Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности международной торговли товарами

 

 

Мировой рынок товаров представлен всем многообразием торговых сделок по всем категориям товаров. В течение всего 20 века происходили изменения, как качественные, так и количественные в структуре и динамике международной торговли товарами. В послевоенный период эти изменения происходили под воздействием следующих факторов:

– НТР привела к изменениям в международном разделении труда (МРТ), созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала;

– интеграционные процессы в мировом хозяйстве привели к формированию зон свободной торговли, общих рынков, ликвидации региональных барьеров;

– активная деятельность ТНК на мировом рынке привела к вовлечению в международную торговлю новых стран, регионов, товаров;

– активная деятельность международных торговых организаций привела к дальнейшей либерализации международной торговли;

– стремительное освоение международной торговли и мирового рынка развивающимися странами, в первую очередь НИС способствовало увеличению их доли в мировой торговле;

– переход стран Центральной и Восточной Европы к рыночным методам развития способствовал повышению степени открытости их экономик.

Международная торговля может осуществляться в двух основных формах:

Совершенная форма международной торговли - в рамках нее экспортно-импортные операции осуществляются раздельно, на коммерческой основе (т.е. опосредуются движением валютных средств).

Несовершенная форма международной торговли – в рамках нее сделки заключаются с условием полного или частичного обмена товарами (лишь разница покрывается деньгами).

Кроме этого может существовать, так называемая встречная торговля – это торговая сделка, предусматривающая участие продавца в реализации товаров, предлагаемых покупателями.

Международная торговля может осуществляться различными методами. Выделяют:

прямой метод, когда международные операции по купле-продаже осуществляются непосредственно между производителем и потребителем. Этот метод приносит определенную выгоду, т.к. сокращаются издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику; снижается риск из-за недобросовестности и некомпетентности посредника, а так же позволяет постоянно находиться на рынке и учитывать любые изменения в рыночной коньюктуре, но он требует значительной квалификации и опыта. Поэтому более 50 % торговцев используют – косвенный метод. В этом случае, используют осуществление операций через посредников.

Как правило, на мировом рынке действуют следующие торговые посредники:

брокеры (простые посредники) подыскивают продавцов и покупателей, не принимают в сделках непосредственного участия не своим именем, не капиталом;

– поверенные со стороны продавца или покупателя совершают сделки от имени и за счет доверителей, получают вознаграждение и возмещение расходов;

– комиссионеры подписывают контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя, которые несут риски по осуществлению сделки;

– стокисты осуществляют операции на основе специального договора консигнации. По этому договору экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатор) для реализации в течение определенного срока. Непроданные к этому сроку товары посредник имеет право вернуть экспортеру. Таким образом, экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара и сохраняет право собственности на товары до их реализации покупателям;

– дистрибьюторы – независимые торговые фирмы, которые заключают договора купли продажи с одной стороны с продавцами, с другой стороны – с покупателями.

Международная торговля с помощью посредников может осуществляться:

– на мировых товарных биржах;

– на международных торгах;

– на международных аукционах.

Товарные биржи – это постоянно действующие оптовые рынки качественно однородных взаимозаменяемых товаров (субститутов). На них совершается ≈ 20 % операций с сырьевыми товарами. В зависимости от номенклатуры продаваемых товаров, товарные биржи подразделяются:

– универсальные биржи – на них одновременно происходит продажа широкой номенклатуры различных товаров;

– специализированные биржи – на них продают и покупают группы

товаров узкой специализации (например, группы цветных, драгоценных металлов и др.)

Товары, которые могут продаваться на биржах должны обладать определенными качествами. Атрибутами биржевых товаров являются:

– товары должны быть однородными и взаимозаменяемыми для того, чтобы одну партию можно было без ущерба заменить на любую другую партию, того же качества и количества;

– товары должны быть пригодны для стандартизации, т.е. к созданию классификационного стандарта для осуществления сделок без наличия товара;

– товары не должны быстро портиться;

– спрос и предложение на товары должны носить массовый характер;

– предложение товаров должно превышать спрос в течение достаточно продолжительных периодов времени;

– величина спроса и предложения на товар должны быть легко прогнозируемыми.

Исходя из этих требований, традиционными товарами для биржевой торговли являются:

– продукты растительного происхождения (зерно, кофе, фрукты, какао, сахар и др.);

– продукты животного происхождения – живой скот, мясо свежее и мясо мороженное, бекон, шерсть и т.д.;

– энергетические и смазочные материалы, а так же химикаты (нефть, масленичные культуры и т.д.);

– каучук бензин, смазочные масла, кокс, ацетон, спирт);

– металлы, а так же изделия и полуфабрикаты из них.

Крупнейшими мировыми товарными биржами в настоящее время являются: Лондонская, Нью-йоркская, Чикагская.

Международные торги – метод заключения договоров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на товар с заранее определенными технико-экономическими характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает контракт купли-продажи или договор подряда с тем продавцом, который предложит более выгодные условия для покупателя.

В основном, торги используются для размещения заказов на сооружение промышленных объектов, поставку машин и оборудования, а так же выполнение научно-исследовательских и изыскательских работ.

Организаторами торгов обычно выступают государственные учреждения, муниципалитеты и т.д. реже частные фирмы. Может быть создан тендерный комитет – объединяющий покупателей, решивших организовать торги. Он осуществляет организационную деятельность по проведению торгов. Торги могут быть открытого типа (в них могут участвовать все желающие организации), и закрытые – в них участвуют только фирмы, получившие приглашение, а так же торги могут быть гласными и негласными.

Международные аукционы – это торги, специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. Выставляемый товар обычно сортируется, в зависимости от качества, по партиям (лотам), отбирается образец, ему присваивается номер и по образцу, ведутся торги. На аукционах предлагают:

– пушнину и меховые товары;

– чай;

– табак;

– цветы;

– овощи;

– лошадей;

– произведения искусства.

Аукционы проводятся регулярно, обычно 1-2 раза в год. Различают аукционы по механизму проведения торгов. Бывают следующие виды аукционов:

Аукционы с повышением цены:

гласные – аукционист объявляет начальную цену лота, выставляемого на продажу, и спрашивает «кто больше?». Идут торги с повышением цены и, если после троекратного повторения вопроса, нет предложений с более высокой ценой, товар продается тому, кто назвал наивысшую цену;

– негласные - покупатели, желающие приобрести товар, подают условный знак о согласии на поднятие цены. Надбавка к цене установлена и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет новую цену без указания на покупателя.

Аукционы с понижением цены (голландские) – на цветы, рыбу, битые машины и т.д. На таких аукционах продаются скоропортящиеся товары. На них выигрывает тот, кто предложит за большую партию меньшую цену.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Платежный баланс | Международная торговля услугами: структура, динамика и тенденции развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.