Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие финансов

Международное экологическое право

МЭП – МП окружающей среды – совокупность м\п норм, котрые регулируют отношения по поводу лхраны окружабщей среды, ее сохранения, регулируют сотрудничество государств в этой сфере. Цель этих норм – обеспечить благоприятную для жизни человека экосистему

Окружающая среда (по Луганской Конвенции 1991 года) – абиотические и бтолические природные ресурсы (атмосфера, почва, фауна, флора), а так же взаимодействие данных факторов, сюда же относится собственность, являющаяся культурным наследием, и характерные особенности ландшафта.

Первые договоры по охране окуржающей среды появились в 19 веке, хотя сама проблема появилась в 20.

В МЭП можно выделить базовые принципы:

1. Государство обладает суверенитетом над природными ресурсами в пределах своей территории.

2. Государства должны рационально испоьлзовать природные ресурсы, учитывая их необходимость воспроизводства, не допуская негативных последствий. Принцип «пользуйся своим так, чтобы не навредить другому».

3. Государства несут м\н ответственность за экологический ущерб.

4. Свобода исследования окружающей среды

5. Содействие м\н экологическому сотрудничеству

6. Свобода обмена информацией.

НПА в МЭП. Классификация:

1. Универсальные:

· м\н Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью

· К о биологическом разнообразии

· Рамочная Конвенция ООн об изменения коимата и протоколы к ней.

· К о защите черного моря

· К о сохранении белых медведей

2. м\н договоры о сотрудничестве в окр среде

Формы сотрудничества:

1. договорная – активность государства в договорной сфере

2. организационная – система органов, кот занимаются вопросами приведения в соотв с МЭП

Вопросами МЭП занимаются:

1. ООН

2. ЭКОСОС

3. ИКАМ

4. ВОЗ

5. ЮНЕСКО

6. МАГАТЭ

7. ЮНЭП – программа ООН по окруж среде.

8. Международный экологический арбитраж в Мехико

9. Гринпис (Канада)

10. Всемирный союз охраны природы (выпускают красную книгу и красные списки)

 

1вопрос

Термин финансы появляется примерно в 13 веке и означает окончание, урегулирование денежного спора. В середине 17 века термин финансы используется для обозначения всей совокупности денежных средств, находящихся в распоряжении государства.

В настоящее время термин финансы рассматривается как экономическая категория, по материальному содержанию и с правовой позиции.

Как экономическая категория финансы- совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу формирования и использования денежных фондов в процессе распределения и перераспределения денежной формы национального дохода.

По материальному содержанию: финансы- совокупность денежных фондов, в которых собранны все финансовые ресурсы государства. Виды денежных фондов: 1. Государственные и муниципальные фонды (формируются на государственном (федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ) на муниципальном (местный) уровне); 2. Бюджетные (формируются внутри бюджетов) и внебюджетные (формируются вне состава бюджета и их средства используется для осуществления государственной политики в области пенсионного, медицинского страхования); 3. Централизованные (используются на решение публичных интересов) и децентрализованные (используются хозяйствующими субъектами на выполнение собственных задач) фонды.

Финансы представляют собой законодательство, регулирующего финансовую политику государства- правовая позиция.

Финансам присуща денежная форма. Денежная форма является обязательным условием и существования финансов. Финансы, данное понятие намного уже, чем понятие денежных отношений. Финансы- это отношения, возникающие по формированию, распределению и использованию денежных фондов как централизованных так и децентрилизованных. Денежные отношения включают в себя отношения гражданско- правового характера, административные отношения и финансовые отношения.

Финансы- это обособившаяся часть денежных отношений, складывающихся по поводу формирования, распределения и использования государственных и муниципальных, бюджетных и внебюджетных, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения возложенных на них задач и функций.

Роль финансов выражается в выполняемых финансами функций:

1. Распределительная функция, при помощи нее происходит распределение и перераспределение денежных форм национального дохода, формируются фонды потребления и фонды накопления. Фонды потребления формируются для ежедневного и бесперебойного финансирования государственного аппарата и бюджета. Фонды накопления формируются для реализации государственного инвестиционного и инновационной политики, для формирования резервных фондов.

2. Контрольная функция- при помощи данной функции осуществляется контроль за всеми распределительными процессами (процесс формирования и использования денежного фонда).

3. Регулирующая функция- государство путем принятии НПА оказывает влияние на воспроизводственный процесс, то есть государство оказывает стимулирующие воздействие на развитие отдельных отраслей экономики путем предоставления налоговых льгот и преимуществ (либо дестимулирующее воздействие путем введения повышенных налоговых ставок либо введения новых налогов).

4. Стабилизационная функция- всем субъектам, имеющим право на получения средств из денежного фонда, предоставляются равные возможности в осуществлении данного права.

 

2 вопрос: финансовая система РФ

Финансовая система РФ- совокупность однородных институтов, каждый из которых в своей сфере отвечает за формирование и использование соответствующих денежных фондов, а также это совокупность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие деятельность по формированию, распределению и использованию денежных фондов.

Финансовые институты- 1.институт бюджетной системы (объединяет в себе все бюджетные фонды). Согласно ст. 10 БК бюджетная система состоит из трех уровней:

- включает федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (федеральный пенсионный фонд, федеральный фонд обязательного медицинского страхования федеральный фонд обязательнго социального страхованя)

- включает бюджеты субъектов РФ а также бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов (территориальный фонд обязательного медицинского страхования)

- местные бюджеты

Финансы предприятий, организаций, учреждений- 2ой институт. Это первоначальный институт финансовой системы, так как за счет отчислений хозяйствующих субъектов формируются денежные фонды бюджетной системы.

Третий институт- институт кредита, который делится на государственный и муниципальный кредиты, банковский кредит. Институт кредита- это предоставление в долг денежных средств либо имущества на условиях срочности, возмездности и возвратности.

Государственный и муниципальный кредит- это предоставление во временное пользования государства и МО временно свободных денежных средств, юридических и физических лиц, на условиях возмездности и возвратности в целях преодоления бюджетного дефицита. В данных отношениях государство и МО являются заемщиками и должниками, а физические и юридические лица являются кредиторами.

Банковский кредит- кредитором является банк, а заемщиками и должниками являются физические и юридические лица. Основная цель- производственные и хозяйственные нужды.

Институт страхования- четвертый институт финансовой системы. Страхование- возмещение вреда полностью или частично, причиненного личным либо имущественным интересам государства, МО, физических и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных условий. Данный институт делится на институт добровольного страхования- осуществляется на основании договора между страховщиком и страхователя, и институт обязательного страхования- осуществляется в силу требования законодательства.

Органы государственной и муниципальной власти- деятельность по формированию распределению и…………..:

-законодательные и представительные органы- рассматривают и утверждают проекты бюджетов, бюджетную отчетность, осуществляют финансовый контроль в отношении соответствующих бюджетов.

-органы исполнительной власти- разрабатывают и составляю проекты бюджетов, исполняют бюджеты по доходам расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, составляют бюджетную отчетность, осуществляют бюджетный контроль, налоговый контроль и другие виды финансового контроля.

-органы кредитно- денежного регулирования- ЦБ РФ, а также банки и небанковские кредитные организации.

 

 

Тема: финансовая деятельность.

1.понятие, особенности и принципы финансовой деятельности

2.методы финансовой деятельности

3.органы, осуществляющие финансовую деятельность

 

I.

Финансовая деятельность- деятельность, которую осуществляют органы государственной власти и МСУ при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных, бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств.

Три направления деятельности:

-формирование денежного фонда- происходит при зачислении на единый счет фонда всех запланированных и незапланированных доходов. Органы государственной власти и МСУ формирующие денежные фонда называются администраторами доходов.

