Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи психофизиологии детей и подростков. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты)

Конспекты лекций

Модуль 2. Учебное пособие

Раздел 1. Введение в психофизиологию детей и подростков

Лекция 1. Основные понятия и методы психофизиологии детей и подростков

Предмет, задачи, психофизиологии детей и подростков. Значимость возрастной психофизиологии (теоретические и практические аспекты). Прикладные области психофизиологии: педагогическая психо-физиология, онтогенетическая психофизиология. Возрастная периодизация физиологического развития организма. Методы психофизиологии: регистрация нейронной активности, изучение отдельных структур мозга, методы стимуляции мозга. Электроэнцефалография, вызванные потенциалы. Спектральный анализ ЭЭГ. Потенциалы, связанные с событием. Магнитоэнцефалография, окулография, электромиография, реоэнцефалография (РЭГ). Топографическое картирование, компьютерная томография. Методы регистрации вегетативных показателей.

 

Психофизиология детей и подростков является одним из разделов возрастной психофизиологии.

Выделенная в отдельное научное направление возрастная психофизиология сформировалась на основе научных данных таких наук, как возрастная психология, акмеология, психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, возрастная физиология, психогеронтология.

Научным объектом (предметом) возрастной психофизиологии является изменчивость физиологических основ психики и поведения на разных этапах онтогенеза. При этом возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения - одновременно и онтогенетические, и биологические.

Специфика объекта возрастной психофизиологии состоит в том, что в онтогенезе человека имеют место не только количественные (рост), но и качественные изменения психических функций. С возрастом не только растет объем мышления, количество мыслительных операций, но и происходит изменение преобладающего типа мышления - от наглядно-действенного в раннем детстве к абстрактному в зрелости.

Возможность развития психики обеспечивают генетические, морфологические, физиологические, биологические факторы. Психологи утверждают, что главным источником психического развития является социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания. В ходе онтогенеза эти условия могут существенно изменяться под влиянием внешних условий, индивидуального опыта, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. Возрастное своеобразие этих условий, последовательность их формирования в онтогенезе, влияние морфофункционального созревания организма на психическое развитие, особенности физических и психических предикторов развития, изучает дифференциальная и возрастная психофизиология.

Знания о последовательности формирования психических процессов, приведение их в соответствие с особенностями физиологических механизмов, является важнейшим условием оптимального развития ребенка, и позволяют определить средства и методы воспитания и обучения с учетом половых отличий, других индивидуальных особенностей. Проблема индивидуальных психофизиологических особенностей существует для любого человека на протяжении его жизни в условиях реальных форм деятельности, при необходимости адаптации, меры его активности в профессиональной и трудовой деятельности. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом.

Изучение психологических закономерностей возрастной изменчивости, результаты психофизиологических исследований позволяют дать научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах, определить эталоны зрелости индивида/личности, выявить актуальные и потенциальные возможности человека в различные периоды его жизни, получить сведения о психических ресурсах человека.

Основными задачами психофизиологии являются:

1) исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях;

2) изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы организации труда | Взаимосвязь психофизиологии с другими науками. Прикладные области психофизиологии: педагогическая психофизиология, онтогенетическая психофизиология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 845; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.