируется с пом. проверки и оценки того, что содержится в родителе и ребенке. Трезво и по-деловому взвешивает факты, учитывает реальности вещей, использует полученный опыт. Черты: расчет, контроль, ответственность, взвешивание + и – сторон, понимание относительности моральных норм, правил, догм. Чувства: заинтересованность, удовлетворенность, понимание, сопереживание, уважение.

Ребенок (Дитя) – инфа, кот. сохраняется в личности от раннего возраста. Черты: жизнерадостность, любопытство, непосредственность. В каких видах может быть представлены: приспосабливающегося (обидчивость, повиновение, опасение, ориентируемся на то, что ожидают другие, соблюдаем правила. Бунтарское: состояние, ориентированное на мнение окружающих, но негативная реакция. Естественный ребенок, кот. ориентируется на свои реакции, свои стремления, свободный, радуется, сердится, изобретает. Может быть нежным, импульсивным, любопытным. Это творческое начало в личности.

Эти состояния не оценочные, ни хорошими, ни плохими. Если человек социально адаптивен, он владеет всеми тремя состояниями.

Личностные искажения:

В основе потребность в признании (психологическая близость) – подтверждение значимости, что нас любят. Если в дефиците – то сенсорный голод. Понятие поглаживания – удовлетворяем эту потребность.

Потребность в структурировании времени. Снимает неопределенность, тревогу, по поводу того, что нас ожидает. Способы избегания скуки – структурирование времени. Для удовлетворения ритуалы, времяпрепровождение, игры, близость, деятельность. Достижение настоящей близости, кот. основа на удовлетворении взаимных потребностей и на подлинных интересах людей. Игра – набор скрытых, дополнительных транзакций, ведущих к определенному исходу. Это не истинная близость, суррогат удовлетворения потребности в близости и структурировании времени.

Понятие транзакции – любое словесное или бессловесное общение, как минимум 2-х людей, в кот. один является стимулом, а другой отвечает реакцией. Наше поведение зависит от эго-состояний и от эго-состояний, в кот. находится наш собеседник. Виды: параллельные, дополнительные, простые. Транзакции, в кот. участвует 2 эго-состояния. Правило для || - пока дополнительные, процесс коммуникации протекает гладко. Следствие: может продолжаться неопределенно долго – потому что соответствуем ожиданиям друг друга. Угловые транзакции, где задействовано 3 эго-состояния, разновидность перекрестных транзакций, в кот. 4 эго-состояния. После перекреста общение временно прерывается. Скрытые транзакции: кот. имеют 2 уровня: простой уровень, а на скрытом – психологическом, кот. не соответствует социальному.

От чего зависит эффективность соц. вз.? От эго-состояний, от умения владения, о позиции личной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нет 2-х лекций | Типы, виды взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.