Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовершеннолетние как объект торговли и эксплуатации. Факторы риска в отношении детей




Тема 3. Положение детей в мире

 

1. Несовершеннолетние как объект торговли и эксплуатации. Факторы риска в отношении детей.

2. Проблемы обучения, воспитания, физического и психического здоровья детей.

3. Действия ЮНИСЕФ и других организаций по созданию защитной среды для охраны прав детей в мире.

4. Проблемы реабилитации детей-жертв торговли и возможности предупреждения торговли детьми.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка /авт.-сост. Т.М. Степанова, А.М. Маханько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 288 с.

2. Смагина, Л.И. Доклады ЮНИСЕФ о положении детей в мире и отдельных регионах // Смагина, Л.И. Права ребёнка: теория и методика / Л.И. Смагина. – Минск, 2001. – С. 63–71.

3. Справочник по защите прав детей – жертв торговли людьми в Европе. – Минск: Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), 2006. – 197 с.

4. Шахметов, Н. Торговцы людьми выбирают жертв / Н. Шахметов // Беларуская думка. – 2005. – № 6. – С. 120–122.

 

На современном этапе изменение социально-экономической формации, приводя к разного рода социальным потрясениям, наиболее остро отражается на положении детей, которое характеризуется рядом актуальных проблем мирового уровня. Рассмотрим эти проблемы.

«Цивилизованный» XX век оставил в «наследство» веку наступившему такую проблему, как похищение и торговля людьми и детьми, в частности. Эта проблема имеет исторические корни. Еще в XII в. детей использовали в качестве юных борцов с «неверными» во время походов крестоносцев. В истории известны также случаи торговли детьми в Средневековье: их продавали на невольничьих рынках Востока. Из произведений Виктора Гюго нам знакомы факты похищения детей с целью использования их в качестве «актеров-уродцев», домашних прислуг и исполнителей прихотей хозяев и т.д.

В современной трактовке термин «торговля людьми» – это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов (статья 3 Протокола ООН о торговле людьми).

Исследования показывают, что и в современном обществе дети являются одной из самых незащищенных категорий людей на нашей планете. Именно они особенно часто становятся жертвами злоупотреблений, насилия, пренебрежения и эксплуатации.

Многие миллионы из них находятся в таких условиях, которые серьезно угрожают их жизни и здоровью и мешают им получить элементарное образование. Около миллиона детей ежегодно вовле­каются в незаконный сексуальный бизнес. По оценкам, около одного миллиона детей продаются или становятся жертвой контрабанды в рамках своей страны или за границей. Многие из них вынуждены жить в условиях, близких к рабству.

Дети младшего возраста и младенцы также становятся жертвами торговли людьми в некоторых случаях незаконного межгосударственного усыновления (усыновления в другую страну), когда не соблюдаются национальные и международные нормы, регулирующие усыновление, а посредники зарабатывают огромные деньги на таких сделках.

В целом, детей-объектов торговли людьми можно разделить на три возрастные подгруппы:

1. Основную группу составляют девочки-подростки и некоторая часть мальчиков в возрасте 16-17 лет, иногда даже 15 лет. Этих «почти взрослых» часто объединяют с взрослыми женщинами-объектами торговли людьми. Такие подростки обычно не считают себя «детьми» и кажутся себе достаточно зрелыми, чтобы самостоятельно принимать решение об уходе из дома. Во многих частях мира большинство детей- объектов торговли людьми, входящих в эту возрастную группу, составляют девочки, которых продают с целью коммерческой сексуальной эксплуатации. Другие подвергаются эксплуатации на предприятиях с потогонной системой и в качестве домашней при­слуги.

2. Вторую группу составляют дети, не достигшие половой зрелости, которых чаще продают для ра­боты, а не сексуальной эксплуатации. В Западной Африке, например, большинство таких детей используются в качестве прислуги, проживающей у хозяев. В Европе в эту группу входят дети, которых используют для попрошайничества.

3. К третьей группе относятся малолетние дети, в основном младенцы, которых продают для усы­новления.

Согласно имеющимся данным, большинство детей-объектов торговли людьми в Европе входят именно в первую группу. Большинство детей в этой возрастной группе, ставших объектами торговли людьми, ушли из дома добро­вольно, иногда с разрешения одного или обоих родителей или опекуна, а иногда вопреки желанию своих родителей. Время о времени поступают сообщения о похищенных детях, но такие сообщения относитель­но редки. Приняв самостоятельное решение уехать в поисках лучшего будущего, юные мигранты в кон­це концов становятся жертвами эксплуатации или жестокого обращения, обычно даже не по своей оплош­ности.

