Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация физиологического развития организма




Проблема периодизации развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Осуществить периодизацию пытались еще древние греки и римляне. Греки делили жизнь человека на 10 периодов (хептомаденов) - по 7 лет. А римляне - на 5 фаз, каждая из которых соответствовала 13-15 годам жизни.

Под возрастной периодизацией в психологии принято понимать модель развития личности, отражающую сущность происходящих возрастных изменений и предполагающую выделение отдельных этапов развития, каждый из которых характеризуется как своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, так и особыми личностными новообразованиями.

В основе построения любой из периодизаций возрастного развития лежит критерий, то есть признак, на основании которого производится определение или классификация отдельных периодов развития.

Отсутствие у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов делает проблему возрастной периодизации психического развития одной из самых дискуссионных в психологии. В рамках каждой из теорий личности возникает определенная схема периодизации психического развития. Количество теорий и схем периодизаций настолько велико, что создано большое количество классификаций этих теорий.

Первая из классификаций схем периодизации индивидуального развития личности и ее самосознания выделяет три подхода в зависимости от того, о какой науке идет речь.

В биологии и психофизиологии периодизация строится с учетом критических или сенситивных, периодов, когда организм отличается повышенной чувствительностью к внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, радикально меняющих положение, статус или структуру деятельности индивида. Переход к следующему возрастному периоду, с точки зрения социальной антропологии, должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, основанием для выделения периодов развития можно считать положение человека в системе общественных отношений.

В психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов, сопровождающихся какой-то психологической перестройкой, закономерной и статистически нормальной для данной фазы развития. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте индивид столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от чего зависит глубина и длительность кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

Вторая классификация схем периодизаций, рассматривающих период детства, также разделяется на три группы.

Ко второй группе относятся периодизации, направленные на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды (П.П. Блонский). Г. Салливен, 3. Фрейд и др.).

Требования к критерию периодизации были сформулированы Л.С.Выготским, который указывал: признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: 1) показательным для суждения об общем развитии ребенка; 2) легко доступным наблюдению и 3) объективным. В качестве примера такого признака Л.С. Выготский приводит процесс смены зубов, являющийся информативным показателем биологического созревания, который, по мнению морфологов больше других, соответствует календарному возрасту ребенка. Есть также данные о том, что существует корреляция между темпами смены зубов в дошкольном возрасте и некоторыми аспектами умственного (вербального) развития. Но этот и другие критерии (например, критерий сексуального развития) охватывают слишком короткий период онтогенеза, и, кроме того, будучи частным признаком, не дают представления о сути процессов, происходящих в организме на выделяемых с их помощью этапах развития.

Сближение физиологических и психологических подходов к проблеме возрастной периодизации создает базу для выработки единой концепции периодизации ребенка. Л.С.Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития.

На основании критериев Л.С. Выгодский выделил три группы периодизаций.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. К первой группе относятся попытки периодизации возрастного развития на основе не расчленения самого этого развития, а соотнесения его со ступенчатообразным изменением других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (А Гетчинсон, В. Штерн, Р. Заззо и др.).

Значительная группа периодизаций психического развития ребенка строилась на вычленении какого-либо одного признака.

Во вторую группы периодизаций, по Л.С.Выготскому, можно отнести принцип одного, произвольно выбранного автором внутреннего критерия (Теории Г.Салливена, П.П.Блонского, З.Фрейда).

П.П.Блонский предлагал по смене зубов (физиологический признак) выделять у детей беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

3. Фрейд, рассматривая развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделил в связи с этим оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную стадии, которые соответствуют бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I. Преднравственный уровень:

1-я стадия: ребенок оценивает поступок в соответствие с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»);

2-я стадия: суждение по поступку выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка («автономная мораль»).

2. Конвенциональный уровень (10 - 13 лет) - ориентация на принципы других людей и на законы.

3-я стадия: суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей.

4-я стадия: суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвенциональный уровень (13 лет и старше) - человек судит о поведении, исходя из собственных критериев.

5-я стадия: оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признании демократически принятого решения.

