Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы лекции

Темы дисциплины и внутридисциплинарные (предыдущие и последующие темы дисциплины) и междисциплинарные связи

ИСТОКИ: биохимия, биология, иммунология, нормальная физиология

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

· медиаторы клеток иммунной системы;

· метаболизм тканей и органов;

· иммунные механизмы защиты от чужеродных агентов,

Новые понятия:

• альтерация;

• экссудация;

• крае­вое стоя­ние и эмиг­ра­ция лей­ко­ци­тов;

• про­ли­фе­ра­ция.

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ И СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

№ п\п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения
Тема №6 Патофизиология воспаления.
  Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика +
  Эпидемиология +
  Офтальмология +
  Оториноларингология +
  Дерматовенерология +
  Акушерство и гинекология +
  Педиатрия +
  Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия +
  Психиатрия, медицинская психология +
  Судебная медицина +
  Медицинская реабилитация +
  Факультетская терапия, профессиональные болезни +
  Госпитальная терапия, эндокринология +
  Инфекционные болезни +
  Фтизиатрия +
  Поликлиническая терапия +
  Общая хирургия, лучевая диагностика +
  Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия +
  Факультетская хирургия, урология +
  Госпитальная хирургия, детская хирургия +
  Профессиональные дисциплины +
  Онкология, лучевая терапия +
  Травматология ортопедия +
  Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения +
Раздел лекции Развернутый план лекционного занятия Время мин.
1. Организационный этап Отметка присутствующих студентов. Выяснение причин отсутствия студентов на очередном занятии.  
2. Тема и план лекции Ха­рак­те­ри­сти­ка по­ня­тия – воспаление  
3. Этио­ло­гия вос­па­ле­ния. Ос­нов­ные ком­по­нен­ты па­то­ге­не­за вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са.  
3. Стадии воспалительных реакций Аль­те­ра­ция. Из­ме­не­ния функ­ции, об­ме­на ве­ществ, со­стоя­ния мем­бран кле­ток и кле­точ­ных ор­га­нелл; ме­ха­низ­мы по­вы­ше­ния про­ни­цае­мо­сти. Ос­во­бо­ж­де­ние и ак­ти­ва­ция био­ло­ги­че­ски ак­тив­ных ве­ществ–ме­диа­то­ров вос­па­ле­ния; их ви­ды, про­ис­хо­ж­де­ние и зна­че­ние в ди­на­ми­ке раз­ви­тия и за­вер­ше­ния вос­па­ле­ния. Взаи­мо­связь раз­лич­ных ме­диа­то­ров. Экс­су­да­ция. Ре­ак­ции со­су­дов мик­ро­цир­ку­ля­тор­но­го рус­ла. Из­ме­не­ние то­ну­са, про­ни­цае­мо­сти сте­нок со­су­дов и кро­во­то­ка; их ста­дии и ме­ха­низ­мы. Из­ме­не­ния рео­ло­ги­че­ских свойств кро­ви в оча­ге вос­па­ле­ния; бел­ко­во­го со­ста­ва и фи­зи­ко–хи­ми­че­ских свойств бел­ков плаз­мы. Уси­ле­ние фильт­ра­ции, диф­фу­зии, ос­мо­са и мик­ро­ве­зи­ку­ля­ции как ос­но­ва про­цес­са экс­су­да­ции; зна­че­ние фи­зи­ко–хи­ми­че­ских сдви­гов в оча­ге вос­па­ле­ния. Ви­ды экс­су­да­тов. Вос­па­ли­тель­ный отек, его па­то­ге­не­ти­че­ские зве­нья. Крае­вое стоя­ние и эмиг­ра­ция лей­ко­ци­тов;их ме­ха­низ­мы. Фа­го­ци­тоз; его ви­ды, ста­дии и ме­ха­низ­мы. Не­дос­та­точ­ность фа­го­ци­то­за; ее при­чи­ны и зна­че­ние при вос­па­ле­нии. Про­ли­фе­ра­ция. Ре­па­ра­тив­ная ста­дия вос­па­ле­ния; ме­ха­низ­мы про­цес­сов про­ли­фе­ра­ции; ее сти­му­ля­то­ры и ин­ги­би­то­ры.  
4. Ме­ст­ные и об­щие при­зна­ки вос­па­ле­ния. Ме­ст­ные и об­щие при­зна­ки вос­па­ле­ния. Ви­ды вос­па­ле­ния; их клас­си­фи­ка­ция.  
5. Па­то­ге­не­ти­че­ские осо­бен­но­сти ост­ро­го и хро­ни­че­ско­го вос­па­ле­ния.   Па­то­ге­не­ти­че­ские осо­бен­но­сти ост­ро­го и хро­ни­че­ско­го вос­па­ле­ния. Роль ре­ак­тив­но­сти в раз­ви­тии вос­па­ле­ния; связь ме­ст­ных и об­щих яв­ле­ний при вос­па­ле­нии; зна­че­ние им­мун­ных ре­ак­ций в вос­па­ли­тель­ном про­цес­се. Вос­па­ле­ние и ал­лер­гия. Диа­лек­ти­че­ская взаи­мо­связь по­вре­ж­де­ния и адап­тив­ных ре­ак­ций в вос­па­ли­тель­ном про­цес­се. Ис­хо­ды вос­па­ле­ния. Био­ло­ги­че­ское зна­че­ние вос­па­ле­ния. Барь­ер­ная роль вос­па­ле­ния, ме­ха­низ­мы ее обес­пе­че­ния. По­ня­тие о сис­тем­ном дей­ст­вии ме­диа­то­ров вос­па­ле­ния и его па­то­ген­но­сти. Роль сис­тем­но­го дей­ст­вия ме­диа­то­ров вос­па­ле­ния в па­то­ге­не­зе шо­ка и сеп­си­са. Прин­ци­пы про­ти­во­вос­па­ли­тель­ной те­ра­пии.  
Заключение Подведение итогов лекции, выводы, обобщение.  

 

Контрольные вопросы к лекционному занятию

1. Этиология острого воспаления.

2. Патогенез острого воспаления.

3. Компоненты воспаления, механизмы альтерации тканей.

4. Сосудистая реакция при воспалении.

5. Пролиферация при воспалении.

6. Обмен веществ при воспалении.

7. Взаимоотношения между очагом воспаления и целостным организмом.

8. Механизмы затяжного течения острого воспаления.

9. Хроническое воспаление

10. Значение острого воспаления для организма.

 

Использованная литература.

1. Атлас по патофизиологии, В.А. Войнов, М:. МИА, 2007 г.

2. Патология в 2-х томах: учебник / под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 1024 с.

3. Патология. /под ред. Черешнев В.А., Давыдов В.В.- М.-2006.-1100с.

4. Патофизиология: учебник: в 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т. 2. - 640 с.: ил.

5. Патофизиология в 3-х томах: учебник/под ред. Воложин А.И., Порядин Г.В. – М.-2006.- 256с.

6. Патофизиология. Основные понятия / под ред. А.В. Ефремова: учеб. пос. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 256 с.

7. Патофизиология. Т.2. – Патохимия: учебник /под ред. Зайчик А.Ш. – СПб – 2007 (и 2000). – 768 с.

8. Патофизиология: учебник / Литвицкий П.Ф. - 4-е изд., - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с.

9. Интернет-ресурс по теме лекции

10. электронная библиотека«Консультант студента» www/studmedlib/ru

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровень усвоения компетенций: базовый | Элементы российской проторекламы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.