Дети, еще не достигшие половой зрелости, реже принимают самостоятельные решения, и чаще всего их отправляют из дома родители или опекун, иногда по чьему-либо совету, а иногда по собственной инициати­ве. В некоторых случаях торговец людьми входит в контакт с родителями, утверждая, что их ребенка ждет лучшее будущее за границей и что им следует отправить туда своего ребенка. В других случаях родители сами берут на себя инициативу по отправке своего ребенка. В некоторых случаях родители или опекуны недостаточно информированы о том, что их ребенок может столкнуться с серьезным риском жестоко­го обращения. Однако некоторые не хотят ничего ни видеть, ни слышать о надругательствах над детьми и надеются, что их ребенок будет одним из счастливчиков, которые зарабатывают много денег.

В целом, выделяются следующие формы эксплуатации, связанные с торговлей детьми:

 

 

Сегодня в мире работают около 250 миллионов детей. Больше всего в мире детский труд используют в Азии. Несмотря на снижение с 2000 г. числа работающих детей почти на 5 миллионов человек, еще 122 миллиона детей и подростков в возрасте от 5 до 14 лет заняты в торговле или на производстве (из пресс-релиза Международной организации труда (МОТ).

По данным организации, наиболее остро проблема стоит в Непале, где трудятся 40 % детей в возрасте от 10 до 14 лет. Немногим лучше дела обстоят в Афганистане, Пакистане, Индии, Бангладеш и Шри-Ланке. Всего же на Азию приходится 64 % случаев использования детского труда в мире. Согласно оценке ООН, эксплуатация детского труда в большинстве случаев обусловлена тем, что даже те родители, которые хотели бы отправить своих детей в школу зачастую не могут оплатить до­рогу в учебное заведение, покупку формы. В результате детей отправляют работать в поля, на заводы и даже шахты.

Торговля детьми давно поставлена вне закона большинством стран, однако такая торговля представляет собой миллионную индустрию кабального труда и сексуальной эксплуатации. В первую очередь это касается женщин и девочек, которых продают в проституцию или фактическое рабство под видом домашней прислуги. Торговля происходит на всех континентах, но из-за нелегального характера трудно указать ее истинные размеры.

Одной из наиболее неприемлемых форм детского труда является практика кабального труда. Вербовщики выплачивают аванс бедным семьям в размере 16–190 долларов, с тем, чтобы потом от­править детей на работу. Кабальный труд особенно распространен в ковровой и текстильной промыш­ленности, а также на каменоломнях и в производстве кирпича. В Индии кабальный труд используется для производства небольших, сворачиваемых вручную сигарет. В южном штате Тамилнаду в произ­водстве таких сигарет используется кабальный труд тысячи девочек и мальчиков в возрасте 7–8 лет. Дети должны скрутить 1000 сигарет в день, получая за это примерно 20–22 цента, что составляет одну четвертую заработка взрослых.

Особую проблему составляет торговля девочками в качестве домашней прислуги. В полной за­висимости от своего работодателя, изолированные от своей семьи, они работают долгие часы, порой без всякой оплаты, и часто становятся жертвами физического и сексуального насилия. По данным Международной организации труда, доля работающих детей в качестве домашней прислуги высока. В Бразилии, например, 22 % всех работающих детей, находится в домашнем услужении. В Венесуэле 60 % работающих девочек в возрасте от 10 до 14 лет также используются в качестве прислуги.

Эксплуатация детей в проституции и порнографии – это глобальная индустрия, которой способствует нищета, алчность и спрос циничных людей на дешевый секс. При этом калечатся жизни миллионов мальчиков и девочек, как в богатых, так и бедных странах. В некоторых странах Южной и Восточной Азии насчитывается сотни тысяч детей-проституток, как мальчиков, так и девочек. Ежегодно в коммерческую индустрию секса вливается 2 миллиона девочек в возрасте от 5 до 15 лет. За услуги они получают 10–15 долларов или просто пищу и одежду. Имеются данные о детской проституции в Африке и Латинской Америке. Если в 70-е гг. детская проституция была уделом стран Юго-Востока, то с начала 90-х гг. ХХ в. она стала стремительно распространяться на страны Восточной Европы и СНГ.

