Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отобрание ребёнка без лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах

Лишение родительских прав – не единственный правовой способ защиты прав и интересов детей. В соответствии с ч. 1 ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него и если об этом заявлено в суде. Исходя из ст. 184 «Право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья» КоБС, опасность для ребенка может касаться его физического, умственного и духовного развития. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

В отличие от лишения родительских прав, которое возможно только при виновном поведении родителей, отобрание детей может быть произведено тогда, когда опасная для их жизни и здоровья ситуация возникает в силу ряда объективных причин (болезненное состояние родителей, стечение тяжелых обстоятельств и т. п.), то есть без виновного поведения родителей.

Если в материалах дел имеются медицинские справки о психическом заболевании ответчиков либо об их нетрудоспособности вследствие физических недостатков, затрудняющих выполнение родительских обязанностей, суды принимают решение об отобрании ребенка без лишения родительских прав.

Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

При наличии оснований, названных в Декрете № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признаний ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка). При вынесении решения об отобрании ребенка комиссия по делам несовершеннолетних выполняет функции органов опеки и попечительства.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.

Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.

Декретом № 18 установлено, что отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее – управление (отдел) образования), органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета, отдела) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.

В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью 2 ст. 85 КоБС.

В соответствии с Декретом комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:

§ в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – управление (отдел) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

§ в шестимесячный срок принять соответствующее решение:

§ о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа;

§ об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

В соответствии с п. 5 Декрета руководитель районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации обязан не позднее двух недель со дня вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка утвердить план защиты прав и законных интересов ребенка. В данном плане определяется комплекс мероприятий по восстановлению семьи. План защиты прав и законных интересов ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами.

Пунктом 6 Декрета № 18 установлено, что неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При необходимости эти лица обеспечиваются документами, удостоверяющими личность.

Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.

Согласно п. 7 Декрета № 18 суд, органы уголовного преследования должны информировать управление (отдел) образования по месту жительства родителей о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях.

Суд по заявлению родителей и исходя из интересов ребенка выносит решение о возвращении его родителям, если, согласно заключению органа опеки и попечительства, отпали причины, послужившие основанием к отобранию ребенка. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.

Статья 85.1. Отобрание ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе.

В случае если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем он находится в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в трехдневный срок принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка).

Отобрание ребенка осуществляется в течение дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, органа внутренних дел и при необходимости главного управления, управления (отдела) здравоохранения областного исполнительного комитета, комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета, а также иных организаций.

Комиссия по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка в шестимесячный срок после вынесения решения об отобрании ребенка обязана принять решение о возвращении ребенка родителям, если отпали основания для отобрания ребенка, указанные в части первой настоящей статьи, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Статья 87. Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка

Исполнение решения суда о передаче или отобрании ребенка от родителей или других лиц производится судебным исполнителем с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства.

В случаях, когда родитель или другое лицо, на попечении которого находится ребенок, препятствует исполнению решения суда, принимаются меры, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Решение суда о передаче или отобрании ребенка подлежит немедленному исполнению, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, может отрицательно сказаться на физическом или психическом здоровье ребенка либо привести к невозможности исполнения решения.

В исключительных случаях, если этого требуют интересы ребенка, суд до вынесения решения может решить вопрос о временном отобрании ребенка у ответчика. Исполнение судебного определения производится в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Статья 84. Восстановление в родительских правах

Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.

Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

С лишением родительских прав правовая связь между родителями и ребенком прекращается не полностью, родители не только обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, но и имеют право видеться с ними. Лишение родительских прав носит бессрочный характер, однако закон допускает возможность восстановления в родительских правах (ст. 84 КоБС). Основанием восстановления в родительских правах является соответствие этого интересам детей, если дети не усыновлены, а усыновление не отменено.

Согласно ч. 2 ст. 84 КоБС восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав. Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю или детскому учреждению, на чьем попечении находится ребенок, и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При изучении дел установлено, что такие иски иногда предъявлялись к органу опеки и попечительства, что является неправильным. Орган опеки и попечительства должен участвовать в таких делах как государственный орган, дающий заключение по делу.

В ходе судебных заседаний не все суды проверяли, изменилось ли поведение и образ жизни родителей, лишенных родительских прав, улучшилось ли их отношение к ребенку и можно ли им доверить его воспитание, имеется ли эмоциональная связь с ребенком, характерная для отношений между родителями и детьми.

В качестве доказательств по изученным делам истцы представляли справки медицинских учреждений о лечении от алкоголизма, справки с места жительства и работы, характеристики, справки об отсутствии фактов привлечения к административной ответственности. Доказательствами также служили показания свидетелей (соседей, учителей, психологов, участковых инспекторов).

Как свидетельствует изучение дел, суды правильно отказывали в исках о восстановлении в родительских правах, если факты изменения поведения родителей в отношении воспитания детей и надлежащего выполнения родительских обязанностей не подтверждались убедительными и достоверными доказательствами.

Вместе с иском о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрен иск того же лица о передаче ему ребенка. Если же иск заявлен только о восстановлении в родительских правах, то судам необходимо выяснять, имеются ли затруднения, связанные с возвратом ребенка.

Одновременно с требованиями о восстановлении в родительских правах суды разрешали требования об освобождении истцов от уплаты алиментов. Однако вопрос о прекращении взыскания алиментов (средств на содержание) должен быть решен после вступления в силу решения суда о восстановлении в родительских правах. По заявлению родителя, чьи права восстановлены, суду необходимо вынести определение о прекращении исполнительного производства применительно к п. 6 ч. 1 ст. 492 ГПК. Дела о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родительских прав и восстановлении в родительских правах (по материалам обзора судебной практики)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основания и порядок возбуждения дел о лишении родительских прав | ТЕМА 16. Социально-педагогическое сопровождение трудоустройства несовершеннолетних
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.