Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция развития личности

Цель коррекции развития личности заключается в формирование социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т. е. успешной социализации: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Социализация — это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление человека как общественного существа. Нередко под социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности, а также постепенное его включение в систему общественных и производственных отношений.

Еще в 20-х годах XX в. основоположник коррекционной педагогики В. П. Кащенко отмечал, что установка врача и педагога должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости и решать ее нужно в контексте государственной политики.

Социальная адаптация включает базовое образование, различные аспекты воспитания. Она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Создание условий для интенсивной социализации — одна из насущных проблем общей и коррекционной педагогики.

С момента возникновения (конец 50-х годов XX в.) понятие «адаптивное поведение» вызывает много споров. Основой дискуссии является вопрос о том, насколько целесообразно учитывать компонент адаптивного поведения при диагностике умственной отсталости. Адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все аспекты поведения являются частью общего процесса адаптации к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования находит свое отражение в нарушении процесса адаптации к окружающему миру. Таким образом, компонент адаптивного поведения позволяет решать вопрос о наличии/отсутствии интеллектуального нарушения более дифференцированно.

В свое время Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка. Несмотря на то, что неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования, само понятие «настоящее функционирование» в зарубежной науке существенно обогащается: вводится расширенное понятие «значительное ограничение настоящего функционирования». Впервые указывается, что умственная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено определенным специфическим образом. Уточняется, что интеллектуальная недостаточность проявляется как основная трудность в обучении и осуществлении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией основных способностей личности — концептуального, практического и социального интеллекта.

Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение. Практический интеллект является основополагающим в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, важным компонентом работы, направленности личности, возможности жить в микросреде и взаимодействовать с ближним социумом. Социальный интеллект связан со способностью осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, умением адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в различных социальных ситуациях. Основными компонентами социального интеллекта выступают социальное самосознание, интуиция, умение делать умозаключения, коммуникация.

Один из аспектов социализации — воспитание как целенаправленное формирование личности. Сущность процесса воспитания — управление процессом развития.

Человек не рождается личностью, а становится ею, он формируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воспитания. Понятие «личность» обозначает единство индивидуальных особенностей и социальных функций. Личность— это целостный человек, чтобы стать личностью, человек должен в своей деятельности, на практике проявить, раскрыть, обнаружить свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием. Как подчеркивал Карл Маркс: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Богатство человеческой личности определяется богатством (многообразием) общественных отношений. Саморазвитие рассматривается как общечеловеческая ценность.

Проблема формирования личности была и остается одной из самых важных в философии, социологии, психологии и педагогике. Это интегральная проблема, вокруг которой до сих пор продолжаются острые споры, особенно, когда речь идет о человеке с определенными депривациями в развитии. В первые годы советской власти нарком просвещения А. В. Луначарский писал: «Только разнообразное в своих отдельных человеческих личностях общество, распадающееся на ярко выраженные индивидуумы, представляет собой действительно культурное, богатое общество. Стадная личность легко подчиняется всякому бонапартизму, вождизму. Стадный человек не может критически относиться к тому, что предоставляет ему жизнь».

Следует различать понятия «воспитанность» как результат воспитания и «воспитуемость» как способность быть воспитанным. Восприимчивость к воспитанию бывает четырех степеней:

1. Высокая, когда ребенок положительно реагирует на требования старших, активно поддерживает педагога.

2. Средняя, когда выборочно реагирует на педагогические требования, болезненно воспринимает замечания в свой адрес.

3. Низкая — положительно реагирует лишь на единые и устойчивые требования, стремится уйти из-под педагогического контроля.

4. Невосприимчивость (трудновоспитуемость) — сопротивление положительному воздействию и демонстрация вызывающего поведения.

Основными показателями воспитанности выступают интегративные качества:

§ коллективизм и гуманизм (умение согласовывать личные и общественные интересы, забота, чуткость, дружелюбие, уступчивость, общительность, отзывчивость и др.);

§ трудолюбие (умение обслуживать себя, старательность, бережливость, помощь другим, потребность в труде);

§ честность — умение держать данное слово, откровенность;

§ самостоятельность и организованность — навыки самоконтроля и самооценки, исполнительность, инициативность;

§ любознательность — наблюдательность, познавательный интерес, устойчивая работоспособность;

§ эмоциональность — жизнерадостность, доброжелательность, стыдливость, сострадание;

§ отношение к учению — умение учиться, логически мыслить, самостоятельно добывать знания, преодолевать трудности, добросовестность.