-распределение средств денежного фонда- собранные денежные средства распределяются между всему субъектами, имеющими право на получение средств из соответствующих денежных фондов, в соответствии. С ранее утвержденными программами.

-использование средств денежных фондов- практическое расходование средств фонда в целях выполнения функций государства и финансирования ранее утвержденных программ.

Особенности финансовой деятельности:

-осуществляет практически все органы власти и МСУ (законодательные и представительные органы рассматривают и утверждают проекты бюджетов, рассматривают и утверждают бюджетную отчетность, осуществляют финансовый контроль посредством создания органов со специальной компетенцией, то есть органов финансового контроля. Исполнительные органы обще компетенции- отвечают за оставление проектов бюджетов, представляют проекты бюджетов в законодательные и представительные органы, отвечают за исполнение бюджетов, за сотавление бюджетной отчетности и представляют бюджетную очетность на утверждение взаконодательные и представительные органы, осуществляют внутренние и внешние заимствования, управляют государственным и муниципальным внутренним и внешним долгом. Исполнительные органы специальной компетенции- отвечают за составление проектов бюджетов, исполняют бюджеты по доходам и расходам, составляют бюджетную отчетность, являются главными распорядителями и получателями бюджетных средств)

-двойственная природа финансовой деятельности. Финансовая деятельность представляет экономическую категорию (является организационно- хозяйственной функцией государства. Эта функция связана с распределением и перераспределением денежной формы национального дохода, формирование фондов потребления и фондов накопления), но с другой стороны, финансовую деятельность следует рассматривать как правовую категорию (разновидность управленческой деятельности в сфере финансов, которая основывается на финансовом планировании и жесткой нормативной регламентацией).

Финансовая деятельность является подзаконным видом деятельности.

Принципы деятельности:

-общие принципы: все конституционный принципы (федерализм, разделение властей и так далее)

-принципы финансовой деятельности: принцип самостоятельности общественно – территориальных образований финансовой деятельности; принцип единства финансовой политики и денежной системы (деятельность осуществляется на основании единого законодательства и на территории РФ действует единая валюта- рубль); принцип реальности, полноты и гласности финансовой деятельности (все показатели, которые вносятся в денежный фонд, должны быть реальными, отражены в полном объеме и результаты финансовой деятельности, которые не защищены законом подлежать опубликованию в СМИ); принцип целенаправленности, аккумуляции в распределении и использовании денежных фондов (с момента формирования фонда до момента использования средств фонда в основе лежит определенная цель, во исполнение которой не обходимы денежные средства); принцип финансового планирования (финансовая деятельность осуществляется на основании утвержденных финансовых планов, например, бюджеты); принцип строгого соблюдения финансовой дисциплины и режима экономии (финансовая деятельность осуществляется на основании строго установленных норм и их обладание является обязательным, а режим экономии предполагает, что при использовании средств фонда их надо использовать бережно и рационально).

II.

Методы финансовой деятельности-приемы и способы по достижению результатов деятельности.

Группы методов:

-методы аккумуляции (формирование денежного фонда): налоговый метод (в денежный фонд поступает обязательные платежи согласно налоговому законодательству); метод обязательных платежей за оказание юридических услуг органами государственной власти и МСУ (сборы и пошлины); метод обязательных взносов для формирования внебюджетных фондов социальной направленности; метод обязательного страхование (социальное и профессиональное страхование); метод добровольных поступлений (займы, кредиты, добровольное страхование, средства от использование государственного и муниципального имущества, а также его продажи, пожертвования; средства, получаемые от благотворительности). С помощью этих методов в денежный фонд поступают запланированные и не запланированные доходы. Доходы бывают налоговыми и неналоговыми.

-методы распределения: метод установления нормативных отчислений доходных источников из вышестоящего денежного фонда в нижестоящий, для его сформирования либо сбалансированности, деление доходов между бюджетами бюджетной системы (гл.7-9 БК); метод твердого выделения денежных средств из вышестоящего фонда в нижестоящий для его сбалансированности и реализации социально – экономических программ, это выделение финансовой помощи из вышестоящих в нижестоящие фонды в форме межбюджетных трансфертов (дотации, субвенции, субсидии).

-методы использования: метод финансирования- безвозмездный и безвозвратный отпуск средств на цели, связанные с исполнением утвержденных программ; метод кредитования- является возмездным и возвратным методом, используется для выполнения запланированных программ в случае нехватки средств денежного фонда.

III.

Органы общей компетенции:

-президент РФ, главы субъектов РФ, главы местных администраций

Данные лица обращаются к законодательным и представительным органам с посланием, а также подписывают и обнародуют НПА о соответствующих бюджетах

-законодательные и представительные органы- рассматривают и утверждают бюджеты и бюджетные отчетности

-исполнительные органы общей компетенции- составляют проекты бюджетов, представляют их в законодательные органы, представляют бюджетную отчетность

Исполнительные органы специальной компетенции:

-минфин РФ

-финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы МО

Отвечают за составление проектов бюджетов, исполнения бюджетов и составления бюджетной отчетности.

Им помогают ФНС, ФС финансового бюджетного надзора (контроль за использованием средств бюджета, контроль за предоставление налоговых льгот и преимуществ), ФС федерального казначейства (исполняет бюджет по доходам и расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, управляет единым счетом бюджета, управляет счетами всех распорядителей и получателей бюджетных средств), ФА по государственным резервам (отвечает за формирование материальных резервов в каждом субъекте РФ на случай непредвиденных ситуаций); ФА по управлению государственным имуществом (отвечает за использование имущества, за приватизацию объектов государственной собственности); ФТС (контроль за уплатой обязательных платежей при пересечении товарами таможенной границы); ФС по финансовым рынкам (контроль за деятельностью бирж, профессиональных участников рынка ценных бумаг); ФС по финансовому мониторингу (контроль за исполнения страхового законодательства, за исполнение законодательства в сфере легализации преступно нажитых средств); органы кредитно денежного регулирования (ЦБ РФ, кредитные организации: банки и небанковские кредитные организации.

 

 

Тема: финансовое право как отрасль права.

1.понятие отрасли российского финансового права

2.место ФП среди отраслей российского права

3.система ФП

4. источники ФП

 

Отрасль права- совокупность юридических норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни.

Общественные отношения в сфере формирования, распределения использование денежных фондов регулируется нормами ФП.

Предмет правового регулирования- круг общественных отношений, складывающихся в сфере формирования, распределения, использовании денежных фондов.

Черты общественных отношений:

-эти отношения связанны с организующей ролью государства как хозяйствующего субъекта по распределению и перераспределению денежных фондов национального доходов, формированию и использованию денежных фондов.

-эти отношения всегда возникают по поводу финансовых ресурсов либо денежных обязательств.

-одной из сторон данных отношений всегда выступает государство либо МО в лице уполномоченных органов

-в данных отношениях четко прослеживается целенаправленность вакумуляции, распределения и использования денежных фондов.

Метод правового регулирования- приемы и способы юридического воздействия на субъектов отношений или участников.

Основным методом ФП является императивный метод, связанно это с тем, что государство и МО, обладают всеми правами по обеспечению себя финансовыми ресурсами, а на противоположенные субъекты возлагается обязанность уплатить обязательные платежи, вступить в какие либо отношения.

Диспозитивный метод: метод рекомендации- используется в вертикальных отношениях, когда вышестоящий орган дает рекомендации, не носящие обязательного характера нижестоящим органам по составлению финансового плана; метод согласования- используется в горизонтальных отношениях, когда органы государственной власти и МСУ не находятся в подчинении друг у друга и равны между собой по статусу, и один орган запрашивает у другого какую либо информацию для составления финансового права; метод правового регулирования является дополнительным основание для характеристики отрасли права.

 

2вопрос.

