Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды социологических исследований

Методология и методы социологических исследований.

Понятия прикладного и социологического исследования.

Прикладная социология – это отрасль научного знания, направленная на решение и изучение конкретных социальных проблем.

1) Метод в социологии – рассматривается, как основной способ сбора, обработки и анализа данных.

2) Респондент – человек носитель конкретной информации, которая интересует исследователя

3) Интервьюер – тот человек, который собирает информацию, опрашивает респондентов

4) Инструментарий – 1) Совокупность научно документации, используемой в процессе исследования 2) Могут пониматься документы, предназначенные для сбора информации.

5) Социологическое исследование – это изучение социальных объектов, отношений и процессов, направленных на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни

Основные этапы проведения социологического исследования:

- Подготовительный (достижение договоренности с заказчиком).

- Методологический (разработка программы прикладного исследования).

- Полевой (сбор первичной социологической информации).

- Обработка и анализ полученных данных.

- Аналитический (формулировка выводов и рекомендаций)

- Внедренческий этап (реализация разработанных рекомендаций).

Функции прикладного исследования.

1) Познавательная (познание)

2) Информационная (позволяет получить информацию о интересующих нас социальных объектов)

3) Диагностическая - диагностика общества, позволяет УСТАНОВИТЬ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕ.

4) Созидательная - воплощается в активном воздействии на социальные процессы и явления.

5) Технологическая – включает в себя разработку и применение на практике различных методов, помогающих управлять социальными структурами и процессами.

Критерии:

1) По цели исследования:

- теоритические исследования - направлены на разработку социологических теорий с использованием уже имеющихся данных, полученных в предыдущих исследований.

- Эмпирические или прикладные исследования - направлены на решение конкретных социальных проблем, опираются на реальные и непосредственно наблюдаемые действия.

2) По частоте проведения:

- Разовые исследования или точечные

- Повторные или мониторинговые исследования

3) По задачам

- Разведывательная или пилотажное исследование – наиболее простой вид исследования, охватывает небольшие исследуемые совокупности, отвечает так же упрощенная программа исследования и инструментарий.

- Описательные исследования – более сложный вид, предполагает получение, относительно целостного представления об изучаемом явлении, отличается достаточно полно разработанной программой и инструментарием. Изучается достаточно большая совокупность людей.

- Аналитическое исследование – наиболее сложный и глубокий вид исследования, несет большую практическую ценность, в задачу входит выявление не только структуры изучаемого процесса, но и причин, которые лежат в его основе. Подготовка данного исследования требует большого затрата времени, тщательно разработанной программы и инструментария. Для подготовки данного исследования возможно предварительное проведение пилотажного либо описательного исследования для разработки программы усовершенствования инструментария.

4) По масштабу

- Локальные

- Региональные

- Общенациональные

- Международные

Предварительный этап.

Программа прикладного социологического исследования

Специально разработанный научный документ, содержащий описание предпосылок данного исследования. Состоит в свою очередь из 2х разделов:

1) Теоретик методологическая часть

- Формулировка проблемы исследования. Рассматривается, как реально возникшее жизненное противоречие, носящие массовый характер и затрагивающая интересы тех или иных социальных общностей или институтов.

- Формулировка темы исследования. Сформулирована научно, лаконичная, должна быть указана социальная проблема

- Обоснование актуальности темы.

- Степень изученности проблемы.

- Определение объекта и предмета исследования.

- Цель исследования. Конечный результат, которого мы хотим достичь.

- Задачи исследования. Система изучаемых вопросов, ответы на которые помогает достичь поставленной цели.

- Логический анализ основных понятий.

- Интерпретация основных понятий.

- Опернацинализация понятий.

- Выдвижение рабочего гипотиз.

2) Процедурно методический раздел включает в себя обоснование методики сбора информации. Обоснование типа выборки. Разработка рабочего плана исследования. Необходимость вспомогательных материалов.

Методы социологических исследований.

1) Метод анкетирования. Метод количественный. Сбор количественной информации. Метод сбора первичной социологической информации, которая заключается в составлении анкет и проведении опросов.

При опросе большого количества сетей, так же для сборов большой первичной информации добыть которую не составляет сложности или иным путем или способом.

 

-Массовость.

-Возможность проведения повторных исследований с использованием одного и того же инструментария.

-Отсутствие влияния интервьюера на респондента.

Недостатки:

-Относительная дороговизна и трудоемкость.

-Большую важность имеет правильность составления анкеты.

-Отсутствие личного контакт с респондентом.

Инструментарий – это анкета, т.е. документ в котором фиксируется собираемые информации.