В газетах стали появляться заметки о секс-туризме из скандинавских стран в страны Балтии и Санкт-Петербург. Непризнание этой проблемы властями и обществом в целом привело к тому, проституция сильно «помолодела». Следствием этого явилось беспрецендентное распро-странение среди детей и подростков различных заболеваний, передающихся половым путем. По данным наибольшее число этих заболеваний приходится на возрастную группу 20–24 года, за ними следуют 15–19-летние. Кроме того, половина инфицированных ВИЧ/СПИДом – молодые люди до 25 лет. Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также является проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних.

В 2004 г. в СМИ появился ряд публикаций о деле «Голубая орхидея», организации, наладившей создание и продажу через Интернет порнофильмов с участием детей. В 2005 г. в Москве к лишению свободы на срок от шести до девяти лет приговорены торговцы детьми. Суд установил, что Владимир М. и Алексей К. на протяжении 2004 г. занимались торговлей людьми, вовлечением несовершеннолетних в занятие проституцией и другими аналогичными преступлениями. Они фотографировали несовершеннолетних детей и размещали их снимки на сайте в Интернете. После этого предлагали детям за вознаграждение познакомиться с клиентами, заинтересовавшимися ими по фотографиям (в преступную деятельность вовлекались дети от 7 до 14 лет). По данным прокуратуры, подсудимые также с марта по ноябрь 2005 г. «вербовали» несовершеннолетних мальчиков для их дальнейшей сексуальной эксплуатации. Кроме того, они организовали занятия проституцией с участием несовершеннолетних, а также совершали с лицами, не достигшими 16-летнего возраста, действия сексуального характера.

Развитие медицины в области трансплантации органов породило самый ужасный промысел торговцев детьми – дети стали похищаться и продаваться с целью использования их внутренних органов. Отсутствие статистики не позволяет в полной мере оценить масштабы этого чудовищного бедствия, но даже единичные случаи, о которых есть информация, говорят о необходимости принятия срочных мер по предотвращению этого явления.

Как показывает анализ социально-правовой практики, основными продавцами детей являются родители, опекуны, учителя, а также представители различных так называемых «благотворительных организаций». В основном, продаются дети в возрасте 10–16 лет из больших или очень бедных семей. В особенности, это относится к детям из сельских общин в Азии, которые попадают в Бангкок или Бомбей из Мозамбика в Южную Африку, из стран СНГ и Польши в Западную Европу. Наибольший риск стать жертвами сексуального насилия и коммерческого использования имеют дети нищенствующие, бродяж-ничающие и лишенные родительской опеки. В группу риска входят дети из семей алкоголиков и наркоманов, из семей, где мать занимается «древнейшей» профессией. Покупатели платят родителям 120–150 долларов и перепродают детей в бордели или иностранцам. Распространенным явлением стали похищения детей и контрабандная доставка их в другие страны с фальшивыми или поддельными паспортами.

Можно заключить, что основными факторами риска в отношении детей являются факторы экономические (низкий уровень жизни), политические (вооруженные конфликты), социальные (аморальные проявления в обществе), экологические (природные бедствия и катастрофы). Данные анализа показывают, что названные проблемы характеры для положения детей во всем мире, в том числе в европейских странах и в странах постсоветского пространства, где с начала 90-х гг. ХХ в. отмечается устойчивая тенденция ухудшения положения детей, что в первую очередь отражается на их личностном и социальном развитии, состоянии здоровья.

 

2. Проблемы обучения, воспитания, физического и психического здоровья детей.

В настоящее время, несмотря на развитие системы начального, среднего и высшего образования в большинстве стран мира, 101 миллион детей, достигших школьного возраста, не получают образования (по данным специального доклада ЮНИСЕФ). Рассмотрим некоторые статистические данные мирового уровня, приведенные в докладе ЮНИСЕФ в области образования, обнародованного 19.11.2009. в Нью-Йорке накануне юбилея принятия Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.:

Ø количество детей, поступивших в начальную школу и доучившихся до последнего класса начальной школы (официальные данные 2000–2007 гг.) – 76 %;

Ø чистый коэффициент посещаемости начальной школы (2000–2007 гг.) – мальчики – 80%, девочки – 77%;

Ø чистый коэффициент посещаемости средней школы (2000–2007 гг.) – мальчики – 48%, девочки – 44%;

Ø коэффициент грамотности взрослого населения (2000–2007 гг.) – 81 %.