Есть несколько точек зрения, касающиеся определения самостоятельности отрасли ФП.

1.Геффе и Байкоф: ФП не является самостоятельной отраслью права, оно лишь конкретизирует нормы государственного и административного права в сфере финансов.

2.ФП –это самостоятельная отрасль права, разделение происходит лишь по моменту возникновения отрасли ФП: Карасева и Ципкин- ФП как самостоятельная отрасль выделилась из государственного и административного права. ФД является разновидностью управленческой деятельности, отсюда ФП регулирует отношения в сфере управления финансами; «чистые финансисты» Химичева, Гардунова- ФП не из каких отраслей права не выделялось, а наряду с государственным и административным правом являлось частью общего публичного права и возникло в момент появления таких институтов как налоги и займы.

3.Огака: ФП является комплексной отраслью права и включает в себя подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, и правовые основы организации сберегательных дел.

Для разграничения одной отрасли права от другой отличия проводят по предмету правового регулирования и по методу правового регулирования.

3 вопрос.

Система ФП- внутреннее построение отрасли ФП с одновременным делением ее на части и институты.

Система ФП:

Общая часть и особенная часть.

Общая часть регулирует общие понятие отрасли, общие положения ФД, принципы ФД, основные понятия финансового контроля.

Особенная часть делится на отдельные правовые институты, каждая из которых регулирует определенную сферу общественных отношений: институт бюджетного права (закрепляет субъектный состав бюджетных отношений их права и обязанности, закрепляет построение бюджетной системы, закрепляет порядок осуществления бюджетного процесса и порядок проведения бюджетного контроля (основной источник БК)); институт государственных и муниципальных доходов (закрепляет виды обязательных доходов с закреплением их на соответствующим бюджетным фондом, также закрепляет порядок привлечения доходов из других источников); институт государственных и муниципальных расходов и финансирования (закрепляет все виды расходов бюджетных фондов, определяет их объемы, регулирует порядок осуществления общего финансирования и сметно- бюджетного); институт правового регулирования страхования (закрепляет порядок осуществления обязательного страхования и добровольного, закрепляет виды страховых фондов и порядок их использования); институт банковского кредита (закрепляет порядок предоставления денежных средств на условиях возмездности и возвратности); институт финансов предприятий, организаций и учреждений; институт правового регулирования денежной системы и валютного регулирования (закрепляет денежную единицу государства, порядок эмиссии и обращения, а также порядок обмена на другие валюты).

4 вопрос.

Основным источником ФП является НПА:

-КРФ, конституции и уставы субъектов РФ

-акты законодательных органов РФ и субъектов РФ

-акты президента РФ и высших должностных лиц субъектов РФ

-акты исполнительных органов власти РФ и субъектов РФ

-уставы МО и акты органов МСУ

+ международные договоры кодифицированные РФ

В ФП договорные отношения запрещены!.

 

Тема: финансово – правовые нормы и отношения.

1.понятие финансово правовых норм их особенности и виды

2.действие финансово правовых норм во времени пространстве и по кругу лиц

3.понятие особенности и виды финансово правовых отношений. Субъекты финансового права.

 

I.

Особенности ФПН:

Нормы финансового права имеют целевое назначение. Она наделяет участников финансовых правоотношений субъективными правами и возлагает на них юридические обязанности в сфере формирования распределения и использование денежных фондов.

НФП являются формой реализации публичных интересов.

ФПН содержит категоричность предписаний в строго направленный императив исключающий договорные отношения участников.

ФПН специфична в применяемых санкциях.

Санкция ФПН носит денежный характер.

ФПН- установленная РФ, субъектом РФ, МО общее правило поведения, возлагающее на участников отношений юридические обязанности и предоставляющие им субъективные права в финансовой сфере обеспеченная государственным принуждением.

Структура ФПН:

В ФПН все три структурных элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза. Обязательность гипотезы, определенность гипотезы, многосложность гипотезы.

В диспозиции никаких особенностей нет.

Санкция. Санкция выражена в денежной форме, носит как право восстановительный (пеня) так и карательный (штрафы) характер, средства получаемые от применения санкции зачисляются в денежный фонд, в который направляются данные платежи.

Все элементы ФПН не находятся в одной статье акта, а разбросаны по нему.

Виды ФПН:

-в зависимости от функций права: регулятивные (обязывающие, запрещающие, уполномочивающие) и охранительные. Вспомогательные нормы- эти нормы являются дополнительными к регулятивным и охранительным нормам (общие, нормы принципы, нормы дефиниции, кализионные нормы, оперативные нормы).

-по времени действия: общие (на неопределенный срок) и временные (конкретный промежуток времени)

-по объему действия: общие (обращены ко всем участникам отношений) и специальные (к конкретным участникам отношений)

-в зависимости от частей ФП: нормы общей и особенной части

-в зависимости от субъектов издающие нормы: государственные и муниципальные нормы, нормы закона и подзаконного акта, нормы законодательных представительных органов власти и исполнительных.

-по предмету правового регулирования: бюджетные, налоговые, валютные, страховые и так далее.

II.

Во времени ФПН действуют: начало действия нормы определяется временем вступления ее в юридическую силу. Порядок вступления норм …..регулируется ФЗ от 14.06.1994. вступление в юридическую силу актов президента и правительства и исполнительных органов власти регулируются указом президента РФ от 23.05.96.

По общему правилу, ФКЗ, ФЗ вступают в силу в течении 10 дней с момента опубликования.

Далее 7 дней, далее 10 дней…

Иной порядок устанавливается для актов законодательства о налогах и сборах. Данный порядок регулируется ст. 5 НК РФ. Акты вносящие изменения в действующую налоговую систему вступают в силу по истечении 1 месяца с момента их официального опубликования, но не раннее 1 ого числа нового налогового периода.

Акты о сборах вступают в силу по истечении 1 месяца. Акты устанавливающие новые налоги либо налоговые ставки вступают в силу с первого января нового налогового периода.

норма может вступать в силу с момента прямо указанного в самой норме.

Норма может вступать в силу с момента ее опубликования либо с момента определяемого специальным НПА принимаемым по этому поводу.

Сроком окончания действия нормы является:

-в случае отмены

-в случае истечения срока действия

-в случае если принимается иная норма регулирующая эти же отношения.

 

Действие нормы в пространстве.

Порядок действия:

-федеральные нормы действуют на всей территории РФ

-нормы субъектов РФ действуют на территории субъекта принявшего норму

-нормы ОМСУ действуют на территории МО принявшего норму.

 

Действие нормы по кругу лиц.

Принципы: принцип территориальности- федеральные нормы распространяют свое действие на всех граждан РФ, территориальные нормы- на всех субъектов находящихся на территории, тоже самое при МО; принцип резидентства- резидентами являются лица постоянно находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в году.

 

III.

ФПО – урегулированные НФП общественные отношения стороны которых наделены субъективными правами и на них возложены юридические обязанности в сфере формирования распределения и использования денежных фондов.

Содержание ФПО состоит из прав и обязанностей субъектов.

Структура ФПО:

-субъект правоотношения. Выступают: 1.РФ субъекты РФ и МО 2.органы государственной власти и МСУ 3.предприятия организации учреждения их филиалы и представительства 4. Граждане РФ лица без гражданства предприниматели, работающие без образования ЮЛ.

-объект в отношении которого возникает правоотношение. Являются материальные и нематериальные блага. Объект можно определить при анализе ФПН. Такие объекты носят название «отделимых объектов от материального содержания» (налог, сбор, пошлина и так далее); объекты которые нельзя определить при анализе ФПН- неотделимые объекты от материального содержания (результаты деятельности субъектов ФПО (финансовый контроль и бюджетный процесс).