6-я стадия: поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью - независимо от его законности или мнения других людей.

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят на четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше!

В периодизации Э. Эриксона выделяются 8 стадий - критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать, каждому возрасту свойственны эмоциональные кризисы:

1) доверие - недоверие (1 год);

достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2 - 4 года);

предприимчивость и чувство вины (4 - 6 лет);

умелость и неполноценность (6 - 11 лет);

идентификация личности и путаница ролей (12-15 лет девочки и 13­16 лет мальчики);

близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни);

общечеловечность или самопоглощенность (зрелый возраст);

целостность и безнадежность.

При несомненной ценности выделения в данной периодизации новообразований, выступающих важнейшими характеристиками отдельных периодов детства, Э. Эриксон рассматривает их отдельно друг от друга, не определяя движущих сил психосоциального развития.

Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей:

от рождения до 18 месяцев (1,5 года) - сенсомоторная стадия;

от 1,5 лет до 7 лет - дооперациональная стадия;

от 7 до 12 лет - стадия конкретных операций;

от 12 лет до 17 лет - стадия формальных операций.

Третья группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков, существенных особенностей личности в разные этапы ее психического развития (Л.С. Выготский, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский). Авторы этих периодизаций перешли от симптоматического и описательного принципов к выделению существенных особенностей возрастного развития, что привело их к осмыслению его цикличности. Такова, например, попытка А. Гезелла построить периодизацию детского развития исходя из изменения его внутреннего ритма и темпа.

К этой группе можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова:

1 ступень - оживление (0-12 месяцев);

2 ступень - одушевление (11-12 месяцев - 5-6 лет);

3 ступень - персонализация (5,5 - 18 лет);

4 ступень - индивидуализация (17-42 года).

Известны попытки построения схемы периодизации развития по психологическим критериям. А. Дистервег, например, устанавливал три возрастные стадии:

господства ощущения;

господства памяти;

господства разума.

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Работая над проблемой периодизации, Л. С. Выготский писал, что только внутренние изменения самого развития, только переломы повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка. Он предложил, как основания для периодизации, использовать анализ социальной ситуации развития ребенка и появляющиеся в ходе развития психические новообразования, выявил переходные критические периоды развития от рождения до юношества.

Новый взгляд на развитие ребенка принадлежал А. Н. Леонтьеву. По его мнению, в связи с переходом от одного возраста к другому меняется место ребенка в системе общественных отношений, за ним стоит деятельность ребенка, которая является определяющей в его развитии. В 1944 году ученым была написана статья «К теории развития психики ребенка», в которой он ввел понятие «ведущий тип деятельности». По мнению А.Н.Леонтьева, главной движущей силой развития личности являются противоречия между имеющимися у ребенка способами деятельности и требованиями общества к нему.

Идеи Л. С. Выготского и А. Н Леонтьева послужили опорой для Д. Б. Эльконина, который сумел создать научно - продуктивную концепцию периодизации психического развития личности, общепринятую в отечественной психологии (табл.1). При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывается на следующем:

- возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведений и ценностных установок;

на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);

на конкретно-историческом понимании природы детстве (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);

в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.

В свете этих представлений вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждой возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Вся деятельность развиваете в рамках системы «ребенок в обществе», подсистемами которой являются «ребенок - вещь или общественный предмет» и «ребенок - взрослый».

Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операциональная техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности преимущественным развитием то одной, то другой стороны.

Каждая эпоха детства представлена двумя закономерно связанными между собой периодами.

Первый содержит усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности, развитие мотивационно - потребностной сферы.

Во втором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Третья классификация схем периодизации индивидуального развития основывается на взглядах их авторов на онтогенез.

Представители первого направления рассматривают развитие в его целостности и неделимости, не выделяя в нем явно выраженных отдельных периодов или этапов (Г. Оллпорт, Дж. Кеттелл, К. Роджерс, Г. Айзенк и др.). В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности.

Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменений с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае признается фоном изучаемых изменений.

