Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я рубежная аттестация (18-я неделя обучения по предмету)




ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Основной формой эксплуатации русских крестьян в XVII веке является -…

1) полюдье; 3) барщина; 5) издольщина.

2) отходничество; 4) денежный оброк;

2. «Заповедные лета» предполагали…

1) ликвидацию холопства;

2) введение правило «Юрьева дня»;

3) введение права помещика судить своих крестьян;

4) запрещение помещикам продавать своих крепостных крестьян без земли;

5) запрещение крестьянам уходить от феодала в течении объявленного года.

3. Ясачные люди в XVI-XVII вв.-…

1) холопы, получившие свободу;

2) помещичьи крестьяне, отпущенные на заработки;

3) союзники крымского хана, принимавшее участие в набегах на Москву;

4) стрельцы станичной службы, организованной Иваном IV для защиты южнорусских рубежей;

5) коренное население, проживающее на присоединенных к Москве землях и обязанное платить дань.

4. Прочтите отрывок из труда российского историка Н.И. Костомарова «русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». В процессе анализа текста:

А) установите пропущенное имя царя;

Б) определите, с окончанием какого периода отечественной истории связывают его восшествие на престол.

«Мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступал на престол при таких крайне печальных обстоятельствах, при каких был избран __________. С двумя государствами, Польшею и Швециею, не окончена была война. Об эти государства владели окраинами Московской державы и выставляли двух претендентов на московский престол – двух соперников новоизбранному царю. Третьего соперника ему провозглашала казацкая вольница в Астрахани в особе малолетнего сына Марины … Внутри государства многие города были разорены дотла, и самая Москва находилась в развалинах. Повсюду бродили шайки под названием казаков, грабили, сжигали жилища, убивали и мучили людей. Внутренние области сильно обезлюдили. Поселяне ещё в прошлом году не имели хлеба и умирали от голода. Повсюду господствовала крайняя нищета; в казне не было денег, и трудно было собрать их с разоренных подданных. Одна беда вела за собой другие, но самая величайшая беда состояла в том, что московские люди, по меткому выражению матери царя, «измалодушествовались». Всякий думал только о себе; мало было чувства чести и законности».

А) Имя царя - __________________________________________;

Б) период отечественной истории ___________________________.

5. В декабре 1618 г. в деревне Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря, было заключено перемирие с Польшей на четырнадцать с половиной лет, согласно которому:

1) России был возвращен город Новгород;

2) Россия признала право польского королевича Владислава на русский престол;

3) Польша сохраняла за собой Смоленские земли и город Смоленск;

4) Польша признала вхождение в состав России Левобережной Украины с городом Киевом;

5) России были возвращены Черниговские земли, утраченные в период Смуты.

6. Последний Земский собор (1652-1653 гг.) решал вопрос о …

1) войне с Турцией из-за Азова;

2) церковной реформе Патриарха Никона;

3) ссылке старообрядцев в Сибирь;

4) войне с Речью Посполитой за Украину;

5) посольстве Н. Спафария в Китай;

7. Первый протекционистский Новоторговый устав был принят в годы царствования:

1) Ивана IV; 3) Петра I; 5) Екатерины II.

2) Алексея Михайловича; 4) Елизаветы Петровны;

8. 12 января 1682 г. царь Федор Алексеевич созвал торжественное собрание духовенства, думы и выборных придворных чинов. Бояре и придворное дворянство сами просили уничтожить этот обычай, поскольку в прошлые годы во многих «ратных посольствах и всяких делах чинились от тех случаев великие пакости, нестроения и разрушения». Речь идет об отмене

9. Одно из положений церковной реформы патриарха Никона -…

1) возможность унии с католиками;

2) открытие славяно-греко-латинской академии;

3) учреждение Святейшего Правительствующего Синода;

4) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным;

5) отказ руководства Русской Православной Церкви от самостоятельной политической роли в государстве.

10. Это слово – едва ли не самое частное в историко-культурных размышлениях о российском XVII в. И не случайно, ведь речь идет об освобождении культуры, науки. Индивидуального сознания от церковной опеки, церковного духовного влияния, революционного мировоззрения.

О каком историческом термине идет речь? Ответ: ____________. (Секуляризация).

11. Славяно-греко-латинская академия -…

1) учебное заведение; 4) ведомство в системе приказов;

2) орган высшей церковной власти; 5) сословно-представительный орган.

3) постоянно действующий совещательный орган при царе.

12. Укажите имя монаха, автора лирических стихотворений, популярных при дворе Алексея Михайловича:

1) Аввакум; 4) Симеон Полоцкий;

2) Никон; 5) Феофан Прокопович.