ФПО присуща особенность: ФПО возникают при реализации ФПН. ФПО являются отношениям власти. В ФПО реализуется государственная воля на обладание финансовыми ресурсами. Форма реализации публичных интересов. Являются экономическими отношениями, носящим имущественный характер.

Необходим юридический факт.

IV.субъекты ФП и их полномочия

1. Общественно территориальные образования: РФ обладает правом на собственный бюджет, имеет право устанавливать федеральные налоги и сборы и осуществлять их изымание, имеет право быть стороной в государственных и внутренних и внешних заимствований; субъекты РФ обладают правом на собственный бюджет, имеют право устанавливать региональные налоги и осуществлять их изымание, имеет право осуществлять внутренние и внешние заимствования, имеет право получать финансовую помощь из федерального бюджета; МО имеют право на собственный бюджет, устанавливает местные налоги и осуществляет их изымание, имеет право осуществлять муниципальные и внутренние заимствования, имеет право на финансовую помощь из бюджета субъекта РФ.

2. Органы государственной власти и МСУ: представительные и законодательные органы власти имеют право рассматривать и утверждать проекты бюджетов, бюджетную отчетность, осуществлять финансовый контроль, обладает правом на бюджетное финансирование; исполнительные органы имеют право осуществлять функции по составлению проекта бюджета, исполнению бюджета, составление бюджетной отчетности, осуществление финансового контроля, от имени субъекта который они представляют осуществлять внутренние и внешние заимствования, управлять государственным муниципальным внутренним и внешним долгом, обладают правом на бюджетное финансирования.

3. Предприятия, организации, учреждения: имеют право на получение средств из бюджетных фондов, право на получение бюджетных кредитов, несут обязанности по уплате налогов и сборов

4. Индивидуальные субъекты: имеют право на получение средств из бюджетов и внебюджетных фондов, обязаны уплачивать законно установленный налог.

Субъекты ФП должны обладать правосубъектностью (правоспособность и дееспособность). Органы госвласти а также предприятия организации и учреждения обладают правосубъектностью с момента их регистрации. ФЛ приобретают правоспособность с рождения, а дееспособность с 18 лет. В ФП момент возникновения дееспособности не устанавливается. Однако, налоговая деликтоспособностью наступает с 16 лет.

 

Тема: финансовый контроль.

1.понятие ФК

2.принципы ФК

3.классификация ФК

4.формы и методы ФК

 

I.

ФК- деятельность органов государственной власти и МСУ, общественных и хозяйствующих субъектов по проверке правильности и своевременности формирования денежных фондов, справедливости их распределения, целевого и экономного расходования, а также проверка соблюдения финансовой дисциплины.

ФК является обособившейся функцией финансовой деятельности.

ФК осуществляется на стадии составления финансовых планов, их исполнения, и как последующий контроль за исполненным финансовым планом.

Предметом ФК является все отношения поддающиеся денежной оценке.

Объектом контроля выступают общественные отношения складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов.

Так как ФК является функцией финансовой деятельности, то его осуществление возлагается практически на все органы государственной и муниципальной власти так на представительные так и на исполнительные.

II.

Принципы ФК можно разделить на две группы: принципы по организации системы контроля и принципы по проведению ФК.

К первым относится:

На основании данных принципов происходит организация деятельности контрольных органов.

-принцип разграничения деятельности контрольных органов в соответствии с разграничением функций законодательных и исполнительных органов.

-принцип координации деятельности контролирующих органов- в один и тот же период времени подконтрольный объект не должен подвергаться контролю со стороны различных органов контроля, так как будет нарушен принцип объективности.

-принцип независимости контрольных органов от объектов контроля- контролирующие органы должны быть независимыми от тех субъектов в отношении которых они проводят контрольные мероприятия. Выделяют: принцип организационной независимости (контрольные органы осуществляют сою деятельность на основании НПА об этом органе); принцип функциональной независимости (контрольные органы самостоятельно планируют проведение контрольных мероприятий, выбирают тематику контроля); принцип персональной независимости (должностные лица контрольных органов не находятся в каком либо подчинении у субъектов в отношении которых они проводят контрольные мероприятия и соответственно госудасрвто различными способами гарантирует защиту их личных интересы); принцип финансовой независимости (контрольные органы финансируются их соответсвующих бюджетов и не имеют никакой финансовой зависимости от подконтрольных субъектов).

По второй группе:

-принцип законности- все контрольные мероприятия должны основываться на действующем законодательстве. Должностные лица контролирующих органов несут ответственность за разглашение какой либо тайны, охраняемой законом, ставшей известной им в ходе контрольных мероприятий.

-принцип гласности- информация о результатах контрольных мероприятий если не содержит охраняемые законом тайны подлежит опубликованию в СМИ.

-принцип объективности- является основным принципом ФК так как все контрольные мероприятия осуществляются для целей выявления реального положения дел финансовой деятельности.

-принцип плановости- контрольные мероприятия должны быть заранее спланированы контролирующем органом и о периоде проведения контрольных мероприятий должны быть извещены подконтрольные субъекты, то есть контролирующий орган до начала финансового года составляет и утверждает план контрольных мероприятий, в этом плане указываются субъекты в отношении которых проводится контрольные мероприятия, указываются период и объекты проведения контрольных мероприятий. Утвержденный план вывешивается на сайте контролирующего органа.

-принцип периодичности- за определенный период времени контрольным мероприятиям должны быть подвергнуты все объекты контроля.

III.

В зависимости от полномочий органов контроля:

-государственный ФК- осуществляется органами государственной власти, обладающими властными полномочиями по отношению к подконтрольным субъектам. Виды: общий государственный финансовый контроль: контроль представительных и законодательных органов власти, президентский контроль, правительственный контроль либо контроль исполнительных органов власти общей компетенции; межведомственный контроль (контроль исполнительных органов власти специальной компетенции): бюджетный контроль, валютный контроль, налоговый контроль, контроль за уплатой обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды, банковский надзор, страховой надзор, контроль за противодействием легализации доходов нажитых преступным путем; ведомственный контроль- осуществляется структурными подразделениями министерств, служб, агентств, а также структурными подразделениями отдельных хозяйствующих субъектов: внутриведомственный контроль и внутрихозяйственный.

-негосударственный ФК. Субъекты, осуществляющие данный контроль не обладают государственными властными полномочиями за исключением субъектов осуществляющих муниципальный контроль. Данный вид контроля основывается на принципах независимости, добровольности и инициативности. Виды: муниципальный контроль, общественный финансовый контроль, аудиторский контроль, внутрихозяйственный контроль.

По подведомственности:

-внутренний контроль. Проводится структурными подразделениями внутри хозяйствующего субъекта

0внешний контроль- проводится одним субъектом в отношении другого

По форме проведения:

-обязательный- проводится в силу требования законодательства

-инициативный- по решению самого подконтрольного хозяйствующего субъекта

По времени проведения:

-предварительный- осуществляется на стадии составления финансовых планов

-текущий- осуществляется в ходе выполнения финансовых планов

-последующий- осуществляется за исполненным финансовым планом

IV.

Под формами ФК понимается акты на основании которых проводятся контрольные мероприятия, акты принимаемые в ходе контрольных мероприятий и по их окончанию.

Для первой группы актов:

-план контрольных мероприятий

-инструкция

-приказ

-удостоверение на проведение контрольных мероприятий

Для второй группы актов:

Акты, принимаемые в ходе (акты справки, запросы, протоколы, заключения) мероприятий и по их окончанию (акты проверки или заключения аудитора).

Методы ФК- приемы и способы по выявлению нарушений, а также реагированию на выявленные нарушения.

Наблюдение- контрольное мероприятие не требующие вмешательства в хозяйственную деятельность подконтрольного субъекта.

Проверка- единичное контрольное мероприятие на определенном участке финансово хозяйственной деятельности.

