Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и методики изучения готовности к ис­полнению роли замещающего родителя




Рекомендуется начинать устанавливать контакт с членами семьи путем постановки перед ними в ходе беседы социальных вопросов:

1) сбор демографической информации (имена, возраст, стаж брачных отношений, род занятий, образование членов семьи, место проживания);

2) сбор информации о составе семьи («Кто живет вместе с Вами?», «В каких родственных отношениях?», «Были ли у Вас другие браки?», «Есть ли от них дети?» «Где живут остальные члены семьи?»;

3) выяснение причин, по которым граждане обратились с просьбой об усыновлении, а также их пожеланий в отношении ребенка. При этом возможно предложение заполнить анкету (см. приложение В к лекции).

Циркулярное интервью.

Использование специальной техники опроса – циркулярного интервью, позволяет получить более достоверную информацию о процессах, происходящих в семье, а также обратить на них внимание самих ее членов.

В циркулярных вопросах активно используются категории, проясняющие различия: больше/меньше, ближе/дальше, чаще/реже, хуже/лучше и т.д. («Кто из членов семьи будет рад больше других, если в Вашей семье появится ребенок?). В циркулярном вопросе глагол «чувствовать» часто заменяется глаголом «делать» и вопрос обычно адресуется не самому участнику события, а кому-то третьему («Что сделает Ваш муж, когда вернувшись домой обнаружит, что ребенок изрисовал обои?»).

Чтобы определить различия в разного рода отношениях между членами семьи, можно попросить кого-нибудь из них прокомментировать, как он видит отношения между двумя другими. Например, жену можно спросить, как она оценивает отношения между мужем и ребенком (в случае, если кандидаты в усыновители имеют ребенка).

В циркулярных вопросах нередко используют сослагательное наклонение «если бы». Например, «Кто переживал бы больше всех, если бы Вы не усыновили ребенка?».

Существует еще один тип циркулярного вопроса – так называемый, «читающий мысли». В этом случае кого-то из членов семьи спрашивают, что, по его мнению, думает на эту тему другой член семьи.

При использовании циркулярных вопросов необходимо особое внимание обращать на невербальное поведение членов семьи, так как это может дать ключ к пониманию семейных проблем. Циркулярные вопросы не только собирают данные о семье, но и помогают ей осознать новую информацию о ней самой. Сущность задаваемых вопросов позволяет членам семьи осознавать последствия своего поведения. В числе таких вопросов могут быть следующие:

• С какими ожиданиями пришла семья? Кто направил их на консультацию, к кому они обращались прежде?

• Как семья видит свою актуальную проблему?

• Какова ситуация в семье в настоящее время?

• Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какие были способы решений?

• Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств.

• Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения существует в семье?

• Какие существуют ключевые ситуации?

• Как ситуация может развиваться наихудшим образом? Как можно усугубить проблему?

• Какие положительные стороны есть у проблемы?

• Вопросы о психологических ресурсах каждого.

• Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее.

• Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома?

Разумеется, весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс. Обычно его можно пройти за две-три встречи.

Выявление мотивации приема ребенка в семью – наиболее важный и сложный момент в работе инспектора (психолога). Процедура выявления мотивов, равно как и установление пригодности семейной пары к принятию ребенка, может быть разделена между социальным педагогом (инспектором охраны детства) и психологом. При этом инспектор выявляет мотивацию в установочной беседе, а психолог в большей степени использует диагностический инструментарий.

Данные ниже рекомендации рассчитаны на инспектора, не имеющего психологического сопровождения.

Мотивация усыновления выявляется как в процессе беседы, так и с помощью соответствующей проективной методики. Примерный перечень вопросов, позволяющий исследовать мотивы создания приемной семьи, может быть следующий:

ü Что послужило причиной принятия такого решения?

ü Как давно возникло такое решение?

ü Кто в семье явился инициатором приема ребенка в семью? Как к этому предложению отнесся другой супруг?

ü Какие события и поступки привели к тому, что именно сейчас семья обратилась с этой просьбой? Почему решение о приеме ребенка в семью не возникло (не осуществилось) раньше?

ü Предпринимались ли семьей какие-либо действия для решения этой проблемы прежде?

Эти вопросы направлены на выявление степени осознанности кандидатами в замещающие родители мотивов приема ребенка, продолжают «работать» на установление степени «зрелости» мотивации и, кроме того, могут позволить увидеть «проблемные зоны» в семье.

ü Как вы считаете, какие изменения в жизни вашей жены (мужа) произойдут с появлением ребенка в семье?

ü Ожидания вашего супруга (супруги) от появления ребенка в семье?

ü Что могло бы случиться с семьей в случае отказа вам в приеме ребенка?