Вторую группу образуют те психологические теории, в которых онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития (3. Фрейд. Ж. Пиаже. А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготский. А.Н. Леонтьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.

Теории первой и второй группы могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расходятся в ответе на вопрос о содержании переходов от одного периода к другому.

И, наконец, А. Г. Асмолов, анатизируя теоретически возможные подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций.

Биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами.

Э.Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка.

Социогенетический подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения, социальных установок и ценностных ориентации. К этому направлению, по-видимому, можно отнести и теории научения, согласно которым приобретение человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.

Персоногенетический подход, во главу угла ставящий «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

К названным А.Г. Асмоловым подходам можно добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, ной социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

Таким образом, большинство психологов соглашаются с тем, что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений и выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства. В первую очередь это объясняется большей сложностью периодизации взрослости, когда развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т. е. принимает качественно новую форму саморазвития.

При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность. т. с. несовпадение у одного человека темпов развития различных процессов (биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разных людей. Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы (профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, образу жизни) является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов.

В большинство существующих возрастных периодизаций охвачен весь онтогенез человека. Разноречивость в определении возрастных границ объясняется разными принципами классификаций возрастных периодов: физиологическим, антропологическим, демографическим, психологическим.

Рассмотрим основные схемы индивидуальной периодизации развития человека, не используя классификационных схем, поскольку многие из существующих теорий невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Полной и детализированной считается возрастная периодизация Д.Бромлей.

Человеческую жизнь он рассматривает как совокупность пяти циклов, каждый из которых состоит из ряда стадий Д.Векслер, опираясь на принцип гетерохронности, подразумевающий однонаправленность и разнонаправленность развития психических функций, на основе уровневых показателей и выявления этапов их развития, выделил на основе микровозрастного подхода макропериоды развития взрослого человека (табл.3). В рамках исследований были установлены периоды развития психических и физиологических функций. В одни возрастные периоды некоторые психофизиологические функции могут иметь совпадения в уровне развития, в другие наблюдается опережение в развитии одних по сравнению с другими.

В основу возрастной периодизации И.А.Аршавского положен способ взаимодействия организма с условиями среды.

Под возрастным периодом подразумевался при этом отрезок времени онтогенеза, характеризующийся стабильным характером физиологических функций. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями, связанными с доминированием тех или иных функций организма, обеспечивающих те или иные параметры поведения во взаимодействии с условиями среды и социума.

Схемы периодизации онтогенеза человека И.А. Аршавского (табл.4) отражают влияние эндогенных и экзогенных факторов в пренатальном онтогенезе на формирование нормальной психики ребенка и взрослого человека. Ведущим фактором развития И.А.Аршавский придавал двигательной активности как обеспечивающему адаптивные реакции на факторы внешней среды, сформулировав представление об «энергетическом правиле скелетных мышц». В соответствии с ним интенсивность жизнедеятельности организма даже на уровне отдельных тканей и органов определяется особенностями функционирования скелетных мышц, обеспечивающих на каждом этапе развития особенности взаимодействия организма и среды.

Возрастная периодизация, предложенная В.В.Бунаком, основана на морфологических и антропологических признаках. Автор считал, что изменение размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражают преобразования метаболизма с возрастом.

Эта периодизация близка к принятой в педиатрической практике, которая наряду с морфологическими признаками учитывает и социальные. Младенческому возрасту, согласно этой периодизации соответствует младший ясельный или грудной возраст; период первого детства объединяет старший ясельный или преддошкольный возраст и дошкольный; период второго детства соответствует младшему школьному возрасту и подростковый возраст - старшему школьному. Но так как граница между дошкольным и школьным возрастом требует уточнения в связи с тем, что вопрос о начале систематического образования еще не решен, эта классификация не является основной.

Развернутая схема возрастной онтогенетической периодизации человека была принята на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, АПН СССР.

Эта периодизация отличается от предложенной В.В. Бунаком за счет выделения периода раннего детства, смещения границ второго детства и подросткового периода. Но эта схема периодизации не учитывает адаптивно-приспособительный характер развития и механизмы, обеспечивающие надежность функционирования физиологических систем и целостного организма на каждом этапе онтогенеза.