Ревизия- полная проверка финансово хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта. Используется: анализ- сопоставление данных бухгалтерских отчетности.

Инвентаризация- проверка наличия имущества находящегося на баланс предприятия.

Обследование- выявление количества потраченных материалов, рабочего времени на производство какой либо продукции, выполнение определенных видов работ либо оказания услуг. Применяется экспертиза.

Методы по реагированию на выявленные нарушения:

Привлечение виновного лица к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности.

Возмещение вреда.

Применение мер поощрения.

 

Тема: Государственный финансовый контроль

1.общий государственный контроль и его виды

2.межведомственный финансовый контроль и его виды

3.ведомственный финансовый контроль и его виды

 

1.

Осуществляется субъектами не обладающими функциями контроля. Данные субъекты осуществляют финансовый контроль в ходе исполнения своих функциональных обязанностей и для этой цели могут формироваться специальные контрольные органы.

Виды:

-контроль представительных законодательных (парламентский контроль) органов власти. Данный вид контроля осуществляется представительными и законодательными органами в период рассмотрения и утверждения актов о бюджетов в период исполнения финансовых планов и по итогам исполнения финансовых планов. Возлагаются на специальные комитеты в законодательных органах (комитет по бюджету). Данные комитеты осуществляют контроль в период внесения законопроектов о бюджетах, дают заключения по соответствию данных в законопроекте с действующим законодательством. В ходе рассмотрения законопроекта законодательные органы осуществляют на основании заключений комитетов по бюджету. Специальные органы финансового контроля на уровне РФ таким органом является счетная палата РФ (ФЗ от 11.01.1995). она осуществляет контроль предварительный, текущий, последующий за нормативными актами о бюджетах, в период исполнения бюджетов и внешняя проверка бюджетной отчетности. На уровне субъектов РФ данный вид контроля возлагается на счетные палаты субъекта (контрольно счетная палата кемеровской области (З от 25.08.1998)).

-президентский контроль. Президент РФ имеет право контролировать деятельность исполнительных органов власти, которые находятся у него в подчинении, а непосредственно контрольные функции он реализует через администрацию президента. Органы администрации: контрольное управление президента РФ (Положение от 08.06.2004)- осуществляет контроль за исполнением актов и поручений президента, а также контроль за исполнением положений по бюджетному посланию; полномочный представитель президента РФ в федеральном округе (положение от 13.05.2000)- осуществляет контроль за использованием средств федерального бюджета и в федеральном округе.

-контроль исполнительных органов власти общей компетенции возлагается на исполнительные органы власти: правительство РФ (ФКЗ от 17.12.1997), высшие исполнительные органы субъектов РФ (КРФ и уставы). В их компетенцию входит одобрение и внесение в законодательные органы проектов бюджетов, контроль за ходом исполнения бюджетов, одобряется и вносится в законодательные органы бюджетная отчетность, руководят проведением единой государственной кредитной налоговой политики, осуществляют от имени РФ и субъектов РФ внутренние внешние заимствования, распределяют заемные средства и осуществляют контроль за их использованием и погашением долговых обязательств.

2.

Виды:

-бюджетный контроль. Данный контроль осуществляется финансовыми органами РФ и субъектами РФ. Они непосредственно составляют проекты бюджетов, исполняют их и составляют бюджетную отчетность. На федеральном уровне бюджетный контроль осуществляется входящими в структуру министерства финансов федеральными службами: ФС финансово бюджетного надзора (постановление правительства от 15.072004)- контроль за операциями со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральным имуществом. В субъектах РФ данная служба имеет свои территориальные управления (приказ министерства финансов от 11.07.2005). федеральная служба федерального казначейства (положение от 06.12.2004), в субъектах РФ (от 4.03.2005). осуществляет контроль за движением средств федерального бюджета по бюджетным счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, отвечает за составление бюджетной отчетности по итогам исполнения бюджета.

В субъектах РФ данный контроль возлагается на финансовые органы субъектов (КРФ или устав): Министерство финансов. В них создаются отделы финансового надзора. Территориальное отделения казначейства

-контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды. Возлагается на сами внебюджетные фонды. Проведение данного контроля (ФЗ о страховых взносах …от 24.07.2009 №212). Контроль за уплатой страховых взносах в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования- пенсионный фонд………???

-налоговый контроль. Контроль за соблюдение законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет. Регулируется ч.1 НК РФ от 31.07.1998. осуществляется: 1.налоговые органы (Федеральная налоговая служба и территориальное управление федеральной налоговой службы). ФНС (положение от 30.09.2004), территориальные управления (положение от 09.08.2009). 2.таможенные органы (ФТС (положение от 26.07.2006) и территориальные управления ФТС). ФТС осуществляет контроль за уплатой налогов (на добавленную стоимость и акциз при пересечении товарами таможенной границы), таможенные пошлины и сборы не имеют отношения к налоговым платежам.3. органы внутренних дел (ФЗ о полиции, приказ МВД и ФНС от 30.06.2009). ОВД оказывают помощь налоговым органам, осуществляют оперативно розыскные мероприятия в отношении налогоплательщиков и их имущества, дознание, физическая поддержка должностных лиц налоговых органов при проведении ими выездных налоговых проверок.

-валютный контроль- контроль за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами при проведении ими валютных операций и наличия для проведения таких операций лицензий и разрешений. Данный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля. Правовое регулирование –ФЗ от 10.12.2003. органами являются: 1.ЦБ РФ (ФЗ о ЦБ). 2.ФС финансово бюджетного надзора (положение от 15.07.2004). ЦБ подотчетны следующие агенты: кредитные организации имеющие лицензию на право осуществления валютных операций; государственная корпорация внешэкономбанка. Со второй: таможенные и налоговые органы, профессиональные рынки ценных бумаг.

-банковский надзор. ФЗ о банках и банковской деятельности, ФЗ о ЦБ. ЦБ имеет право выдавать лицензии всем кредитным организациям на право осуществления кредитных операций. Решение о выдаче продления и аннулировании лицензии принимает комитет банковского надзора ЦБ (положение от 10.08.2004). виды надзора: контроль со стороны ЦБ за кредитными организациями. Они обязаны ежегодно направлять в комитет банковского надзора отчет о своей деятельности. Контроль со стороны кредитных организаций за операциями осуществляемые клиентами банка (письмо ЦБ РФ от 16.09.2010). аудит банка- внутренний (возлагается на службу главного аудитора, приказ ЦБ о службе главного аудитора. Осуществляет внутренний контроль кредитной организации. Положение ЦБ от 16.12.2003) и внешний (каждая кредитная организация по ФЗ об аудиторской деятельности подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверки заключение направляется в комитет надзора ЦБ) аудит

-страховой надзор- контроль за соблюдением страхового законодательства страховщиками при оказании страховых услуг. Регулируется ст.30 ЗРФ об организации страхового дела. Осуществляется: ФС по финансовому мониторингу (постановление правительства), в федеральных округах- федеральные инспекции по страховому надзору (приказ минфина от 28.12.2005).

-за противодействием легализации дохода нажитых преступным путем. Осуществляется (ФЗ от 07.08.2001): 1.операции с денежными средствами, ценными бумагами, иностранной валюты движимым имуществом превышающие 600 т.р.;2. Операции с недвижимым имуществом в суме больше 3х млн. р.; 3. Операции совершаемые субъектами в отношении хотя бы одного из низ имеются сведения о причастности его к экстремисткой деятельности (Ф С по финансовому мониторингу, ее территориальные органы (приказ от 29.05.2008). субъекты осуществляющие операции с подконтрольными объектами обязан информировать о проведении таких операций ФС и ее территориальные органы. Постановление правительства РФ от 14.06.2002.

3.

Контроль распорядителей и получателей бюджетных средств.

