Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное управление (1885 —1920)




Тема 2. Исторические основы менеджмента

Роли менеджеров

 

Исследования Г. Минцберга и других ученых показали, что управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджером 10 основных ролей.

Роль – это набор представлений о поведении менеджера.

Основные роли могут быть сгруппированы в 3 основных категории:

Информационная (управление информацией) – виды управленческой деятельности, направленные на создание и развитие информационной сети.

Межличностные отношения (управление людьми) – взаимоотношения с другими людьми и использование человеческих навыков.

Принятие решений (управление действиями) – выбор необходимых действий; такие роли требуют от менеджера наличия человеческих и концептуальных навыков.

Таблица 2

Десять основных ролей менеджера

Категория Роль Примеры деятельности
Информационные Наблюдатель   Собирает, анализирует, систематизирует информацию
Информатор (проводник) Рассылает информацию подчиненным в организации
Спикер Передает информацию во внешнюю среду
Межличностные отношения Представительство (глава) Проведение церемоний, подписание документов
Лидер   Поощрение работников к росту производительности (руководство)
Связующее звено Координация деятельности групп. работающих над одним проектом; согласование действий с руководством
Принятие решений Предприниматель   Разработка и развитие инновационных идей  
Регулятор («пожарный») Разрешение конфликтов между подчиненными  
Распределитель ресурсов Анализ и обзор требований бюджета, распределение ресурсов
Участник переговоров Достижение соглашения с ключевыми поставщиками, потребителями или профсоюзами

 

То в какой мере менеджер выполняет ту или иную роль зависит от ряда факторов, таких как место менеджера в организационной иерархии, его природные способности и навыки, тип организации, поставленные цели.

По мере повышения статуса менеджера в организации роль лидера постепенно убывает, а роль связующего звена растет.

 

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

 

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.