Схема возрастной периодизации онтогенеза человека

Возраст Период
Новорожденный 1-10 дней
Грудной возраст 10 дней - 1 год
Раннее детство 1-3 года
Первое детство 4-7 лет
Второе детство 8-12 лет (мальчики) 8-11 лет (девочки)
Подростковый возраст 13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки)
Юношеский возраст 17-21 год (юноши) 16-20 лет (девушки)
Зрелый возраст I период II период   22-35 лет (мужчины) 21-35 лет (женщины) 36-60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины)
Пожилой возраст 61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины)
Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины)
Долгожители 90 лет и выше

 

Одна из целей возрастной периодизации - установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды. При этом возрастная периодизация должна опираться на три уровня изучения физиологии ребенка:

- внутрисистемный;

- межсистемный;

- целостного организма во взаимодействии со средой.

В последние годы появился новый взгляд на выбор информативных критериев, на которые должна опираться периодизация развития.

Особую роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием регуляторных структур центральной нервной системы и обусловливающих деятельность всех физиологических систем и поведение ребенка.

Такая логика сближает физиологические и психологические подходы к проблеме возрастной периодизации и создает основу для выработки единой периодизации развития.


 

Раздел 2. Психофизиологические механизмы адаптации детей и подростков к условиям среды

Лекция 2. Развитие двигательного анализатора в онтогенезе

Строение двигательной системы. Роль различных структур мозга в управлении движениями. Процессы управления движением. Координация движений. Выработка двигательных навыков. Схема тела, система внутреннего представления о схеме тела. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями. Концептуальная рефлекторная дуга. Развитие психомоторики и ее роль для успешного обучения в школе. Психофизиология школьных трудностей. Оценка развития психомоторной деятельности у детей и подростков.

 

Взаимодействие человека с окружающим миром происходит главным образом посредством движений. Павлов говорил о наличии настоящего анализатора движений. Но в отличие от остальных анализаторов, двигательный имеет кроме рецепторной, афферентной и корковой сенсорной части, еще и корковую моторную область, где на базе полученной сенсорной информации строятся двигательные программы, корректируемые проприоцептивными сигналами, поступающими от эффекторов по путям обратной афферентации (Анохин).

Двигательный анализатор не только обеспечивает кинестезию (при взаимодействии с кожным) и играет роль в регуляции движений, он также управляет и моторно-висцеральными реакциями, влияя на работу внутренних органов и метаболизм организма, способствуя быстрой выработке двигательных навыков и созданию четкой модели схемы тела.

 

1. Строение двигательной системы. Классификация движений.

Существуют два основных вида двигательных функций: поддержание положения (позы) и собственно движение. В повседневной двигательной активности разделить их достаточно сложно. Движения без одновременного удержания позы столь же невозможны, как удержание позы без движения.

Структуры, отвечающие за нервную регуляцию позы и движений, находятся в разных отделах ЦНС — от спинного мозга до коры больших полушарий. В их расположении прослеживается четкая иерархия, отражающая постепенное совершенствование двигательных функций в процессе эволюции.

 

 

Общий план организации двигательной системы

Структура Функция, выполняемая изолированной структурой Роль структуры в осуществлении движения
Подкорковые и корковые мотивационные зоны Побуждение к действию План
Ассоциативные зоны коры Замысел действия План
Базальные ганглии мозжечок Схемы целенаправленных движений Программа
Таламус Двигательная кора (Приобретенные и врожденные) Программа и ее выполнение
Ствол мозга Регуляция позы Выполнение
Спинномозговые нейроны Моно- и полисинаптические рефлексы Выполнение
Моторные единицы Длина и напряжение мышц Выполнение

Самый низший уровень в организации движения связан с двигательными системами спинного мозга. В спинном мозге между чувствительными нейронами и мотонейронами, которые прямо управляют мышцами, располагаются вставочные нейроны, образующие множество контактов с другими нервными клетками. От возбуждения вставочных нейронов зависит, будет ли то или иное движение облегчено или заторможено. Нейронные цепи, или рефлекторные дуги, лежащие в основе спинальных рефлексов, — это анатомические образования, обеспечивающие простейшие двигательные функции. Однако их деятельность в значительной степени зависит от регулирующих влияний выше расположенных центров.