Виды:

-внутриведомственный контроль- осуществляют структурные подразделения центральных органов. Носят названия финансово бюджетных либо финансовых управлений. На основании приказа руководителя органа, в нем указывается субъекты в отношении которого проводится проверка, вид контрольного мероприятия, сроки проведения, численный состав с указанием персональных данных. Цель- выяснение правил ведения бухочетности,…….,использование бюджетных средств, имущества, финансовая устойчивость субъекта

-внутрихозяйственный контроль- на основании ФЗ о бухуете от 16.11.1996, контроль возлагается на руководителя субъекта и главного бухгалтера. Первый отвечает за всю финансово хозяйственную деятельность подписывает все документы. Второй- отвечает за ведение бухучета и предоставление бухотчетности. Где нет главного бухгалтера все обязанности на руководителе.

 

 

Тема: бюджетное право

1.понятие бюджета

2.бюджетная система РФ

3.бюджетная классификация

4.принципы построения бюджетной системы

5.бюджетное право

 

1.

Понятие бюджета двояко. С одной стороны, понятие бюджета вкладываются экономические отношения, складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда РФ и ее субъектов, МО. С другой стороны, упоминая понятии бюджет представляется некий НПА, который закрепляет финансовый план развития общественного территориального образования в текущем году, а также права и обязанности субъектов бюджетной деятельности.

Бюджет следует рассматривать как экономическую, материальную и правовую категорию.

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся по поводу распределения и перераспределения денежной формы национального дохода, развития отдельных отраслей экономики и общественно тер. Образований.

Как материальная категория по ст. 6 БК- форма образования и использования централизованного денежного фонда РФ, ее субъектов и МО в целях обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как правовая категория- финансовый план, который обличен в форму НПА и данный план закрепляет права и обязанности участников бюджетной деятельности по формированию, распределению и использованию денежных фондов.

Данный финансовый план принимается сроком на один календарный год, вступает в силу с 1 января нового года и заканчивает свое действие 31 декабря.

На федеральном уровне данный НПА принимается в форме ФЗ. Это ФЗ о федеральном бюджете, ФЗ о бюджетах государственных внебюджетных фондах.

На уровне субъекта РФ: НА принимаются в форме закона субъекта: закон субъекта РФ о бюджете, закон субъекта о бюджете территориального….

На муниципальном уровне принимаются НПА о бюджете в форме решений МО о бюджете.

Бюджет составляется роком на три года и включает в себя финансовый год, и два года планового периода.

Субъекты РФ и МО имеют право составлять свои бюджеты сроком на 1 год (никто этим правом не пользуется).

Бюджет- финансовый план формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда в целях исполнения задач и функций государства и МСУ, утвержденного соответствующим законодательно- представительным органом власти.

2.

По ст. 6 БК РФ бюджетная система совокупность федерального бюджета бюджетов субъектов РФ местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В ст. 10 БК все бюджеты поделены на три уровня:

-федеральный бюджет бюджеты государственных внебюджетных фондов

-бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов

-местные бюджеты

Консолидированный бюджет- нет никакой правовой нагрузки, используется лишь в статистических данных- это совокупность всех бюджетов определенной территории.

Кабылова предлагает в бюджетную систему включить субъекты бюджетной деятельности- субъекты, которые осуществляют составление бюджетных проектов, их рассмотрение и утверждение, исполнение бюджетов, составление бюджетной отчетности, ее рассмотрение и утверждение, осуществляют контроль за средствами бюджета. Включит институты: законодательного обеспечения бюджетной системы, институт исполнения бюджета, иные участники бюджетной деятельности + органы финансового контроля, высшие суды РФ, генеральный прокурор, сам институт бюджетов.

 

 

3.

Бюджетная классификация- классификация доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов, классификация сектора публично правовых образований.

Используемая бюджетная классификация при составлении, исполнении бюджета, составления бюджетной отчетности в целях сопоставимости бюджетных показателей (ст.18 БК)

Бюджетная классификация состоит из классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджетов, операций сектора государственного управления.

Классификация доходов:

-код главного администратора доходов. Ими являются: ОГВ И ОМСУ иные субъекты имеющие право осуществлять контроль за поступлением доходов в бюджет и принимать решения по возврату излишне уплаченных доходов.

-код вида доходов. Включает: группы, подгруппы, статьи, подстатьи элементы дохода.

-код подвида доходов

-код классификации сектора государственного управления относящегося к доходам

Классификация расходов:

-код главного администратора расходов бюджета. Им является ОГВ и ОМСУ, иные субъекты имеющие право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателем бюджетных средств.

-код раздела подраздела целевой статьи и вида расходов

-классификация сектора государственного управления относящегося к расходам

Классификация источников финансирования дефицита бюджета:

-код администратора источника финансирования дефицита бюджета. Им является: ОГВ и ОМСУ имеющий право заключать с ФЛ и ЮЛ договоры на привлечение средств в целях использования государством и МО

-код группы подгруппы статьи и вида источник финансирования дефицита бюджета. Едиными группами и статьями являются внешние и внутренние источники финансирования дефицита бюджета

Классификация операция сектора государственных управлений:

-группы подгруппы и статьи. Едиными группами и статьями являются доходы, расходы, поступления и выбытия нефинансовых активов поступление и выбытие финансовых активов увеличение и уменьшение обязательств

 

4.

Ст. 28- 38.2 БК РФ

5.

Предмет БП являются отношения складывающиеся по поводу установления структуры доходов и расходов, осуществлению бюджетного контроля и бюджетного процесса

Метод БП:

-Императивный

-метод согласования

-метод рекомендации

Источники БП:

-КРФ

- К и У субъектов РФ

-акты законодательных органов власти: БК, НК, ФЗ о бюджете, акты высших исполнительных органов власти, указы президента

-уставы МО, акты представительных органов МСУ о бюджетах, акты местной администрации

-международные договоры

НА о бюджете подлежит официальному опубликованию в срок не более 5 дней с момента его подписания, вступает в силу с 1 января

Решения МО о бюджете подлежит опубликованию не позднее 10 дней после их подписания, вступают в силу с 1 января.

Бюджетные отношения регулируются регулятивными и охранительными нормами. В БП есть материальные и процессуальные нормы, нормы дефиниции (ст. 6 БК), нормы- принципы (ст.28 БК).

Субъекты БП:

-общественные территориальные образования РФ, ее субъектов МО и так далее

- ОГВ И ОМСУ

-бюджетные учреждение

-иные субъекты имеющие право на получение бюджетных средств

Институты БП:

-институт доходов

-институт расходов

-институт бюджетного процесса

 

Принципы БП:

-принцип федерализма

-принцип развития МСУ

 

Тема: доходы и расходы бюджета

1.понятие доходов бюджета

2.понятие расходов бюджета

3. дефицит бюджета и пути его преодоления

 

1.

Ст.6 БК- это средства поступающие в бюджет

В сферу распределения доходов попадают доходы ФЛ и ЮЛ (от уплаты обязательных платежей), от продажи золото валютных запасов, от продажи национального богатства, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества.

Временные источники пополнения БФ:

-кредитный метод

-эмиссию бумажных денег, когда получение доходов невозможно, а осуществление расходов безотлагательно

Виды: ст. 41 БК: налоговые доходы (федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы, упрощенную систему налогообложения); неналоговые доходы (доходы от использования государственного и муниципального имущества, доходы от оказания платных услуг ОГВ И ОМСУ); доходы поступающие от применения мер гражданско правовой, уголовной и административной ответственности; средства самообложения; безвозмездные перечисления (финансовая помощь в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субвенций, субсидий, средства пожертвований от ФЛ и ЮЛ и международных организаций)

 

2.

-средства выплачиваемые из бюджета.

