Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тормозная сила. Показатели тормозных свойств колесных машин. Методы их определения и нормативы




Типы тормозных систем

Тормозной системой называют совокупность устройств для обеспечения торможения автомобиля.

Поскольку способы в виды торможения, применяемые в практике, довольно разнообразны, применяют и различные тормозные системы на одном и том же автомобиле. Это способствует также и повышению безопасности автомобиля путем частичного дублирования функций различными тормозными системами.

Вопросы безопасности автомобиля стали настолько актуальны, что вынудили разработать ряд международных стандартов, содержащих требования к автотранспортным средствам, в том числе в части тормозных систем. Одним из основополагающих стандартов в этой области являются "Правила 13 ЕЭК ООН". В соответствии с этими правилами в нашей стране разработаны стандарты ГОСТ 22895-77 - для новых автомобилей и ГОСТ 25478-82 - для автомобилей, находящихся в эксплуатации.

В соответствии с этими стандартами каждый автомобиль должен быть оборудован рабочей, запасной и стояночной тормозными системами, а некоторые автомобили и вспомогательной тормозной системой.

Рабочая тормозная система используется для служебных и экстренных торможений. Она предназначена для уменьшения скорости автомобиля, вплоть до полной остановки с необходимой эффективностью.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля с необходимой эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы. Иногда используют в качестве запасной тормозной системы часть рабочей тормозной системы, не вышедшей из строя в результате повреждений. Часто в качестве запасной тормозной системы используют стояночную тормозную систему.

Стояночная тормозная система предназначена для осуществления стояночного торможения.

Вспомогательная тормозная система предназначена для осуществления торможения с постоянной скоростью и используется при длительных спусках автомобиля на уклоне, а также для осуществления служебного торможения.

Показатели тормозных свойств

Естественно, раз придают столь важное значение тормозным свойствам автомобиля, то при сопоставлении различных автомобилей, их оценке, принято оценивать и их тормозные свойства. Отсюда понятно, что необходимо выбрать критерии оценки тормозных свойств. Следует сначала рассмотреть качественные показатели, которые могут влиять на процесс протекания торможения.

Прежде всего, автомобиль останавливается внешней силой тормозной силой. Чем больше тормозная сила, тем более эффективно торможение. Результатом торможения является остановка транспортного средства или снижение его скорости. Поэтому важно расстояние, проходимое автомобилем за время торможения. Это расстояние называется тормозным путем. Чем меньше тормозной путь, тем выше эффективность торможения.

Столь же важно для автомобиля быстро погасить скорость. Показателем скорости изменения скорости является ускорение. При торможении речь идет об отрицательном ускорении - замедлении автомобиля. Так как при торможении происходит преобразование кинетической энергии в тепло, важно оценить энергоемкость тормозной системы, т.е. способность поглощать тепло, излучать его в пространство, не допуская слишком большого роста температуры.

Если сохраняется способность высокоэффективного торможения АТС при повышенных температурах, это указывает на стабильность тормозных свойств автомобиля.

О качестве протекания процесса торможения можно судить по времени, необходимому для срабатывания тормозной системы. Чем меньше это время, тем скорее тормозная сила начнет оказывать свое действие, останавливая машину. Ведь за это время, пока начинают срабатывать элементы тормозной системы, машина беспрепятственно движется, не снижая скорости, проходя за секунду при скорости 60 км/ч 16,6 метра.

Нормативы и методы определения тормозных свойств

Оценка тормозных свойств автомобиля состоит в сопоставлении качественных параметров оцениваемого автомобиля с нормативами эффективности, указанными в стране. Эти нормативы по тормозным свойствам приведены в ГОСТ 22895-77, который в своих требованиях соответствует международным нормам и даже в некоторых моментах устанавливает более жесткие требования.

Поскольку АТС существенно отличаются друг от друга построением, назначением, массой, неправильно устанавливать единые одинаковые требования для всех транспортных средств, как участников дорожного движения. Нельзя также предъявлять одинаковые требования к разным тормозным системам (например: к РТС и стояночной).

В связи с этим в стандарте установлена классификация транспортных средств в зависимости от назначения и полной массы.

Стандарт устанавливает три категории транспортных средств М, N, О.

М - для перевозки людей;

N - для перевозки грузов;

О - прицепные транспортные средства.

Каждая из категорий имеет подкатегории в зависимости от полной массы транспортного средства или количества перевозимых пассажиров.

Например: М1 - АТС для перевозки людей с числом мест не более 8;

М2 - АТС для перевозки людей с числом мест более 8 и полной массой до 5 т;

М3 - АТС для перевозки людей с числом мест более 8 и полной массой более 5т;

N1 - грузовые автомобили или автопоезда полной массой до 3,5 т;

N3 - грузовые автомобили или автопоезда полной массой до 52 т и т.д.

Критериями для оценки эффективности действия рабочей и запасной тормозной систем АТС категории М и является величина тормозного пути и величина развиваемого автомобилем замедления; для АТС категории О - величина тормозной силы и времени срабатывания.

Критерием оценки эффективности действия стояночной тормозной системы является ее способность удержания АТС полной массы на нормируемом уклоне.

Критерием оценки эффективности вспомогательной системы является значение суммарной тормозной силы. При этом эффективность считается достаточной, если без применения иных устройств обеспечивается спуск АТС категорий М и с дизельным двигателем со скоростью 30 км/ч по уклону 7% протяженностью 6 км.

Таблица 1.

  Подкате-гории   , км/ч   Рабочая тормозная система Запасная тормозная система
испытания «ноль» испытания «один» испытания «два»
       
М1 и М2   43,2   52,1 5,6 - - 93,3 2,9
М3   32,1   38,0 4,8 39,8 4,6 64,4 2,5
I   44,8 5,5 53,5 4,4 - - 95,7 2,2
II     5,5 29,4 4,4 31,0 -   2,2
III   17,2 5,5 20,0 4,4 21,0 4,1 33,8 2,2
Автопоезд с тягачем   18,4 5,5 21,2 4,4 22,2 4,1 35,0 2,2

 

ПРИМЕЧАНИЕ: - начальная скорость проведения испытаний;

- тормозной путь, м;

- установившееся замедление, м/с2.

Рабочая тормозная система испытывается в трех режимах:

условно называемых "ноль", "один", "два".

Испытания типа "ноль" предусматривают проверку эффективности действия "холодных" тормозных механизмов, т.е. тормозных механизмов, соответствующих тепловому режиму наиболее часто встречающемуся в эксплуатации.

Испытания типа "один" предусматривают проверку эффективности действия тормозных механизмов, нагретых до такого состояния, как если бы непосредственно перед замерами АТС произвело спуск с уклона 7%, протяженностью 1,7 км со скоростью не более 40 км/ч.

Испытания типа "два" предусматривают проверку остаточной эффективности действия тормозных механизмов, нагретых перед проверкой спуском АТС с уклона 6% длиной в 6 км при скорости спуска 30 км/ч.

Нормативы эффективности действия рабочей и запасной тормозных систем для некоторых категорий АТС приведены в табл. 1.

 

Эффективность действия стояночной тормозной системы определяется ее способностью удержать полностью груженое транспортное средство на уклоне не менее:

18% - для АТС категории О и автопоездов;

20% - для АТС категории N;

25% - для АТС категории М.

Особенности в назначении критериев эффективности действия РТС транспортных средств категории "О" вызвана необходимостью установления доли из общей тормозной силы, приходящейся на прицепное звено автопоезде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.