Воспитание является многофакторным процессом. Многие факторы являются и условиями, и средствами воспитания: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа, религия, коллектив, детские и молодежные организация; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации, книга, театр, музыка и др. Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут ее в другом месте. Они начинают читать страшные истории, обмениваться сальными анекдотами, смотреть боевики и т. п. Бедная, неразвитая фантазия побуждает повторять негативный опыт, почерпнутый из этих источников.

Коллектив может выступать как условие и как средство воспитания личности. Известный русский психолог и психиатр В. М. Бехтерев, анализируя влияние коллектива на детей, пришел к выводу, что оно может быть:

а) стимулирующим, когда мышечная и психическая энергия человека в присутствии других людей повышается, когда он становится сильнее, сообразительнее, когда пассивный ребенок, видя своих товарищей за определенным делом, заражается их активностью, сам примыкает к ним;

6) подавляющим, когда коллектив тормозит деятельность ребенка, проявление его личности, иногда до полного ее подавления и отказа от самого себя.

П. П. Блонский, рассматривая проблему взаимоотношений коллектива и личности ребенка в возрастном аспекте, установил, что маленькому ребенку вследствие его природной анархичности необходимо пройти школу безусловного подчинения коллективу. Юноша же с развитой индивидуальностью и инициативой должен подчиняться коллективу в силу внутреннего убеждения в правоте последнего. Коллектив не должен быть самоцелью, он воздействует на личность лишь в меру активности самой личности. Следовательно, необходимо развивать в первую очередь активность ребенка. Коллектив должен быть для самовыражения, самоутверждения, самореализации, «коллектив должен состоять из единиц, а не из нулей, ибо если к нулю прибавить нуль, то получится не коллектив, а нуль» (Ф. К. Сологуб).

В специальных образовательных учреждениях осуществляется общая и коррекционная направленность в воспитательной работе: специально организованное социокультурное воспитание и коррекционная помощь. Коррекция развития личности в целом включает в себя все направления воспитательной работы: нравственное воспитание, правовое, физическое, трудовое, эстетическое, экологическое, формирование здорового образа жизни и прочее.

Современный этап развития цивилизации требует главное внимание сосредотачивать на создании условий в социуме для независимого проживания инвалидов, создании безбарьерной среды. Желание стать независимым вступает в противоречие с постоянной зависимостью вследствие двигательной или иной ограниченности. Зависимость — это потребность в помощи постороннего человека как физически, так и морально в виде подсказок, напоминаний, которые придают целенаправленность деятельности. Различают полную независимость, когда все действия, характеризующие функцию, выполняются индивидуумом самостоятельно без специальных приспособлений и за оптимальное время. При частичной независимости выполнение действий требует одного или нескольких дополнительных условий. Частичная зависимость имеет место, когда человек выполняет самостоятельно задания на 50 % и более.

Понятие «безбарьерная среда» имеет прямой и переносный смыл, который заключается в преодолении как естественных физических барьеров (свобода передвижения, получение информации в соответствующем формате), так и психологических. Независимость для инвалидов предполагает независимость в самообслуживании; материально-экономической сфере (за счет частичной оплаты посильного труда); организации свободного времени, досуга. Основной принцип отношения общества к инвалидам должен быть — нормализация и интеграция. При этом следует скорее больше воспитывать общество, чем людей с ограниченными возможностями.

Создание систем персональной помощи лицам с ограниченными возможностями направлено на обеспечение их права на независимость в собственном доме и окружающей обстановке, что подразумевает физическое содержание, благополучие, внешний вид, душевный комфорт, безопасность, взаимодействие с людьми, т. е. все, словно нет неполноценности. Виды деятельности, которые могут дать возможность вести более самостоятельную жизнь: работа по дому, приготовление пищи, шитье, профессионально-трудовая деятельность, социально-экономическая подготовка.

Улучшение функционирования инвалида зависит от состояния здоровья, условий жизни, воспитания. Оно выгодно всем: и обществу, и инвалиду, так как растут его жизненные притязания, а не претензии к жизни. Большая роль в коррекции личности отводится социально-психологической реабилитации: индивидуальная и групповая психотерапия, формирование социальных умений, создание рабочих мест. Значение трудовой подготовки в процессе социализации огромно. Производственные возможности инвалидов в сфере обслуживающего труда, промышленного и сельскохозяйственного производства при надлежащих условиях их организации не перестают удивлять. В этой области требуется государственное регулирование вместо свободного рынка в отношении инвалидов. По решению Международной организации труда (МОТ) все предприятия обязаны сохранять 5 % квоту рабочих мест для инвалидов (тем не менее некоторые работодатели предпочитают платить компенсацию за «неработу»). Для лиц с тяжелыми психическими нарушениями создаются лечебно-трудовые мастерские. Даже для тех инвалидов, которые не могут производить какую-либо продукцию, тем не менее, очень важно «ходить на работу», чтобы почувствовать деятельность других. Безработица обесценивает человека.