Денежные средства направляемые на реализацию утвержденных бюджетом программ социально экономического развития, финансирования деятельности ОГВ И ОМСУ.

Направления:

-предметное

-организационное основные программы социально экономического развития

-экономическая направленность расходов

-ведомственное направление расходов

Формы расходования средств- бюджетные ассигнования

Новые расходы не закрепленные в бюджете финансируются с начала нового финансового года при условии включения их в бюджет (ст.83 БК)

 

3.

-превышение расходов над доходами

Возникает в случае неспособности правительства управлять финансовой ситуацией в стране, в случае финансового кризиса, в случае возникновения техногенных катастроф.

Пути преодоления дефицита:

-БК закрепляется предельно допустимы размеры дефицита каждого бюджета. Дефицит федерального бюджета не может превышать размера ненефтегазового трансферта (4.7 % от размера ВВП). Для субъектов РФ дефицит не должен превышать 15 % от объема их собственных расходов без учета финансовой помощи. Он моет быть уменьшен если в последние 2-3 финансовых года объем финансовой помощи превысил 60% объема собственных доходов (тогда 10 %). Для муниципальных бюджетов размер дефицита не должен превышать 10% объема собственных доходов. Если в последние 2-3 года финансовая помощи превышала 70% собственных доходов, то тогда 5 %.

Субъекты РФ и МО имеют право увеличивать размер дефицита бюджета если принимаются решения о продажи доли в уставном капитале какой либо компании.

…..

 

Тема: бюджетный процесс.

1.понятие, принципы, стадии.

Бюджетный процесс- регламентированная нормами права деятельность ОГВ И ОМСУ, иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, осуществлению контроля за их исполнением, бухгалтерского учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст.6 БК)

Стадии процесса:

-стадия составления проекта бюджета- начинается в октябре месяце года предшествующему финансовый год, заканчивается- внесением законопроекта в законодательный орган.

-стадия рассмотрения проекта бюджета- начинается с внесения законопроекта в законодательный (представительный) орган и заканчивается в момент направления закона о бюджете на утверждение.

-стадия утверждения бюджета- начинается с получения закона о бюджете и до момента его опубликования.

-стадия исполнения бюджета- начинается с 1.01 и заканчивается 31.12.

-стадия составления внешней проверки рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности- начинается по после исполнения, заканчивается в момент внесения нового законопроекта о бюджете.

Принципы процесса:

-принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов законодательной и исполнительной власти

-ежегодность бюджета -бюджет исполняется в течении одного календарного года.

-принцип специализации бюджетных показателей- в основе бюджетного процесса лежит бюджетная классификация

 

2.участники бюджетного процесса.

ОГВ И ОМСУ, иные субъекты, участвующие в составлении и исполнении бюджета.

По ст.152 БК к ним относятся:

-президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местной администрации.

-органы законодательной представительной власти РФ, субъектов РФ и представительные органы МСУ. Они рассматривают и утверждают бюджеты и бюджетную отчетность

-исполнительные органы РФ, субъектов РФ, исполнительно распорядительные органы МО. Они составляют и исполняют бюджеты и бюджетную отчетность, осуществляют финансовый контроль

-ЦБ РФ- отвечает за разработку кредитно денежной политики государства. Кредитные организации осуществляющие функции ЦБ в районах где нет представительств ЦБ.

-исполнительные органы внебюджетных фондов. Составляют проекты бюджетов, бюджетную отчетность и исполняют бюджеты, осуществляют контроль за исполнением

-органы финансового контроля- осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль, осуществляют внешнюю проверку бюджетной отчетности.

-главные распорядители и распорядители бюджетных средств

-главные администрации и администрации доходов бюджета

-главные администраторы и администраторы источника финансирования дефицита бюджета

-получатели бюджетных средств

 

3.стадия составления проекта бюджета.

Гл. 20 БК РФ.

Порядок составления ФБ регулируется постановлением правительства РФ от 27.12.2007.

Составление проекта ФБ начинается примерно в октябре месяце за год до начала финансового года.

В этот период времени, органы, ответственные за составление бюджетов, запрашивают в органах статистики интересующие их бюджетные показатели.

По ст.170 БК составление проекта основывается на послании президента РФ

Непосредственно составление бюджета возлагается на финансовые органы, основываясь на:

-бюджетном послании президента РФ

-прогноз социально экономического развития определенной территории

-направление на развитее бюджетной и налоговой политики на следующий год

Минфин организует работу по составлению ФБ:

-рассылает субъектам бюджетного планирования (федеральные органы исполнительной власти) бюджетные проектировки по составлению проекта бюджета. Субъекты бюджетного планирования направляют в исполнительные органы субъектов РФ основные показатели, выделяемых в их адрес в следующем финансовом году дотаций и субвенций. Субъекты бюджетного планирования составляют перечень основных показателей по выделению в отношении каждого субъекта определенного объема дотации и субвенций.

-доводит до высших исполнительных органов субъектов РФ объем предполагаемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта.

-формирует перечень целевых программ социально экономического развития и включает их в финансовый план.

-все несогласованные вопросы между Минфином и субъектами бюджетного планирования, исполнительными органами субъектов РФ рассматриваются бюджетной комиссией возглавляемой министром финансов.

Проект ФБ должен быть составлен и представлен на утверждение высшего исполнительного органа РФ за 15 дней до внесения законопроекта о ФБ в ГД.

Срок составления проектов бюджетов субъектов РФ и МО определяется их внутренним законодательством

Датой внесения законопроектов в законодательные органы является:

-для ФБ- 1 октября

-для субъектов РФ- 1 ноября

-для местных бюджетов- 15 ноября

 

4.Стадия рассмотрения проекта бюджета.

Начинается с внесения законопроекта в законодательные представительные органы власти.

Проект ФБ должен быть внесен в ГД 1 октября до 24 часов. Если он внесен до этого времени считается, что он внесен вовремя. Тогда председатель ГД направляет законопроект в комитет по бюджету для получения заключения о соответствии законопроекта требованиям законодательства.

Если законопроект не соответствует требованиям, то он возвращается в правительство, которое в течение 10 дней должны устранить все недостатки.

Если законопроект соответствует требованиям председатель ГД направляет его в течении 3х дней в комитет по бюджету, комитеты ответственные за рассмотрение законопроекта в первом чтении в счетную палату субъектам законодательной инициативы.

ГД рассматривает законопроект в 3х чтениях.

1ое. Осуществляется в течении 25 дней с момента внесения законопроекта в ГД. Рассматриваются и утверждаются общие показатели бюджета. Комитет по бюджету и второй профильный комитет, которым является комитет ответственный за рассмотрения прогноза социально экономического развития РФ. На основании замечаний и предложений, поступивших в их адрес от других комитетов субъектов законодательной инициативы составляют заключение по бюджету, то есть ГД заслушивает доклад правительства РФ, председателя счетной палаты, содоклады профильных комитетов. По итогам рассмотрения принимается решение:

-утвердить законопроект в первом чтении (постановление)

-отклонить законопроект в первом чтении, тогда он может передаваться на доработку Правительства РФ в течении 10дней; передан в согласительную комиссию (в течении 20 дней вырабатывает согласованный вариант и направляет его в ГД. Состоит их 3х сторон: представители СФ РФ, ГД РФ и правительства РФ. У каждой по 1 голосу. Заседание проводят раздельно. Вопрос считается согласованным если все три стороны высказались либо за либо против. Если одна из сторон не согласна, то тогда вопрос считается несогласованным и он выносится на рассмотрение в ГД); поставить вопрос о доверии правительству, он также ставиться если закокопооект после доработки из правительства либо после согласования из согласительной комиссии, но ГД не преступает к его рассмотрению. Тогда он считается повторно отклоненным. В случае вопроса о доверии правительства оно распускает а новое в течении 30 дней после должно представить новый законопроект о бюджете.