Проблема неполучения детьми должного или даже элементарного образования и воспитания вызывается не только причинами низкого материального уровня жизни, существованием семей за чертой бедности, но и некоторыми социальными факторами, в числе которых следующие.

1) Наличие категории юных матерей. В современном мире стало более ранним половое созревание женщин. Одновременно потерял действенность традиционный социальный контроль взаимоотношений полов в обществах с социальными преобразованиями. Отсутствует в наше время действенная система консультаций и подготовки молодежи к семейной жизни, в результате чего ежегодно в мире 15 млн. девушек оказываются беременными в возрасте 13 – 16 лет и рожают детей, заботу о которых часто берут на себя родители, старшие братья или сестры, родственники. Также эти дети нередко оказываются брошенными и попадают в детские учреждения. В то же время, юные матери, сами воспитывающие детей, испытывают социальные, образовательные и материальные трудности, вызванные появившимися обязанностями по уходу за ребенком.

Социальная проблема полового поведения непосредственно влияет на состояние здоровья матерей и детей. Здесь следует заметить, что расширение прав и возможностей девочек и девушек в сфере образования, в частности, может снизить риски, связанные с ранней или нежелательной беременностью. Социальные исследования показывают, что получающие образование подростки не склонны создавать семью до наступления совершеннолетия. Такая отсрочка нередко имеет определяющий характер повсюду в мире, ведь осложнения, связанные с беременностью и родами, являются одной из основных причин смертности среди девушек в возрасте 15–19 лет (70 тыс. смертей ежегодно по данным специального доклада Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Чем моложе девочка в момент наступления у нее беременности, тем выше риск для здоровья, как ее собственного, так и ребенка. Риск умереть при родах в пять раз выше для девочек, рожающих в возрасте до 15 лет, чем для женщин в возрасте 20 лет и старше. Кроме того, если мать младше 18 лет, то вероятность умереть в течение первого года жизни для ее ребенка на 60 процентов выше, чем для ребенка, который родился у матери старше 19 лет. Даже если ее ребенок выживет, то он чаще, чем другие дети, будет иметь пониженную массу тела при рождении, недоедать и отставать в физическом и когнитивном развитии.

В этом отношении одной из проблем также являются браки несовершеннолетних, которые в соответствии с международными конвенциями и многими национальными законами считаются нарушением прав человека, могут лишить девочек возможности посещать школу и привести к беременности в юном возрасте. Поэтому важно использовать такой фактор как предоставление несовершеннолетним права на получение образования с целью предотвращения риска их дезадаптации и виктимизации. Кроме отсрочки наступления беременности, как показывают исследования, получившие образование матери заботятся о том, чтобы их дети были охвачены вакцинацией, лучше информированы о надлежащем питании и уходе. В результате их дети, как правило, имеют более высокие коэффициенты выживаемости и лучше питаются.

«Одним из наиболее выдающихся достижений в области выживаемости детей и развития стало сокращение ежегодного числа смертельных случаев среди детей до пяти лет – с 12,5 миллиона в 1990 году до менее чем 9 миллионов в 2008 году», – отмечается в названном выше специальном докладе ЮНИСЕФ. Однако помимо важных достижений в других областях по охране прав ребенка в этом докладе приводится и печальная статистика. Так, из 8,8 миллиона детей, не доживших до пяти лет – 4 миллиона умирает в первый месяц жизни. Причинами гибели в мире почти половины всех детей до пяти лет являются три болезни – диарея, малярия и пневмония, причины гибели остальных детей – отсутствие должного питания, ухода, плохие санитарно-гигиенические условия и т.д.

Для изменения господствующих в обществе представлений о браках и половом поведении несовершеннолетних потребуются усилия со стороны правительств и других заинтересованных сторон, включая религиозных и общинных лидеров, а также расширение охвата образованием, особенно среднего уровня.

2) Насилие и злоупотребления, противоправная деятельность. Многообразные виды насилия и жестокого обращения с детьми в семьях (игнорирование детских интересов и потребностей, психическое или эмоциональное, сексуальное, физическое насилие) приводят к тому, что дети оказываются в детских учреждениях или вынужденно становятся беспризорными. Последнее также негативно сказывается на их уровне образования и воспитания, так как они не учатся. При этом часто они вынуждены заниматься противоправной деятельностью (кражи, воровство), чтобы добыть себе средства для существования.

