Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факты и Цифры российской туриндустрии




Экономика России, сильные стороны Факты и Цифры

♦ 1 место в мире по разведанным запасам природного газа (23% мировых запасов)

♦ 1 место в мире по обьемам ежегодной добычи природного газа (25% мировой торговли)

♦ 1 место в мире по физическому объему экспорта необработанных алмазов

♦ 1 место в мире по разведанным запасам серебра

♦ 2 место в мире по разведанным запасам золота

♦ 2 место в мире по разведанным запасам платины и первое место по её экспорту

Восстановление экономики России после глобального экономического кризиса:

Прогнозы Всемирного банка - в России рост экономики:

2010 год + 4,5% 2011 год + 4,8% 2012 год + 4,7%

Туристический бизнес России:

На 1 января 2010 в Едином федеральном реестре туроператоров числится 4593 компаний, из нах віезднім туризмом занимаются 2169 компаний. Долч туризма в ВВП России в 2009 году – 6,3% (Ростуризм)

♦ Поездки по России и странам СНГ 12.492.000 россиян (21,9%) +16 лет (03.2009-03.2010)

♦ В! квартале 2010 за рубеж выехпло более 2.000.000 россиян (+ 44% 2010/2009)

♦ 16,7% москвичей – 1.499.000 чел. - выехали зарубеж (03.2009-03.2010)

♦ 31,9% москвичей поездки по России и СНГ – 2.860.000 чел. (03.2009-03.2010)

В за 1 квартал 2010 рост турпотока из Росси по направлениям, массовый туризм (данные Ростуризма со ссылкой на Росстат):

Тунис +328% Египет +95% Тайланд +112% Китай +38%

Лидер роста российской туриндустрии Ближний восток у общем турпотоке (1 квартал 2010):

Израиль +71% OAЄ +50% Иордания +59%

После падения туристского рынка в России в 2009 году (во время глобального экономического кризиса) по всем показателям рынок практически восстановлен.

Российский туристский рынок достаточно молодой, он стал активно развиваться с 1992 года, когда началась либерализация внешнеэкономической деятельности. В 2002 году старожилы российского туррынка отмечали свое 20-летия. Более старыми «брендами», сохранившимися с советских времен, являются «Intourist» и «Спутник», а также городские бюро путешествий и экскурсий, территориальные Советы по туризму – туристские организации, существовавшие с середины 20 века и продолжившие свою работу в рыночных условиях. Основная масса российских операторов и агентств появилась в 90-е годы 20 века.

В туристическом комплексе современной России можно выделить три этапа.

Первый этап (1992-2001 гг.) характеризовался сильным воздействием на экономику социально-политических и макроэкономических факторов, обусловленных нестабильностью общей социально-экономической ситуации в стране. Главная черта этого периода - отсутствие четкой государственной политики развития внутреннего и въездного туризма и, как следствие, старение материально-технической базы рассматриваемого сектора, стагнация инвестиционной активности, монополизация туристского рынка. К существенным причинам рисков следует отнести также неразвитость нормативно-правовой базы. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был принят лишь в 1996 г., а основные положения федеральной целевой программы "Развитие туризма в РФ" не выполнялись.

Недостаточное внимание к проблемам туристического комплекса в первые годы реформ явилось причиной массовой переориентации потребителей с внутреннего на зарубежный туристский рынок. Так, в 1995 г. объемы выездного туризма составили 2607 тыс. поездок, а в 2002 г. - 5044 тыс. Особой популярностью пользовались туристические программы с неполным комплексом услуг - "челночный" бизнес или "шоп-туры" - только по размещению и перевозкам. Безусловным лидером такого туризма был Китай: в 2002 г. его посетили 41,3% всех российских туристов.

В самом же туристическом комплексе России наблюдалось уменьшение сети коллективных средств размещения и количества обслуживаемых ими туристов. Особенно негативно проведение реформ сказалось на санаторно-курортном комплексе. Например, количество санаториев-профилакториев сократилось с 2256 единиц в 1990 г. до 1196 к концу 2000 г., или почти в два раза, санаторно-курортных организаций и организаций отдыха - с 7431 до 4876, или на 34,4% (3). В 1990 г. российскими здравницами и базами отдыха было принято 32,7 млн. человек, в 2000 г. - 8,9 млн. По многим показателям российский туристический комплекс оказался на уровне 1970 г. Падали объемы капитальных вложений. Так, в 1993 г. убытки объектов санаторно-курортного комплекса профсоюзов составили 1,4 млрд. руб., численность работающих в нем сократилась на 23%.