2ое. Осуществляется в течении 20 дней, утверждаются источники получения доходов, заемных средств, структура расходов. Комитет по бюджету рассылает таблицы профильным комитетам, они рассматриваю таблицы, вносят в них изменения и направляют обратно в комитет по бюджету. Комитет составляет сводные таблицы и направляет их в правительство и в ГД.

3е. продолжается в течении 10 дней. утверждается ведомственная структура расходов, никаких изменений уже не вносится. После этого законопроект называется ФЗ о бюджете и он направляется на утверждение в течении 5 дней в СФ РФ.

 

5.стадия утверждения бюджета

СФ РФ рассматривает ФЗ о бюджете в течении 14 дней в одном чтении. По тогам рассмотрения может быть принято решение:
-утвердить ФЗ о бюджете, тогда в течении 5 дней ФЗ отправляется на подпись президенту

-отклонить ФЗ о бюджете, тогда он направляется в согласительную комиссию, она вырабатывает согласованный вариант и выносит его на рассмотрение в ГД. ГД либо рассматривает предложенный вариант комиссии, если не согласна с решением СФ, то голосует за прежний вариант, но «за» должно проголосовать не менее 2/3 от состава депутатов ГД. Тогда СФ должен утвердить ФЗ.

Президент РФ может подписать ФЗ (в течении 5 дней подлежит опубликованию) либо его отклоняет, тогда ФЗ передается в согласительную комиссию и в ней появляется представитель президента РФ, тогда она выносит ФЗ на рассмотрение в ГД, потом в СФ (необходимо 2/3)

Президент утверждает в течении 14 дней. после преодаления его вета он обязан подписать ФЗ и передать его на обнародование.

НА о любом бюджете должен вступит в силу с 1.01. если нет, то вводится временно управление бюджетом.

 

6.временное управление бюджетом

Водится в случае если НА о бюджете не вступает в юридическую силу с 1 января.

Тогда средства бюджетов расходуются в порядке:

-для главных распорядителей бюджетных средств финансовый орган доводятся лимиты бюджетных обязательств в размере равном 1/12 закрепленных расходов прошлого финансового года, то есть финансирование проводится помесячно.

Финансированию подлежат лишь те расходы, которые финансировались в прошлом году и их финансирование предусмотрено новом НА о бюджете

Если НА о бюджете не ступает в юридическую силу по истечению 3 месяцев с начала финансового года, то запрещено доводить до распорядителей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, осуществлять заимствования в сумме превышающей 1/8 объема заимствований прошлого финансового года.

Запрещается выдавать бюджетные кредиты. Запрещается создавать резервные фонды.

После вступление в юридическую силу НА о бюджете высший исполнительный орган в месячный срок должен составить НА о бюджете носящий изменения в действующий НА и представить его на рассмотрение и утверждение в законодательный орган. Законодательный орган должен в 15дневный срок рассмотреть и утвердить НА носящий изменения в действующий закон о бюджете.

 

7. исполнение бюджета

После того, как НА о бюджете подписан и передан для обнародования финансовый орган доводит до главных распорядителей бюджетных средств утвержденные лимиты бюджетных обязательств. На основании доведенных лимитов главные распорядители распределяют выделенные в их адрес бюджетные средства между распорядителями на основании составленных бюджетных росписей, а они доводят лимиты до получателей на основании составленных ими смет доходов и расходов. Все это осуществляется в 15дневный срок.

….

Сводная бюджетная роспись- поквартальная роспись поступления доходов, средств из источников финансирования дефицита бюджета и осуществления расходов.

Бюджет исполняется по доходам расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.

Исполнить бюджет по расходам значит:

-принятие денежного обязательства на основании доведенных лимитов денежных обязательств составляются контракты и договоры

-подтверждение денежного обязательства- составляются платежные документы

-санкционирование денежного обязательства- предусматривает разрешительную надпись федерального казначейства на платежных документах

-предоставление документов подтверждающих исполнение денежного обязательства

Исполнение бюджета по доходам:

-зачисление на единый счет бюджетов всех запланированных доходов

-возврат излишне уплаченных либо излишне выданных доходов

-зачет излишенуплаченных либо лишневзысканных доходов

-сверка администратором доходов поступлений в бюджет

-перечисление федеральным казначесйтсво излишне уплаченных сумм

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета:

-главные администраторы и администраторы обязаны следить за поступление средств из источников финансирования дефицита бюджетов в соответствии с утвержденным графиком

Исполнение бюджета осуществляется в течении 1 года

Все средства бюджета, на которые не было составлено заявок зачисляются на вновь открытый счет бюджета. Все средства подлежат перечислению на те нужды, которые указанны в платежных документах прошедших процедуру санкционирования.

Финансовая помощь. Средства ФП не использованные на конец года подлежат возврату выделивший их бюджет в случае если субъект которому они были выделены не подал на них заявку на их освоение.

Все бюджетные счета подлежат закрытию в 24.00 31.12

Лимиты бюджетных обязательств и соответствие платежных документов должны быть поданы непозднее 25.12

Кроме этого, должны быть поданы заявки на выделение наличных средств для выполнения функций ОГВ И ОМСУ а также иных бюджетополучателей в период с 1.01 по 25.01

 

8.порядок составления рассмотрения и утверждения НА, вносящего изменения в действующий НА о бюджете

Правительство в течении месяца составляет проект НА вносящий изменения в действующий НА о бюджете и передает его на рассмотрение и утверждение в законодательный представительный орган

ГД РФ рассматривает проект НА в трех чтениях в течении 25 дней: 1ое- е позднее 5 дней с момента внесения законопроекта; 2ое- в течении 15 дней после 1ого; 3е-в течении 5 дней после второго чтения.

В течении 5 дней передается на утверждение в СФ. СФ рассматривает проект в течении 14 дней и в течении 5 дней передает на подпись президенту, тот в течении 14 дней подписывает его и отправляет на обнародование. Согласительная комиссия здесь также участвует.

 

9.составление внешняя проверка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности

После того как закончился финансовый год минфинасов издается распоряжение об окончании года и составлении бюджетной отчетности.

Получатели бюджетных средств составляют отчеты об исполнении смет доходов и расходов и направляют их к распорядителю бюджетных средств, последние составляют отчеты об исполнении бюджетных росписей и направляют их к главным распорядителям, последние составляют сводные отчеты об исполнении бюджета по своему направлению, такую же деятельность осуществляют администраторы доходов, источников финансирования дефицита бюджетов, направляют свои отчеты главным администраторам доходов.

Все эти отчеты должны быть готовы к 1 апреля.

Федеральное казначейство составляет отчет до 01.06 и отправляет его в правительство, последние проверяет и одобряет его до 01.08 и направляют его в ГД.

Внешняя проверка бюджетной отчетности.

Подлежат все отчеты об исполнения бюджета.

Счетная проверяет отчеты от распорядителей до 01.06 и направляет заключение в правительство, оно до 01.06 должны представить отчет об исполнении бюджета в счетную палату, счетная палата дает заключение в срок до 1.09 и направляется в ГД РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности:

ГД РФ при рассмотрении бюджетной отчетности заслушивается в докладе министра финансов, доклад председателя счетной палаты, заслушивается по желанию или по требованию генерального прокурора, председателей КС РФ, ВАС РФ и ВС РФ. Могут быть приняты решения:

-утвердить бюджетную отчетность

-отклонить отчетность. Тогда она направляется на доработку в правительство, которое в течении месяца должно устранить все неточности и ошибки.

НА об исполнении бюджета должен быть утвержден до 01.10, то есть до внесения в ГД законопроекта о бюджете.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Континентальный шельф и исключительная экономическая зона | Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.573 сек.