Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа сопровождения приемной семьи специалистами СПЦ

«РЕБЕОК В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ»

(разработка специалистов СПЦ отдела образования администрации Первомайского района г. Бобруйска)

 

Цель социально-педагогической програм­мы сопровождения приемной семьи — обеспечение условий адаптации, реабилита­ции ребенка в приемной семье и оказание психологической, социально-педагогичес­кой, правовой помощи ребенку и прием­ным родителям.

Направления программы:

v Пропаганда семейных форм жизнеус­тройства детей-сирот.

v Диагностика и обучение кандидатов в приемные родители.

v Социально-психолого-педагогическое сопровождение приемной семьи.

v Организация консультативной помо­щи приемным родителям, приемным де­тям, биологическим родителям.

v Изучение и коррекция детско-родительских отношений в приемных семьях, поведенческих нарушений приемных детей.

v Организация методической помощи психологам, педагогам по работе с прием­ной семьей.

Структура программы включает четыре блока, каждый из которых имеет свой содержательный ком­понент. Рассмоти их содержание.

Блок 1. Правовые основы «Защити себя и свою семью». В настоящее время в рес­публике создана законодательная система, регулирующая процессы, связанные с за­щитой детей-сирот и семей, воспитываю­щих детей. Взаимодействуя с ближайшей социальной средой, приемная семья стано­вится как объектом, так и субъектом пра­вовых взаимоотношений.

Цель данного раз­дела программы – определить правовое поле деятельности приемных родителей, а также осуществляющих сопровождение приемной семьи социального педагога и педагога-психолога. Содержание первого правового блока состоявляет изучение нормативных актов и законодательных документов в сфере семьи и детства, реализация прав и обязанностей приемных родителей, дей­ствия, направленные на защиту личных и имущественных прав приемного ребенка и

Блок 2. Психолого-педагогическая диаг­ностика и коррекция «Гармония в семье – залог успеха в жизни». Задача данного раздела – создать систему диагностичес­кого исследования нарушений в структуре семейных взаимоотношений, личностных и характерологических особенностей членов семьи, а также поведенческих отклонений.

Основным направлением диагностики и коррекции должна стать работа по сниже­нию стресса, связанного с определением ребенка-сироты на воспитание в приемную семью. Необходимо исследовать уровень социальных знаний, умений и навыков ре­бенка, а также психологическую готовность к освоению социальных умений и форми­рованию навыков.

Не менее важно опре­деление уровня готовности приемного ро­дителя к данному виду деятельности, изу­чение психологической готовности членов семьи приемного родителя к исполнению его будущей или настоящей роли. В свя­зи с этим педагогами-психологами создан и пополняется банк методик, направлен­ных на изучение внутрисемейной ситуа­ции, личностных и поведенческих особен­ностей детей и подростков. Также разра­ботаны коррекционные занятия по измене­нию стереотипов поведения в семье, ком­плекс групповых тренингов, направленных на ослабление или преодоление недостат­ков психофизического развития, консульта­ции информирующего характера, повыша­ющие педагогическую компетентность, ре­комендации для приемных родителей. Все это создает необходимый базис для осуще­ствления полноценного психокор-рекционного воздействия.

Блок 3. Родительская школа «Для вас, для семьи, для детей...». Положение при­емных родителей отличается от положения биологических родителей. Если собственный ребенок приходит в семью естествен­но, похож на родителей и с младенчества осваивает преподносимые ими нормы, то у приемного ребенка за плечами есть своя прошлая жизнь, в которой приемный ро­дитель не участвовал и о которой имеет слабое представление.

Положение прием­ных родителей отличается и от положения воспитателей, педагогов школ. Педагог по­лучает знания, необходимые для его про­фессии, закрепляет их на практике, повы­шает свой профессиональный уровень и об­щается с ребенком четко обозначенное вре­мя. При этом выполняет задачи скорее обучающие, чем воспитательные. Прием­ный родитель находится с ребенком 24 часа, испытывая, как правило, слож­ность в выборе средств воспитания, опре­делении стратегии воспитательного процес­са, выборе видов деятельности при форми­ровании у ребенка социальных умений и навыков. Это является основанием органи­зации учебного процесса для приемных родителей.

Формы организации данного процесса разнообразны: курсы повышения квалификации, изучение и обобщение луч­шего опыта, методические объединения, се­минары, организация библиотечки. В свя­зи с этим разработан обучающий курс «Школа приемного родителя», цель которо­го помочь приемным родителям создать условия для проживания, сохранения и укрепления здоровья, полноценного разви­тия, воспитания и образования ребенка, для подготовки его к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Обобщен шведский опыт работы с детьми-сиротами и опыт работы детских интернатных уч­реждений Республики Беларусь и России. Разработана модель программы подготовки воспитанников приемных семей к самосто­ятельной жизни «Ступени», которая явля­ется ориентиром для приемных родителей, позволяя выстраивать воспитательный про­цесс как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении.

Блок 4. Сотрудничество: «Взаимодей­ствие – основа успеха». Реализация программы «Ребенок в приемной семье» невозможна без организации сотрудниче­ства с учреждениями образования, здраво­охранения, предприятиями, общественными организациями и всеми лицами, заинтере­сованными в том, чтобы дети воспитыва­лись в семьях. Наладить сотрудничество с общественными институтами – одна из задач данного раздела. В связи с этим раз­рабатывается структура взаимодействия социально-педагогического центра с ближайшей социальной средой, налаживаются контакты с рядом организаций и ведомств, которые оказывают поддержку и помощь в работе с приемными семьями (органы исполнительной власти города, управление (отдел) образования, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, органы правопорядка и судебные органы, учреждения дополнительного образования, приют, детский дом, школа-интернат, ДУ, СОШ, лицей, колледжи, СМИ и др.).

Учитывая возможности социально-педа­гогического центра, принято решение о со­здании клуба приемных семей «Наш теп­лый и уютный дом», который позволяет организовать процесс обучения и воспита­ния средствами социокультурной деятель­ности. В клубе приемные родители полу­чают помощь специалистов, в общении друг с другом решают проблемы по вос­питанию ребенка, делятся своим опытом. Клуб функционирует уже год и за этот период реализован ряд мероприятий, орга­низованных для приемных семей и с их непосредственным участием.

Таким образом, специалист, работающий с приемными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в приемной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в приемной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности биологической матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности в будущем быта ребенка и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ К

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для зачета по результатам прохождения базового уровня профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей | Тема 12. развитие патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.