Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательные основы системы государственного прогнозирования развития экономики страны

Условия и предпосылки системной трансформации экономики Республики Беларусь.

Механизм структурных преобразований. Основные задачи структурной политики.

Мех-м стр преобр вкл 2 блока: 1) рыночн; 2) гос(комплекс инстр-ов макроэк возд-я; прогноз, программир-е, ден-кредитн, бюджетн методы и т.д.)

Осн задачи структурн преобраз-ний:1)поддержка эфф-сти и конкурентосп-сти пр-в; 2) свертывание бесперспективн, устаревш; 3) приоритетное разв-ие разл инфраструктур; 4) стимулирование перелива кап-ла из одних отраслей в др; 5) ускор разв слаборазвив регионов.

Стр-ра эк-ки - это совок-сть разл экономич сфер. Пол-ка структурн преобраз-ний – изменение соотн-я данных сфер. Правит-во разрабат с-му мер по регулир-ю структурн преобр-ий для двустороннего взаимод-я – гос-ва и хоз субъектов. Задачи структурн пол-ки: 1) поддержка ур-ня занятости; 2)импортн пошлины; 3)гос нормативы и стандарты; 4) административн меры.

Для РБ: Стратегич цель институц преобр-ий: созд-е с-мы ин-тов, необх для становлен-я и раз-я рын эк-ки. Задачи: 1) повыш ур-нь жизни; 2) модерниз-я пр-ва; 3) охрана окр ср, сохр-е природного воспроизв потенциала. Для этого необх-мо много времени.

Осн цель структурн перестройки РБ: соц переориентация нар хоз-ва (технико-технологич база пр-ва, реформир-е воспроизводств, отрасл и территориальн структур эк-ки; наращ-е экспортн потенциала.

Направл-я формир-я стр-ры нар хоз-ва для перестройки эк-ки:

1. углубление специализации на пр-ве неэнергоемкой, нематериалоемкой, но наукоемкой продукции обрабат отраслей пром-сти;

2. ускор разв-е отраслей потребите комплекса;

3. формир-е регион научно-технич комплекса, перестр-ка технологич стр-ры эк-ки, ресурсосбережение;

4. всемерное развитие экспортных и импортозамещающих производств.

Задачи структурн перестройки: (в РБ)

1.созд-е необх нормативн, финанс и тд усл-ий;

2.инновации, НТП, наука – развивать;

3.гармонизация объема и структур экспорта и импорта;

4.снижение трансакционных издержек деят-сти предпр-ий;

5.прекратить субсидир-е бесперспективн пр-в, соверш-е ин-та банкротства;

6.реформир-е реальн сект эк-ки, повыш его эффективн;

7.гос поддержка мал предприним-ва;

8.повыш-е эффективности деят-сти естеств монополий, формир-е конкур среды в немонопольн сегментах эк-ки;

9.соц программы направл на разв-е человеч потенциала.

 

Реализация структурн сдвигов и повыш-е конкурентосп-ости нац эк-ки потребуют трансформации общесистемн усл-ий. сег осн тормозом эк роста явл-ся неблагопр институц среда.

Институц преобр-я д б в след напрвл-ях:

· Реализ-я прав собств-сти и контрактн обязательств; защиты инвесторов; формирования крупны интегрир структур, способных пр-ть кач прод-ю с min C;

· Формир-е и разв-е си-мы фин рынков и ин-тов;

· повыш эфф-сть законодат-ва путем(реформир-е судебн и правоохраните с-м, гос управл-я);

· повышя правов знания нас-я;

· экологизация произв и непроизв деят и

Стратегич цель институц преобр-ий в РБ: созд-е с-мы ин-тов, необх для становлен-я и раз-я рын эк-ки. Задачи: 1) повыш ур-нь жизни; 2) модерниз-я пр-ва; 3) охрана прир, сохр-е воспроизв потенциала. Для этого необх-мо много времени.

Стратегии структурн преобр-ий в др странах: 1) «использ-е местн прир рес-сов» с привл-ем иностр инвест-й, последующее направл-е получ доходов на разв-е др отраслей; 2) стратегия «преследования»(освоение конкурентоспособн прод эк-ки развитых стран, но по белее низким ценам); 3) стратегия «передовых рубежей»(разработка и созда-е нов продуктов и технологий на основе НТП).

Тк между отраслями и их группами сущ большие различия, структурн пол-ка РБ д. предусматривать рациональн сочетание указанных стратегий разв-я, при этом основа – повыш-е конкурентосп-сти эк-ки; + не забывать о нац специфике.

 

Исходя из Закона РБ Президента РБ от 5 мая 1998г №157-3 «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ И ПРОГРАММАХ СОЦ.-ЭК. РАЗВИТИЯ РБ»: определение Гос. Прогнозир-ие развития РБ - деятельность гос.органов по разработке гос. прогнозов соц.-эконом. развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз соц.-эконом. развития - система научнообоснован. представлений о направл-ях, критериях, принципах, целях и приор-тах соц.-эконом. развития РБ на соответ. период с указанием осн. прогнозир. показателей, целевых ориентиров и мер по обеспеч. их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: 1) на долгосрочную перспективу - нац. стратегию устойч. соц.-эконом. развития РБ на 15лет и основные направления соц-эконом развития РБ на 10лет. 2) На среднесрочную перспективу - програму соц.-эконом. развития РБ на 5лет и 3) на краткосрочный период - годовой прогноз развития РБ. Разработка прогнозов обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь. Они разрабат-ся исходя из комплекс. анализа сложив.соц.-эконом., демограф. и эколог. ситуации, научно-технич. и производ. потенциалов РБ, внешних условий, сост.природ. ресурсов и перспективы изменения указ.факторов. Разрабатываются прогнозы: -по республике, -по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, -по администр.-территор. единицам. Прогнозы разрабат. в нескольких вариантах с учет. возможного воздейс. внутр.и внеш. полит., эконом. и др. факторов.Включают колич. показатели и качеств. характеристики макроэконом.ситуации, эконом. и соц.структуры, научно-технич. развития, внешнеэконом.деятельности, динамики произ-ва и потреб-ия, уровня и кач. жизни, эколог.обстановки. Главными целями разработки прогнозов соц.-эконом.развития и программ соц.-эконом. развития явл. достижение устойчивого эк. роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы формирования рыночной экономики. Целевые ориентиры процесса | Понятие отношений собственности, функций владения пользования и распоряжения. Субъект и объект собственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.