В рамках международной эксплуатации несовершеннолетних сообщается, что некоторых детей специально ввозят в страны ЕС из других стран для участия в проти­воправной деятельности. Другие дети сами принимают решение выехать за границу, чтобы зарабатывать себе на жизнь, и прибегают к совершению преступлений. Иногда трудно провести различие между де­тьми-объектами торговли людьми, которые совершают правонарушения, и другими детьми, вступающими в конфликт с законом.

Например, учреждения и НПО во Франции и Румынии, занимающиеся защитой детей, сообщали, что мальчики и де­вочки подросткового возраста из Оа (сельскохозяйственной области на северо-западе Румынии) приезжа­ют во Францию, чтобы заработать там себе на жизнь. Многие дети покидают Румынию, не окончив среднюю школу, то есть в возрасте 14–15 лет, и, прибыв во Францию, начинают совершать мелкие правонарушения. В результате в 2000 году только в районе Парижа свыше 300 несопровождаемых детей из Румынии были уличены в совершении правонарушений и предстали пред судом.

В другие страны Западной Европы дети прибывают из еще более отдаленных мест, таких как страны Африки к югу от Сахары, подавая заявления о предоставлении убежища, чтобы получить доступ в страну. При этом в тех случаях, когда такие просьбы отклоняются, некоторым детям практически ничего не остается делать, кроме как прибегнуть к противоправной деятельности, чтобы выжить.

Не менее печально на мировом уровне выглядит и статистика состояния детского здоровья и детской инвалидности.

На сегодняшний день в мире проживает более 100 миллионов детей-инвалидов, и число их постоянно возрастает. Точные данные о распространенности инвалидности среди детей собрать довольно трудно, в различных странах используются разные определения, как инвалидности, так и нарушений, качество статистических данных неоднородно, и мало кто занимается изучением жизни детей-инвалидов.

По оценке ООН, на сегодняшний день в мире проживает 500 миллионов людей-инвалидов, из этих 500 миллионов –120 дети. По оценкам Института Роера (2000 г.) количество детей-инвалидов в мире приближается к 150 миллионам. В некоторых развивающихся странах почти 50 % детей становятся инвалидами до достижения 15-летнего возраста. Есть страны, в которых 90 % детей-инвалидов не доживают до 20-летнего возраста, а 90 % детей с интеллектуальными нарушениями не доживают и до пяти лет (Disability Awareness in Action, 1995 г.).

В этом отношении особое значение имеет выявление причин нарушений здоровья у детей. За последнее десятилетие были выявлены многочисленные факторы, влияющих на распространенность инвалидности: использование противопехотных мин, ВИЧ/СПИД, рост бедности во многих развивающихся странах, загрязнение окружающей среды и наркомания. Эти тенденции противодействуют тем успехам, которые были достигнуты в борьбе с основными причинами возникновения инвалидности, такими, как полиомиелит, корь, нехватка чистой питьевой воды.

Значительное количество нарушений, влекущие за собой инвалидность, вызываются вполне устранимыми факторами. В докладе, подготовленном для Всемирного саммита по проблемам социального развития, говорится, что основными причинами возникновения инвалидности являются:

• плохое питание (100 миллионов – 20 % инвалидов);

• несчастные случаи и травматизм, военные действия (78 миллионов –15,6 %);

• инфекционные заболевания (56 миллионов –11,2 %);

• неинфекционные заболевания (100 миллионов – 20 %);

• врожденные заболевания (100 миллионов – 20 %).

Однако в действительности все гораздо сложнее. Некоторые врожденные состояния вызваны плохим питанием, нищетой и низким уровнем родовспоможения. Многие инфекционные и неинфекционные заболевания обусловлены факторами, связанными с нищетой, такими, например, как потребление загрязненной воды. Рассмотрим некоторые факторы более подробно.

Бедность. Была отчетливо установлена взаимозависимость между инвалидностью и бедностью. Для бедняков не только возрастает риск возникновения инвалидности вследствие плохого питания, недостатка йода, низкого уровня санитарии и т. д., но и наоборот – инвалидность влечет за собой нищету. Рождение ребенка с нарушением или появление у него нарушения в более позднем возрасте накладывает на его семью непосильное бремя, зачастую доводящее ее до нищеты.

Вооруженные конфликты представляют основную и все возрастающую угрозу возникновения инвалидности у детей во многих странах, так как они направлены против гражданских лиц и в них применяется самое современное оружие, включая, в частности, противопехотные мины. В соответствии с данными ВОЗ, вооруженные конфликты и акции насилия являются основными причинами травм и инвалидности. В результате этих конфликтов, более 4 миллионов детей, стали инвалидами. Более того, миллионам детей наносятся психологические травмы самим вовлечением их в эти конфликты.