3) Авраамий Палицын

13. В результате Северной войны Россия получила:

1) выход к Балтийскому морю; 3) Новгородские земли;

2) Смоленские земли; 4) Финляндию.

14. Найдите ошибку в перечне преобразований Петра I:

1) созыв Уложенной комиссии; 4) создание Сената;

2) упразднение патриаршества; 5) учреждение Адмиралтейства;

3) замена системы приказов системой коллегий.

15. Восполните недостающие имена:

«Государь _______________ был от природы горяч, деятелен, неутомим и гневлив. Возможно таким образом, в нем проявилась кровь его царственного деда - ___________. Он любил военное дело и не носил другой одежды, кроме мундира. Он с каким-то энтузиазмом хотел подражать во все королю Пруссии, как его личности, так и в военном деле. Не известны религиозные убеждения императора, но примечательно, что во время богослужения он был крайне невнимателен, вызывал возмущение тем, что ходил туда-сюда, чтобы поболтать с дамами. Он был вспыльчив до такой степени, что дурно обращался со своими фаворитами, ему не могли простить дебоши и то, что он нисколько не щадил её величество императрицу _____________. Трагическая судьба постигла как его самого, так и его сына, ______________; обоим было суждено погибнуть в результате дворцовой борьбы за власть».

1) Петр III- Петра I – Екатерину - Павла I;

2) Петр I – Михаила Федоровича Романова – Екатерину – Алексея Петровича;

3) Павел I – Петра III – Марию Федоровну – Александра I;

4) Петр II - Петра I – Софью Алексеевну - Павла I;

5) Павел I – Петра II – Екатерину – Александра I.

16. Вставьте пропущенные имена:

«По смерти (А) ___________ Верховный тайный совет неожиданно, помимо всякой очереди и без ведома других высших учреждений, избрал на престол дочь царя Ивана, вдову-герцогиню Курляндскую (Б) ___________, ограничив её власть…

Усыпленная Тайной канцелярией и 10-летним русским безмолвием, императрица до совершеннолетия своего преемника, двухмесячного ребенка, накануне своей смерти, назначила (В) ________ регентом с самодержавными полномочиями. Это был грубый вызов русскому чувству национальной чести… Немцы после десятилетнего господства своего, озлобившего русских, начали на сытом досуге грызть друг друга. Миних… ночью с дворцовыми караульными офицерами и солдатами Преображенского полка арестовал (В) ___________ в постели… (Г) ________ ___________, мать императора, провозгласила себя правительницей государства».

ОТВЕТ: (А) _____________________;

(Б) ______________________;

(В) _____________________;

(Г) ____________________.

17. От обязательной службы российское дворянство было освобождено по _________ (название документа) императором __________________.

18. Россия получила выход к Черному морю в…

1) конце XVI века; 3) начале XVIII века; 5) начале XIX века.

2) середине XVII века; 4) второй половине XVIII века;

19. Современниками российской императрицы Екатерины II были такие западноевропейские монархи как:

А) Иосиф II, император Австрии;

Б) Георг I, король Великобритании;

В) Людовик XVI, король Франции;

Г) Карл XI, король Швеции;

Д) Фридрих II, король Пруссии.

20. Выберите вариант, в котором исторические личности расставлены в правильном хронологическом порядке (X-XVIII вв.):

1) Дмитрий Донской – Святослав Игоревич – Козьма Минин – царевна Софья – Андрей Курбский – Анна Иоанновна – Петр Румянцев-Задунайский;

2) Дмитрий Донской – Козьма Минин – Святослав Игоревич – Андрей Курбский – царевна Софья – Петр Румянцев-Задунайский – Анна Иоанновна;

3) Святослав Игоревич – Дмитрий Донской – Андрей Курбский – Козьма Минин – царевна Софья – Анна Иоанновна – Петр Румянцев-Задунайский;

4) Козьма Минин – Дмитрий Донской – Святослав Игоревич – Андрей Курбский – царевна Софья – Анна Иоанновна – Петр Румянцев-Задунайский;

5) Святослав Игоревич – Дмитрий Донской – Андрей Курбский – царевна Софья – Анна Иоанновна – Козьма Минин - Петр Румянцев-Задунайский.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

1. Как вы охарактеризуете избрание Бориса Годунова на трон?

2. Объясните, почему события конца XVI- начала XVII в. в России получили образное название «Смута»?

3. Какие изменения произошли в управлении государством и организации войска в России XVII в. по сравнению с XVI в.?

4. Была ли смерть царевича Дмитрия случайной или он был убит в Угличе?

5. Каковы причины воцарения и гибели Лжедмитрия I?

6. Какую роль сыграло в Смуте казачество?