Среди разнообразных средств реабилитации все более широкое распространение получает социальная. Реабилитация с участием в общественной жизни СВR (Community Based Rehabilitation, UNDP, Женева, 1993) — это альтернативная стратегия, цель которой состоит в том, чтобы все люди с физическими и психическими недостатками были обеспечены необходимыми услугами, чтобы для них стали более доступными образование, работа, более эффективными защита и развитие прав человека.

Стратегия СВК. построена на сотрудничестве между всеми общественными уровнями: местным, районным и общенациональным. СВК охватывает все важнейшие области: образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, рабочие места, социальную жизнь и законодательство. Важная предпосылка — создание организаций самих людей, имеющих недостатки в развитии. Конечная цель состоит в том, чтобы все нуждающиеся получили доступ к реабилитации. Каждая страна должна самостоятельно учитывать, что именно она может организовать и оплатить в рамках данной концепции.

На местном уровне СВК рассматривается как часть общей программы развития. Самый значительный ресурс — семья человека с ограниченными возможностями. Члены семьи должны обладать достаточными знаниями и практическими умениями, чтобы оказывать повседневную поддержку. Каждый населенный пункт выделяет одного или нескольких представителей, отвечающих за программу. На районном уровне создается сеть хорошо обученных людей (медсестер, социальных работников и др.), которые состоят на государственной службе. Их задачей является обучение людей на местном уровне, технический контроль за работой, установление контактов с координирующей системой, с частными лицами и организациями, которые могут оказать помощь.

В каждой стране, где применяется эта стратегия, следует учитывать социальные, культурные и экономические факторы, существующие услуги и наличие персонала, степень экономического и социального развития, политическую ситуацию, приоритеты страны и самих лиц с ограниченными возможностями.

Организация досуга и свободного времени предполагает достижение следующих целей: умение пользоваться свободным временем и находить различные возможности для этого; использование свободного времени для отдыха и поправки своего здоровья, для творческой деятельности, для дальнейшего образования. Это направление включает развитие принципа активности и самодеятельности, который осуществляется в процессе кружковой работы (предметные, художественные, технические, спортивные кружки и секции).

Одним из первых среди инвалидов, которые добились общественного признания, была американка Елена Келлер (1880-1968). Потеряв в раннем возрасте (19 мес.) и зрение, и слух, она смогла, благодаря своей настойчивости и стараниям ее наставницы и близких, достичь высокого уровня развития во многих сферах. Помимо английского языка, она научилась говорить на французском и немецком, знала греческий и латынь, изучала классическую литературу и философию. Те, кому приходилось говорить с Келлер, находили ее голос приятным, хотя и однообразным. Она с удовольствием занималась спортом — научилась ездить верхом и плавать.

В 1899 г. наравне со зрячими Келлер сдает экзамены и становится студенткой Гарвардского университета. На вступительных экзаменах, говорят, не обошлось без сложностей: за два дня до сдачи выяснилось, что билеты по алгебре записаны по американской брайлевской системе, а Елена знала только английскую. В срочном порядке ей пришлось изучать новую для себя систему записи.

После получения диплома жизнь Е. Келлер была направлена на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам лиц с физическими недостатками. Она зарабатывала, выступая с лекциями, писала книги, снималась в документальных фильмах о своей жизни, появлялась на благотворительных мероприятиях, занималась общественной деятельностью, будучи членом Социалистической партии и антивоенного движения. Она сознавала ценность каждой человеческой души, отвергала все формы высокомерного отношения к инвалидам. Президент США Линдон Джонсон в 1964 г. наградил ее президентской медалью Свободы. Марк Твен назвал ее «величайшей женщиной после Жанны д'Арк». Уильям Гибсон за драматическую пьесу о Елене Келлер «Сотворившая чудо» был удостоен в 1960 году Пулицеровской премии. У Елены Келлер оказалось много последователей во всем мире — людей с разнообразными недугами, которые развивают фундаментальную и прикладную науку.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коррекция эмоционально-волевой сферы | Тема 4. Система специального образования. Интеграционные тенденции в образовании детей с особенностями психофизического развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.