Прямбульный инструктивный раздел.

В нем представлена информация о том, кто проводит исследования, тема исследования и инструкция по заполнению анкеты. Если есть такая необходимость, представляется гарантия на анонимность.

1-2 раздел: Вводит в состояние опроса, 2 выводит из состояния опроса.

2 Раздел:

Основная часть анкеты или опросный лист

3 Часть Анкеты: Паспортичка.

Пол, возраст. По желанию: образование, стаж работы, семейное положение, уровень дохода.

-Возраст: 15-19 20-24 25-29 шаг по 4 года, последняя цифра 80 и старше. Если до 25 лет все, то: 10-12, 13-14, 15-16, 18-19, 20-21, 22, 23, 24.

-Доход

Виды вопросов в анкете:

-По форме:

Открытые (не содержат вариантов ответов).

Закрытые (содержат полный спектр вариантов ответов).

Полузакрытые (содержат варианты ответов + такой вариант как «иное»).

-По возможности выбора:

Альтернативные (возможно несколько вариантов ответа).

Не альтернативные (только один вариант ответа).

- По графическому оформлению:

Линейные (простые варианты ответа)

Шкальные (по определенной шкале уровня интенсивности респондента)

Табличные

Основные или дополнительные.

Вопросы фильтры.

Контрольные: Выявляют устойчивость респондента.

Вопросы ловушки: выявляют искренность респондента

Вопросы крючки: помогают поддерживать интерес к анкете респондента.

Проективные вопросы: предлагают набор предполагаемых ситуаций, т.е. респондент попадает в какие-либо обстоятельства.

Наводящие вопросы. Помогают лучше понять смысл следующего вопроса.

Логика построения вопросов в анкете: т.е. в зависимости от сложности вопросов здесь должны думать, как расположить нам наши вопросы.

Последовательность Геллопа:

2) Выявление общего отношения к проблеме

3) Выявление отношения к отдельным аспектам проблемы.

4) Выявление мотивации отношения

5) Выявление степени интенсивности мнения респондента.

 

Метод интервью.

Количественный.

Интервью рассматриватся как целенаправленное заранее подготовленное беседа с респондентом. Основные достоинства этого метода включает наблюдение как метод. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы к возможностям респондента.

 

Недостатки:

Увеличение временных затрат на подготовку интервьюера. Проблема проверки качества работы интервьюера. Влияние личности интервьюера на респондента. Сложность в обработке результатов.

Инструментарий: бланк интервью, в котором фиксируются все вопросы и ответы респондента

Виды интервью: по месту поведения (по месту работы либо по месту жительства)

По степени формализации:

- Полностью формализованное интервью, общение с респондентом строго регламентировано детально разработанным опросником.

- Свободное интервью (как правило проводится самим исследователем, нет четко разработанного опросного листа или опросника, определена лишь тема интервью и некоторые вопросы)

По уровню компетентности респондента:

- ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

- Фокусированное интервью. В данном случае респонденты осведомлены о теме беседы.

Фокус-группа(метод качественный) рассматривается как групповое фокусированное интервью проходящее в форме групповой дискуссии.

Для реализации метода организуются группы по 10-12 человек. Дискуссию ведёт модератор – опытный психолог, который должен познакомить участников фокус-группы, объявить о теме дискуссии, ознакомить с правилами проведения дискуссии. Беседа проходит за круглым столом.

Особенности применения. Чаще всего используются в маркетинг политических исследованиях. Может проводиться перед массовым анкетированием для разработки макета анкета.

Достоинства: Невербальную реакцию респондентов.

Быстрота получения результатов. Относительная дешевизна. Гибкость и мобильность метода. Возможность заказчика самому наблюдать за ходом дискуссии.

Недостатки: Взаимодействие в группе приводит к тому, что мнения не являются независимым. Важную роль играет уровень подготовки модератора.

Инструментарий: гайд-лист. Бланк, в котором модератор обозначает основные вопросы фокус группы и возможные направления беседы. Количество фокус групп может вуалироваться от 2х до 8ми. Дискуссия записывается на аудио-видео носители.

Основные характеристики, которые учитываются при составлении группы: пол, возраст, образование семейное положение, жизненный опыт, степень компетентности,

потребительские возможности, социальный статус и т.д.

 

 

Традиционный анализ клиентов.

Контент анализ.

Наблюдение.

Социометрия.

Эксперимент.

Культура как система ценностей и норм.

Культура рассматривается как вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей.