Второй этап (2002 - 2005 гг.) можно определить как период бума спроса на рынке туристических услуг, который был связан с преодолением кризисных явлений в российской экономике и повышением уровня жизни населения. Доля туристических услуг, эластичных по доходам, увеличивалась даже в условиях небольшого повышения реальных располагаемых доходов населения. Постепенно рос внешнеторговый оборот этих услуг, замедлялся рост цен, увеличивались инвестиции в туристский сектор. В целом туристический бум был ориентирован главным образом на выездной сектор рынка. Низкая популярность российских рекреационных зон была предопределена отсутствием полноценной современной структуры оздоровления и развлечений, высокими ценами, сезонностью российского турпродукта и "нераскрученностью" различных туристических программ.

Изменение в 2000 г. порядка государственного финансирования оплаты путевок по линии социального страхования привело к увеличению их стоимости для населения и резкому сокращению пользования санаторно-оздоровительными услугами. Вместе с тем рост доходов и некоторая адаптация населения к новым условиям жизни привели к позитивным переменам на рынке санаторно-оздоровительных услуг. Так, количество обслуженных лиц в санаторно-курортных учреждениях в 2004 г. по сравнению с 2000 г. возросло на 9,4%.

Транспортная составляющая туристической инфраструктуры в России характеризуется низкой конкурентоспособностью отечественных перевозчиков на рынке выездного туризма. Сопоставление объемов международных пассажирских перевозок, выполненных российскими транспортными компаниями, и численности туристических потоков свидетельствует о низкой популярности отечественных перевозчиков при реализации международных туристических программ. Так, в 2002 г. только каждый восьмой российский и иностранный турист, пересекший границу России, воспользовался услугами российских компаний. Повышение же доли расходов на транспортное обслуживание в общей сумме затрат объяснялось ростом тарифов на авиа- и железнодорожные билеты.

В 2002 г. была принята Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г., па основе которой многие региональные органы власти разработали свои туристические программы. Кроме того, в конце 2004 г. было образовано Федеральное агентство по туризму, активизировали свою деятельность государственные органы и некоммерческие организации (такие, как комитет Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Торгово-промышленная палата РФ, Российский союз туриндустрии и т. д.).

Однако в целом законодательство по туристическому бизнесу на втором этапе представляло собой совокупность юридически разнородных норм, объединенных по разным отраслям права (гражданское, административное, финансовое, таможенное, земельное и т. д.). В нем отсутствовало четкое разграничение полномочий в сфере государственного регулирования туризма, отдельные его элементы не соответствовали современным международным правовым нормам, не был регламентирован механизм субсидирования субъектов туристской отрасли, предоставляющих услуги в области социального туризма (отдых и лечение ветеранов войны, социально незащищенных слоев населения, детей).

Третий этап (2005 г. - настоящее время) - это период насыщения потребительского спроса на рынке туристических услуг. Несмотря на рост экспорта и импорта этих услуг в абсолютном выражении, в общем объеме внешнеторгового оборота их доля падает.

В июле 2012 г. была принята Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)».

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.

Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких отраслевых проблем, как:

высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);

отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно, предоставляемых услуг.

Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)" позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства, но и изменить к лучшему ее имидж. В частности, во многих субъектах Российской Федерации были разработаны концепции, стратегии и региональные программы развития туризма на среднесрочную перспективу. Региональные концепции развития сферы туризма утверждены и реализуются в 8 субъектах Российской Федерации, в 47 - действуют 52 целевые программы, в 17 - региональные программы находятся в стадии разработки. В целях развития туристской индустрии в регионах в рамках реализации таких программ приняты решения о выделении из бюджетов всех уровней свыше 6 млрд. рублей.

Законом №169-ФЗ от 03.05.2012 в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были внесены следующие изменения касательно размера финансовых гарантий для туроператоров. Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

ü 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и ли въездного туризма;

ü 30 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют не более 250 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения;

ü 12% объема денежных средств полученных от реализациив сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют свыше 250 миллионов рублей по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Туроператоры, не осуществляющие в отчетном году деятельности в сфере выездного туризма должны иметь финансовое обеспечение в размере


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.