7. Приглашение королевича Владислава на Московский трон: предательство национальных интересов или попытка преодолеть политический кризис и граничить царскую власть.

8. Что способствовало консолидации русского общества на исходе Смутного времени?

9. Почему на трон был избран Михаил Романов?

10. Объясните, почему современники называли XVII в. «бунташным веком»?

11. Охарактеризуйте новые черты, появившиеся в хозяйстве России в XVII века. Что мешало развитию хозяйства?

12. По церквям разослали «память»: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?

13. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнева, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова? В чем их значение?

14. Объясните термины: мануфактура, протекционизм, монополия, уложение, правеж, белые слободы, волокита, посулы, ясак, экспансия, риторика, старообрядцы, фряги, барокко, вирши.

15. В связи с каким событием в октябре 1721 года Сенат от лица всех государственных сословий просил принять Петра I титул Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского.

16. Назовите орган, ведавший управлением Русской Православной Церкви в XVIII в.

17. В 1725 г. в России насчитывалось свыше двухсот мануфактур, среди владельцев которых преобладало купечество, представителей дворянства и крестьян было мало, казенные же мануфактуры государство в этот период стремилось передать частным лицам. Указом 1721 г., по которому промышленникам недворянам разрешалась покупка людей для нужд промышленного производства, было положено начало условному владению людьми и землями. Условность владения заключалась в неотчуждаемости земель и работников от данного предприятия. Как назывались такие работники?

18. Охарактеризуйте государственные реформы Петра I. К чему они привели?

19. Петр I – революционер или реформатор? Современные точки зрения на личность Петра I.

20. Реформы Петра I – копирование опыта Запада или модернизация с учетом самобытности России?

21. Отличительной особенностью мануфактуры в России первой четверти XVIII в. было сочетание крепостнических и капиталистических элементов, причем на казенных мануфактурах и большинстве частных мануфактур преобладающее значение имели крепостнические отношения. Их господство стало повсеместным в 30-40-е гг. XVIII в., после того как правительство в 1736 г. «навечно» прикрепило всех обученных мастерству работников к предприятиям.

Как назывались такие работники?

22. Какие привилегии получило дворянство к середине XVIII в.?

23. Какие изменения в быту россиян произошли в первой половине XVIII в.? Каких слоев населения России не коснулись эти изменения?

24. Назовите имя номинального российского самодержца, занимавшего императорский престол в течение одного года и свергнутого в результате дворцового переворота.

25. Объясните, что такое «просвещенный абсолютизм»?

26. Устранение с российского престола правнука Ивана V Алексеевича и воцарение дочери Петра I Елизаветы, а затем её племянника Петра III подводило черту в борьбе двух различных династических ветвей царствующего дома Романовых: Голштейн-Готторпской и Брауншвейг-Люнебургской. Какая из двух фамилий одержала победу в этой борьбе?

27. В 1762 году произошел последний в XVIII в. дворцовый переворот в Российской империи. Назовите имя императора (императрицы), возведенного (й) на российский престол в результате этого переворота.

28. О ком идет речь? С каким событием российской истории связано это имя?

«Принял имя императора Петра III, осадил Оренбург. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов отправили ему пушки, ядра и другое вооружение.

29. Назовите фамилию выдающегося полководца, прославившего русское оружие в русско-турецкой войне 1768-1774 годов (победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле) и вынудившего Турцию к заключению Кучук-Кайнарджийского мира.

30. Что нового внес в развитие военного искусства А.В. Суворов?

 

ТЕМЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Приказная система в Российском государстве.

2. Раскол русской православной церкви в XVII веке.

3. Присоединение к русскому государству Левобережной Украины и Сибири.

4. Развитие научных знаний в России XVII века: географические открытия.

5. Развитие армии и создание флота в конце XVII – начале XVIII веков.

6. «Великое посольство» - первый шаг к реформам Петра.

7. «Табель о рангах» Петра I как система реформирования бюрократического аппарата.

8. Петровские реформы в области культуры и образования.

9. Каковы особенности России как империи.

10. Абсолютизм в России XVII-XVIII веков.

11. «Птенцы гнезда Петрова» (соратники Петра Великого).

12. Российские императрицы: жизнь на троне.

13. Создание Академии наук и Московского университета.

14. Жизнь и быт российского дворянства в XVIII веке.

15. Русско-турецкие войны XVIII в.

16. Россия и Речь Посполитая в XVIII в.

17. Крестьянские войны XVII-XVIII вв.

18. Великие полководцы и флотоводцы России XVIII века.(По выбору студента).

19. Культура России и европейское Просвещение.

20. Изменения духовного мира русского человека в XVIII веке.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.