Детский труд. Миллионы детей работают в условиях, оказывающих губительное воздействие на их физическое, умственное и эмоциональное здоровье и развитие. Дети подвергаются вредному воздействию пестицидов, химикатов и опасных механизмов, девочки в домашнем услужении зачастую работают по семь дней в неделю и подвергаются побоям и сексуальному насилию. От 5 до 20 % детей становятся жертвами травм и заболеваний, вследствие которых они часто становятся нетрудоспособными. Травмы представляют собой ушибы, переломы или полную потерю частей тела, ожоги и заболевания кожи, ухудшение зрения и слуха, респираторные и желудочно-кишечные заболевания, лихорадку, головные боли, вызванные жарой на полях или фабриках.

Насилие. Миллионы детей подвергаются разнообразным формам насилия, наказаниям и другим физическим воздействиям, влекущим за собой инвалидность. Сюда относятся избиения, насильственная стерили-зация, умышленное членовредительство и др. Физическое и психоло-гическое насилие над детьми, как в семье, так и за ее пределами «является серьезной причиной возникновения инвалидности, как в развитых, так и в развивающихся странах. Вред, причиняемый избиениями и оскорблениями детей их родителями или другими лицами, иногда бывает настолько велик, что во многих случаях влечет за собой душевные расстройства, социальную неприспособленность, трудности в школе и на работе, нарушения в сексуальной сфере и т. д.» (из доклада представителя ООН по правам человека).

ВИЧ/СПИД. ВИЧ поражает детей с ужасающей скоростью. В 2000 г. около 600 тыс. детей младше пятнадцати лет были заражены ВИЧ-инфекцией, а общее количество детей, страдающих ВИЧ/СПИДом составляет 1,4 миллиона. Почти треть всех лиц, имеющих это заболевание, находятся возрасте от 15 до 24 лет, что составляет 10 миллионов молодых людей. В 2000 г. от СПИДа умерло 500 тыс. детей. Данные свидетельствуют о том, что девушки и молодые женщины заражаются инфекцией на 50 % чаще, чем юноши и молодые мужчины. Дети-инвалиды, проживающие в развивающихся странах, не могут получать информацию о ВИЧ/СПИД, так как они не ходят в школы, куда эти сведения рассылаются, а в других формах она попросту отсутствует.

В целом, мировая статистика показывает, что:

• чаще всего дети-инвалиды живут в нищете;

• по сравнению с другими детьми, они в четыре раза чаще подвергаются физическому насилию и более чем в три раза – эмоциональному;

• жизнь детей-инвалидов считается менее ценной по сравнению с другими. Родители и медицинские работники, убивающие детей-инвалидов, зачастую получают смягченные приговоры и помилование;

• только 2 % детей-инвалидов в развивающихся странах имеет доступ к образованию;

• дискриминация в области жизненно необходимого лечения, здравоохранения, услуг по уходу за детьми-инвалидами и образования является достаточно распространенной;

•как правило, инвалидам отказывают в правосудии, так как их показания не считаются достоверными.

Таким образом, подводя итог всему сказанному можно отметить, что в мировой практике выделяются следующие нерешенные проблемы в сфере охраны и защиты прав детей:

• не удается положить конец сексуальным надругательствам над детьми и сексуальной эксплуа­тации детей;

• несовершенны программы, призванные обеспечить защиту и благополучие детей-беженцев, детей-инвалидов, несопровождаемых детей и детей, перемещенных внутри страны (несопровождаемый ребенок – ребенок, который разлучен с обоими родителями и другими родственниками и находится без присмотра со стороны взрослого, который обязан это делать в силу закона или обычая);

• не хватает соответствующих структур, и особенно специалистов, по социальной помощи детям и семьям: социальных работников, педагогов, психологов, дефектологов и других, которые должны работать с детьми-жертвами насилия, с детьми-инвалидами;

• назрела необходимость принятия коллективных действий на региональном уровне для борьбы с трансгра­ничной торговлей детьми и для привлечения виновных к ответственности.

Сегодня большинство людей осознают, что таким явлениям, как рабство, крепостная зависимость, торговля детьми, долговая кабала принудительный и обязательный труд и детская проституция – не место в цивилизованном обществе. В связи с этим необходимо принимать действенные меры, как на международном, так и на национальном уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.