Высшие двигательные центры находятся в головном мозге и обеспечивают построение и регуляцию движений. Двигательные акты, направленные на поддержание позы, и их координация с целенаправленными движениями осуществляется в основном структурами ствола мозга, в то же время сами целенаправленные движения требуют участия высших нервных центров. Побуждение к действию, связанное с возбуждением подкорковых мотивационных центров и ассоциативных зон коры, формирует программу действия. Образование этой программы осуществляется с участием базальных ганглиев и мозжечка, действующих на двигательную кору через ядра таламуса. Причем мозжечок играет первостепенную роль в регуляции позы и движений, а базальные ганглии представляют собой связующее звено между ассоциативными и двигательными областями коры больших полушарий. Моторная, или двигательная, кора расположена непосредственно кпереди от центральной борозды. В этой зоне мышцы тела представлены топографически, т.е. каждой мышце соответствует свой участок области. Причем мышцы левой половины тела представлены в правом полушарии, и наоборот.

Двигательные пути, идущие от головного мозга к спинному, делятся на две системы: пирамидную и экстрапирамидную. Начинаясь в моторной и сенсомотрной зонах коры больших полушарий, большая часть волокон пирамидного тракта направляется прямо к эфферентным нейронам в передних рогах спинного мозга. Экстрапирамидный тракт, также идущий к передним рогам спинного мозга, передает им эфферентную импульсацию, обработанную в комплексе подкорковых структур (базальных ганглиях, таламусе, мозжечке).

Движение определяют как форму реакции организма, выражающейся в пе­ремещении его составных частей или целого организма в пространстве. Все многообразие видимых форм движений человека основывается па физиче­ских законах перемещения тел в инерционном пространстве. Конечности и тело представляют собой кинематические цепи, которыми можно управлять, если задавать желаемую траекторию движения. Для этого необходимо свя­зать избыточные степени свободы. Это и является основной функцией цен­тральной нервной системы при организации координированных движений.

 

 

При классификации движений учитывают изменение взаимного поло­жения частей тела (сгибание, разгибание), функциональное значение дви­жений (ориентировочные, ударные, нажимные и т. д.), морфофуикциопаль-иую организацию (дыхательные, мышечные, движения глаз и т. д.), степень осознанности (автоматические, произвольные и непроизвольные, трудовые).

При классификации движений необходимо учитывать также конкретные целевые функции, которые должна выполнять двигательная система. В са­мой общей форме таких функций четыре: поддержание определенной позы, ориентация на источник внешнего воздействия для его наилучшего воспри­ятия, а также для поддержания равновесия тела, перемещение тела в про­странстве, манипулирование.

Непроизвольные {безусловно-рефлекторные) движения представляют со­бой двигательные акты, управление которыми осуществляется автоматиче­ски и неосознанно. Это простые движения, поддержание позы, регуляция работы антигравитационных мышц. Произвольные {условно-рефлекторные) движения регулируются осознанно, осуществляются при участии всех уров­ней головного мозга и связаны с формированием различных двигательных навыков.

Простые движения представляют собой движения, осуществляемые с участием одного сустава, либо движения, координация которых осуществ­ляется при участии низшего уровня организации. Сложные движения пред­ставляют собой двигательные акты с участием двух и более суставов. Они строятся из простых движений, как из строительных блоков, и требуют для своей регуляции и координации участия высших уровней мозга.

Быстрые движения баллистического типа завершаются раньше, чем к со­ответствующим центрам мозга успевает прийти информация от двигатель­ных аппаратов. Медленные движения постоянно корректируются по ходу выполнения за счет информации, поступающей па все уровни мозга от ре­цепторов мышц и суставов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.