Этот ряд вопросов исследует адекватность ожиданий кандидатов в замещающие родители от принятия ребенка и помогают инспектору, а иногда и кандидатам, понять неосознаваемые аспекты мотивов принятия ребенка.

ü Что вы будете чувствовать, если ваши ожидания в отношении принятия ребенка в семью не оправдаются?

ü Что вы будете делать, если ваши ожидания в отношении принятия ребенка не оправдаются?

Выявляются степень обдуманности решения о принятии ребенка и способность к решению возможных проблем.

Бессознательное эмоциональное отношение к ребенку, позволяющее подтвердить или опровергнуть называемые кандидатами мотивы, может быть выявлено с помощью проективной методики ЦТО (Цветовой тест отношений).

Для тестирования используются восемь цветовых карточек размером 5x10 см, являющихся копиями стандартных цветовых карточек из теста М. Люшера. В наборе присутствуют следующие восемь цветов: синий, сине-зеленый, оранжево-красный, светло-желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый.

Тестирование проводится с каждым усыновителем индивидуально. Процедура обследования выглядит следующим образом: перед испытуемым в случайном порядке, на белом фоне, при естественном освещении раскладываются цветовые карточки, и предлагается выбрать из восьми цветов тот, который больше всего нравится в данный момент. При этом поясняется, что выбираемый цвет не должен соотноситься ни с предпочитаемым цветом в одежде, ни с цветом глаз, ни с чем-либо другим. Выбирается цвет, приятный как таковой. Карточка с выбранным цветом откладывается в сторону, и повторяется просьба отобрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный, затем – из шести и т.д. Порядок выбора цветов фиксируется.

По истечении 15-20 минут, во время которых обсуждаются вопросы, не касающиеся процедуры исследования, испытуемому сообщается о необходимости проведения еще одного теста и даются пояснения о том, что каждый цвет обладает своим характерологическим содержанием, отличным от содержания других цветов; определенному цвету соответствуют определенные личностные характеристики. Цветовые карточки располагаются перед испытуемым на белом фоне, в случайном порядке, и предлагается инструкция примерно следующего содержания: «Перед вами находятся разные цвета. Посмотрите на них еще раз внимательно. Если бы Вы рисовали абстрактный семейный портрет, в котором каждый человек представлен одним цветным мазком, то мазком какого цвета вы бы обозначили себя? Своего супруга? А вашу мать? Отца? Ребенка, которого бы хотели усыновить? Работу? Друзей? Цвет должен подбираться только в соответствии с вашим представлением о характерах и ни с чем другим более. Один и тот же цвет может быть использован столько раз, сколько Вы посчитаете нужным».

Интерпретация результатов основывается на сопоставлении цветов, ассоциируемых с определенными людьми с их местом в первом раскладе по предпочтению. Совпадение цвета, которым обозначен ребенок (другой субъект) во втором цветовом раскладе с первым и вторым местом в первом раскладе по предпочтению, свидетельствуют о полном принятии ребенка (субъекта), с 3-4 – о позитивном к нему отношении, с 5-6 – о нейтральном отношении, с 7-8 – об отвержении, неприятии.

При тестировании специалист интересуется не только «цветом» ребенка, но других людей и явлений. Это позволяет вынести некоторые суждения:

ü об отношении кандидата в усыновители к самому себе (совпадение цвета, которым усыновитель обозначил себя, с первым-вторым местом в первом раскладе свидетельствует о самопринятии, что является хорошим показателем для усыновителя);

ü о взаимоотношениях супругов (например, если «цвет мужа», обозначенный женой, совпадает с первой позицией в первом раскладе, а у мужа «цвет его жены» – с шестой, то можно предположить, что жена оценивает мужа лучше, чем он ее; в этой ситуации жена может испытывать в семье чувство неудовлетворенности и провоцировать конфликты);

ü о приоритетных сферах у человека (например, если у усыновителя друзья выложены цветом, находящимся на 1 месте в первом раскладе, работа – на 2 месте, жена на 5, а ребенок на шестом, то можно предполагать что его основные интересы не в семье и не в усыновлении).

Для диагностики кандидатов в приемные родители также можно использовать методики АСВ («Анализ семейных взаимоотношений») и ШРО («Шкала родительской озабоченности») (см. приложение Г).

Следует, однако, помнить, что мотивация выявляется не только (и не столько) по результатам описанной выше беседы и диагностики, а скорее по совокупности всех показателей, выявленных в течение первых встреч с кандидатами в усыновители.

По итогам диагностики заполняется бланк результатов психолого-педагогического обследования кандидатов в приемные родители (см. приложение Д).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.