Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности реформирования отношений собственности в России, Украине.




На протяжении 1993-2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами:

1-ый этап:

- 1992-1994гг. массовая (так называемая ваучерная ) приватизация. Основная задача – создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности;

 

2-ой этап:

- 1994-1999гг. денежная приватизация. Основная задача - пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации.

 

3-й этап:

- 1999-2003 гг. совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью. Приватизация стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России.

 

На практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам.

Характерной особенностью приватизации явилось занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополученные федеральным бюджетом средства за проданное имущество. В ходе приватизации применялась методика оценки, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка фактически вообще не проводилась.

Социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены. По уровню и качеству жизни Россия по-прежнему отстает от экономически развитых стран.

Более 70 лет в бывшем СССР господствовала административно-командная система управления экономикой, которая полностью игнорировала экономические законы. В результате до абсурда был доведен государственный монополизм, разрушено ценообразование, резко снизился уровень использования материальных и трудовых ресурсов, а проблема формирования стоимости товара была сведена до установления оптовых цен по уровню затрат на производство.

Кроме того, в экономическом развитии страны этого периода была четкая, не допускающая никаких отклонений ориентация на опережающее развитие производства средств производства. Так, за 1917—1987 гг. темпы роста производств средств производства (группа А) опередили темпы роста производства предметов потребления (группа Б) почти в 7 раз.

Такая политика привела к экономически не оправданным изменениям в отраслевой структуре промышленности. В результате постоянного и значительного отставания развития отраслей, производящих предметы потребления, быстро увеличивался разрыв между реальной потребностью и фактическим объемом производства продукции группы Б, что не позволяло полностью удовлетворять повседневные потребности населения.

 

Еще один негативный результат экономического развития промышленности проявился в том, что, несмотря на опережающее развитие производства средств производства, орудия труда в основном не удовлетворяли современным техническим требованиям, поэтому реально обеспечить повышение качества промышленной продукции или создать прогрессивные технологические процессы не удавалось. Правда, в условиях государственного монополизма качество продукции не влияло на результаты хозяйственной деятельности промышленного предприятия, так как произведенная продукция, ограниченная по номенклатуре и объему выпуска, а также не всегда соответствующая элементарным требованиям потребителей, могла реализовываться по завышенным ценам.

Помимо этого административно-командная система управления экономикой привела к сокращению национального дохода, золотого запаса и природных ресурсов, в частности минерального сырья, поскольку сокращались инвестиции в процесс разработки и внедрения достижений научно-технического прогресса. Так, низкая техническая оснащенность нефтяных скважин, использование устаревшей нефтедобывающей технологии, несмотря на огромные запасы нефти, превышающие запасы ведущих нефтедобытчиков мира почти в 1,5 раза, явились главными причинами сокращения объема добычи, номенклатуры и снижения качества нефтепродуктов. В результате выручка от реализации всей совокупности нефтепродуктов оказалась значительно ниже, чем у зарубежных производителей.

В ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать увеличения отдачи от использования углеводородного сырья. Неблагоприятные прогнозы объясняются тем, что новые газовые и нефтяные месторождения значительно удалены от рынков потребления, резко увеличиваются транспортные расходы и инвестиции на обновление действующего оборудования и прогрессивные технологии. Например, по данным ЦЭМИ РАН, нефть Персидского залива в 10 раз дешевле тюменской. Аналогичная картина наблюдается в алмазной промышленности. В результате РФ сталкивается с новой серьезной проблемой — снижением конкурентоспособности на мировых рынках минерального сырья, металлов, энергоресурсов.

Правда, в последние годы в результате резкого повышения мировых цен на нефть выручка РФ от реализации этого важнейшего полезного ископаемого значительно возросла.

Однако вряд ли можно ожидать улучшения экономического положения РФ и превращения ее в промышленно развитую державу, ориентируясь только на нефтедоллары. Это хорошее подспорье для бюджета, но не главное условие устранения экономического и политического кризиса.

 

Для совершенствования промышленной политики РФ и повышения реальной ее отдачи необходимо:

- четко определить стратегические приоритеты в промышленной политике РФ;

- разработать экономический механизм для обеспечения экономического роста;

-повысить темпы развития машиностроения, особенно станкостроения;

-тесно увязать возможности ОПК с добывающими отраслями;

-расширить возможности использования научно-технических заделов ОПК в гражданских отраслях.

 

В экономике Украины роль промышленности - ее наиболее масштабного сектора - остается ведущей. Достаточно напомнить, что в нем производится около 40% обще украинского выпуска товаров и услуг, 80% их экспорта, создается свыше 30% ВДС. В этой отрасли сконцентрирована приблизительно треть основных средств производства и занятых в экономике. При всей сложности сегодняшней ситуации промышленное производство является одним из основных источников оплаты труда наемных работников, прибылей предпринимателей, налоговых и валютных поступлений государства.

С позиций сегодняшнего дня главная цель промышленной политики Украины состоит в повышении эффективности и конкурентоспособности промышленности на внешнем и внутреннем рынках и переходе ее на этой основе в стадию подъема. Отсюда и стратегическая задача — обеспечить опережающие темпы роста объемов наукоемкой продукции машиностроения, для которого характерен высокий уровень технологий, а также легкой и деревообрабатывающей промышленности — отраслей с традиционно быстрым оборотом капитала — при сохранении темпов роста в базовых отраслях, в частности металлургической и химической, а также снижение сырьевых и энергетических затрат.

Залогом возрождения экономики является формирование полноценного внутреннего рынка отечественной продукции и услуг.

 

В целом отечественная промышленность остается технологически отсталой, институционально неразвитой, недостаточно эффективной по социально-экономическим критериям производственно-хозяйственной деятельности и слишком уязвимой к конъюнктурным колебаниям внутреннего и внешнего происхождения.

Анализ формирования основных тенденций в развитии отечественной промышленности дает основания говорить об обусловленности основных проблем промышленного сектора национальной экономики системными недостатками хозяйственной среды в Украине. Это, в свою очередь, требует нового качества государственной экономической политики, в частности - ее промышленной составляющей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.