Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современное представление о соотношении сознания и бессознательного




Сознание взаимодействует с бессознательным, но его роль ничтожна. Она состоит в попытках слабых и неверных удержать бессознательное от прямого прорыва в окружающую действительность.

Вундту было известно, что психика шире, чем сознание.

ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ

Методы ранжирования (использовались в Вундтовской психологии сознания)

Пример - шкалы самооценки. Эти методы очень важны, поскольку позволяют сравнивать и сопоставлять предметы между собой.

Графические

Творческие

Проективные методы

В зависимости от метода анализа продуктов деятельности

Дневники, письма, художественные или литературные произведения…

 

Берут свое начало в психоанализе. Во всех наших продуктах проявляются скрытые мотивы личности. Мы приписываем реальности наши внутренние переживания.

ТАТ - тематический апперцепционный тест созданный Мюрреем. Серия черно белых картинок, включающая в себя двусмысленные компоненты (расположение лиц, рук, предметов). Принцип – неопределенность тестового материала – простор для проекции.

Интерпретационные ТАТ, чернильные пятна Роршаха, Люшера.

Вербальные -методика Сакса

Вербально-графические -рисунок несуществующего животного (Майя Захаровна Дукаревич), рисунок моей семьи, рисунок дом-дерево-человек (Маккоуин) или человек.

Основные проблемы этих методов - сложность и неоднозначность результатов.

Методы шкалирования -приписывание численных значений изучаемым психическим параметрам. (Вундт (психология сознания) использовал шкалу для измерения интенсивности переживаемых ощущений. Позднее этот метод перенесен на более сложные качества и переживания. В дальнейшем оценивали себя и окружающую действительность.)

Однако впервые полноценным предметом психологии бессознательное стало в работах З.Фрейда.

Неосознанное – то, что актуально не осознается, но может быть осознано.

Бессознательное – область психики, которая по своей фактуре и сущности не может подлежать осознанию.

Бессознательное занимает 9/10 психики (по фрейду)

Бессознательное филогенетически и онтогенетически значимо предшествует развитию сознания.

Бессознательное – не только по объему, но и по функции главная часть психики. Это основная направляющая поведения и энергетический источник. В бессознательном содержится присущее каждому человеку врожденно и неизменно влечение.

Влечение – базовые врожденные инстинктивные мотивы, присутствующие у всех людей и независящие от социализации.

Они имеют биологическую природу и обеспечивают выживание.

ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ=СЕКСУАЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ =ЛИБИДО

ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ =АГРЕССИВНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ=ТОНАТОС

Чтобы бессознательно не прорывалось в жизнь, сознание вырабатывает защитные механизмы.

Вытеснение Из сознательного в бессознательное происходит переход. Он состоит в перемещении в бессознание событий и фактов из области сознания в бессознательное, что выглядит как забывание. Однако это не забывание, а, скорее, бальзамирование. События сохраняются в недоступной сознанию форме. Фрейд называл её непереработанным опытом.

Вытесненное содержание формирует аффективный комплекс по следующим причинам

1) Обычно вытеснение является результатом пережитой сильной негативной эмоции - аффекта

2) Память и вытеснение в состоянии аффекта обладают «мнемической липучестью». К ядру переживания как бы прилипают случайные обстоятельства события. Они начинают приобретать самостоятельное значение и могут привести к расстройствам.

3) Перемещенный в бессознательное аффективный комплекс не беспокоит человека, но сохраняет свою энергию, т.е. способен проявлять себя вне сознательного контроля. Степень паталогичности может быть различной. В слабой форме - забывание простых данных - психофизиология обыденной жизни.

Аффект снижает спектр реакций.

Например – ступор.

Психопатология обыденной жизни является практически нормой.

Однако следствием пережитой психологической травмы может являться глубокая патология сознания.

В причине многих психических заболеваний лежат переживания, полученные в результате тяжелого психологического комплекса.

На этих представлениях основан лечебный метод Фрейда. Смыл состоит в отреагировании тех комплексов, которые затаились в бессознательном. Для этого необходимо ослабить сознательный контроль и выпустить бессознательное.

Гипноз

Метод свободных ассоциаций основан на релаксации, свободном самовыражении и направляющих действиях психоаналитика.

Катарсис - цель работы (очищение, освобождение, исцеление). Процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, в ходе которого пациенты могут себя очень бурно (приступ слез, агрессия и т.д.)

 

Таким образом, в бессознательном содержится два вида компонентов - изначальные и приобретенные.

Изначальные – инстинктивные влечения.

Приобретенные - последствия пережитых, но неотреагированных травм.

Теория Фрейда строится на том, что психологический опыт складывается из детских сексуальных, эротических переживаний. (Комплекс Эдипа, Комплекс Электры)

 

 

23/09




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.