Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэтому государство своей деятельностью может не только уменьшить, но и способствовать росту трансакционных издержек




Сравнение эффективности рынка и государства как форм народнохозяйственной координации

 

Характеристика Рынок Государство
     
1. Тип координации Обезличенный Требует учета интересов экономических субъектов и государства
2. Способность к сбору макроэкономической информации Должен заниматься каждый экономический субъект в отдельности Существует возможность централизованного сбора макроэкономической информации
3. Способ организации субъектов Самоорганизация экономических субъектов, минимум затрат, нет гарантий, возможность провалов рынка Целенаправленная организация экономических субъектов в форме регулирования параметров среды обитания, затраты на координацию по сравнению с рынком растут, увеличиваются гарантии получения ожидаемого результата
4. Кто и как решает вопрос об эффективности каждого субъекта и системы в целом Каждый экономический субъект решает самостоятельно на основе собственной целевой функции. Эффективность системы в целом определяется в результате сложения действий обособленных сил саморегуляции Повышение эффективности функционирования системы в целом — цель макроэкономического регулирования. Достигается в конечном итоге
5. Время регулирования и достоверность информации Время регулирования меньше, что обеспечивает бо́льшую достоверность информации и снижает трансакционные издержки Требует больше времени для регулирования по сравнению с рыночной координацией, что может увеличить трансакционные издержки

 

 

Государство как способ макроэкономической координации деятельности экономических субъектов создает определенный рост трансакционных издержек по сравнению с рыночным способом координации, но дает при этом определенные гарантии экономическим субъектам.

В результате повышения эффективности функционирования макроэкономической системы в целом возрастает вероятность реализации продукции конкретным производителем и приобретения товара конкретным потребителем.

Признавая важность экономической роли государства в снижении трансакционных издержек, следует иметь в виду, что государство как общественный институт имеет массу недостатков, как и рыночный механизм, взятый сам по себе.

Объясняется это тем, что государство находит свою персонификацию в чиновниках, которые по своим профессиональным и нравственным качествам ничуть не хуже, но и не лучше работающих в частном секторе экономики, и в своей деятельности они, как и все остальные смертные, руководствуются личными выгодами: иметь хороший заработок, признание, вес в коллективе и в обществе, власть и т.д.

Но в отличие от многих, работающих в частном секторе экономики, чиновник от имени общества наделяется властными полномочиями и получает право распоряжения общественными ресурсами. В связи с этим у чиновника имеется возможность использовать власть и ресурсы не только в общественных, но и в личных, корыстных целях, ущемляя при этом общественные интересы.

Однако при отсутствии государства высокие трансакционные издержки парализуют сложные экономические системы.

Отказ от государственного регулирования и контроля в условиях рынка противоречит самим участникам последнего, поскольку лишь государство обладает по отношению ко всем без исключения субъектам экономики полномочиями, достаточными для поддержания общих правил ведения хозяйственной деятельности. Проблема - рассмотрение вмешательства правительства в качестве исходящего от целой группы различных принципалов, каждый из которых имеет свою цель. В общем, данные принципалы могут обладать общей целью максимизации той же функции общественного благосостояния, что и отдельный благожелательный регулирующий орган. Однако, каждый отдельный принципал обладает ограниченными полномочиями и обязанностями. Например, орган мониторинга окружающей среды заботится только о защите окружающей среды - всего одном из аспектов благосостояния потребителей.

В то же время, ФСТ РФ - орган по контролю за естественными монополиями - следит за нормой прибыли, или за верхней границей, динамикой и структурой тарифов естественной монополии. Каждое из этих агентств обладает лишь частичным взглядом на долю в регулировании.

 

Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности:

· Избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства.

· Депутаты – принимать законы.

· Чиновники – исполнять эти законы и следить за их исполнением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.