Артефакты – все вещи, процессы и состояния, которых ранее не существовало и которые в дальнейшем были созданы человеком. Культурные универсалии – рассматриваются как определенные культурные элементы свойственные всем народам и странам.(медицина, образование, часы, календарь, торговля, процесс приготовления пищи)

Основные элементы культуры:

- обычай - традиционно установившийся порядок поведения закрепленные коллективными привычками. Т.е. одобренные обществом образцы поведения, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям проявляются неформальные санкции (неодобрение, ухмылка и тд)

- Нравы (рассматриваются как обычаи, приобретающие моральное значение). Нарушителям нравственных норм применяются более суровые наказания.

-Закон рассматривается как нормативный акт принятым высшим органом государственной власти в установленным конституцией порядке, требует безусловного подчинения.

Нормативная система культуры (закон, нравы, обычай)

- Традиции, рассматривается как процесс передачи из поколение в поколение различных обычаев, символов, языка.

- Ценности - социально одобряемые, разделяемые большей частью общества. Представление о дружбе преданности.

- Язык. Явление общественное.

Формы и разновидности культуры.

1) Формы культуры

- Элитарная культура (создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами)

Неподготовленного человека

Потребителями являются высокообразованная часть общества.

Создается анонимными актами не имеющей профессиональной подготовки

(мифы легенды и сказки)

- Массовая культура. Создается профессиональными актами. Широкое распространение получила с развитием СМИ. Обладает Меньшей художественной ценностей но у нее широкая аудитория.

- Доминирующая культура (раскладывается как совокупность культурных образцов, разделяемая большой частью общества)

- Субкультура (рассматривается как часть общей культуры присущей большой социальной группе) Она не противостоит доминирующей группе.

- Контр культура. Т.е. рассматривается как субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но еще и противостоит ей.

Форма взаимоотношения культур.

- Этноцентризм. Ее сторонники оценивают культуру других народов. Своей этнической общественности. Превосходство своей культуру над другими. Таким образом создается противостояние мы они.

- Его сторонники напротив, что все в мире условно. Говорят о множественности культур.

- Культурная интеграция. Сохранение своей самобытности. При сближении различных народов.

Функции культуры

Образовательная, воспитательная, регулирующая, объединяющая.

 

 

Понятие социальной общности.

Социальная общность рассматривается как взаимосвязь индивидов являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством целей, задач, интересов, общих условий бытия и деятельности.

Виды социальных общностей.

1) ПО качественно количественному критерию

- Массовые общности (в том числе квазигруппы - аудитория, толпа, социальные круги)

- Групповые общности

2) По признаку проживания на определенной хозяйственно освоенной территории

- Социально территориальные общности

- Демографические общности

3) По признаку принадлежности к определенному этносу

- Территориально компактные этнические области

- Территориально разобщенные

4) По способу возникновения

- Формальные и неформальные социальные общности

5) По длительности существования

- Длительного и краткого существования

Массовая общность рассматривается как тип социальной общности включающий множество индивидов и характеризующийся определенными признаками

Отличительные черты квазигрупп (спонтанное образование неустойчивость взаимосвязей, отсутствие разнообразия во взаимодействиях)

Аудитория

Взаимодействие может быть непосредственным так и опосредованным (с помощью СМИ)

Характеризуется слабой обратной связью с коммуникатором

Толпа – временное собрание людей, объединённых в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, что приводит к физическому, социальному взаимодействию. Основные характеристики толпы:

- Внушаемость

- Анонимность

- Спонтанность

- Мнимая неуязвимость

Социальные круги – это социальные общности, которые созданы с целью обмена информацией между их участниками.

- Общая заинтересованность или дискуссия

- Принадлежность к определенной субкультуре

Групповые общности – включает совокупность индивидов не менее двух человек

Признаки:

- Пространственное временные границы

- Гомогенность либо однородность

- Совместная деятельность

- Может входить в состав более широких общностей

2) ПО признаку проживания на определенно хозяйственно освоенной

Территориальные общностей – основной причиной возникновения являются меж личностные отношения, разделение труда, распределение по тем или иным видам деятельности.

Демографические общности – на основе пола и возраста

- ПО признаку принадлежности к определенному этносу

Этническая область формируется на основе единства территорий и экономической жизни.

Признаками являются:

- Язык, общение, особенности культуры, чувства принадлежности к определенной общности в результате чего выявляется противоречие мы – они.

Формальные и неформальные общности.

Руководить деятельности будут формальные.

В развитии неформальной общности будет закреплены неформальные традиции, обычаи.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Местоимения some, any, no, every и производные от них | Предмет и метод исторического исследования. Отечественная история в контексте мировой истории
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.