Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые отношения




Локальные

Межотраслевые

Регулятивные

Муниципальные

Субъектов РФ

Межрегиональные

в) по действию во времени:

- постоянные – без указания срока действия. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.

- срочные – для которых определен срок действия. Срочная норма прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

- временные – устанавливаемые на определенное время. Например, на период чрезвычайного, военного положения.

г) по кругу лиц:

- общеобязательные – для всех субъектов – граждан или юридических лиц (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц)

- специальные – для специальных субъектов (отдельных групп лиц). Например, порядок уплаты налогов страховыми организациями или распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих)

5) по функциям права:

- охранительные

6) по объему регулирования:

- общие

- отраслевые

 

7) по юридической технике:

- определенные (прямые) – все элементы нормы воспроизводятся в статье непосредственно

- отсылочные – в статье один из элементов нормы указывается путем отсылки к другой конкретной статье этого же нормативно-правового акта

- бланкетные – статья указывает на элемент нормы путем отсылки не к конкретной статье, а к другому порядку правового регулирования – правилам осуществления какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т.д.

 

1. Понятие, особенности, структура и виды административно-правовых отношений.

 

Административно-правовые отношения – регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления и охраны правопорядка. Они возникают, изменяются, прекращаются в связи с применением административно-правовых норм.

 

Норма административного права – это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но, с другой стороны, административно-правовая норма может существовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения. Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном положении, о военном положении, но до наступления определенных условий и обстоятельств они не применяются и не порождают административно-правовых положений.

 

В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие отношения возникают, изменяются или прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.

Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию - субъективному праву одного участника правоотношения – всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется.

Особенности административно-правовых отношений.

АПО наряду со всеми присущими любому правоотношению атрибутами имеют и некоторое своеобразие, отражающие их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других ПО прежде всего своим содержанием. Тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

АПО могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формулируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

Особенностью АПО также является их многообразие и всеобъемлющий характер. Всякий гражданин становится участником АПО буквально с момента рождения, далее его административная правосубъектность постоянно расширяется и углубляется, и даже после смерти гражданина АПН и АПО обретают память о нём в законодательстве о погребении, порядке ликвидации мест захоронения, перезахоронения останков и т.п.

  • К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся:
    • 1) это преимущественно властеотношения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Они возникают, как правило, между органом, наделенным государственно-властными полномочиями и другим субъектом, не имеющим таких полномочий (частные лица - юридические и физические);
    • 2) характер этих отношений предопределен доминирующим положением управляющей стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления, адресуемые другой стороне;
    • 3) в административно-правовых отношениях в той или иной мере выражается воля государства, публично-правовой интерес, поскольку они складываются преимущественно в сфере государственного управления;
    • 4) эти отношения в значительной мере являются организационными отношениями, поскольку связаны с практической реализацией функций исполнительной власти, направленных на организацию исполнения законов;
    • 5) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. Однако согласие управляемой стороны не является обязательным условием возникновения этих отношений: они могут возникать вопреки ее воли;
    • 6) в административно-правовых отношениях сторона несет ответственность перед государством в лице соответствующего органа или должностного лица. Это отличает их от гражданско-правовых отношений, в которых стороны несут ответственность друг перед другом. Юридическое неравенство сторон в административно-правовых отношениях не исключает возможности возникновения споров между ними, поскольку они равны перед законом и судом. В правовом государстве органы исполнительной власти обязаны действовать в рамках закона, определяющего их компетенцию. В случае неправомерных действий и решений этих органов частные лица вправе оспорить их в административном или судебном порядке.

Структура административно-правовых отношений:

Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру, а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения – субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

  • объект административных правоотношений – то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений. Объект –1) общественные отношения в сфере государственного управления; 2) в сфере охраны правопорядка.
  • субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган. Субъект – Президент РФ; органы исполнительной власти, местного самоуправления и их должностные лица; иные государственные органы; государственные и муниципальные служащие; коммерческие и некоммерческие организации (с правами и без прав ЮЛ); граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
  • юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
  • содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности. Запреты, ограничения, ответственность субъектов правоотношения.
  • метод административно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;
  • способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при нали­чии условий, предусмотренных административно-правовыми нор­мами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, дейст­вия, а в некоторых случаях - события.

Действия - активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов, результат активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомер­ные действия.

1. Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Это могут быть:

= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям ад­министративно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение кон­кретного административного правоотношения между ним и ис­полнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имею­щие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возник­новение, изменение или прекращение административно-правово­го отношения. Например, приказ о назначении на должность вле­чет за собой возникновение государственно-служебных отноше­ний, являющихся разновидностью административно-правовых.

2. Неправомерные действия не соответствуют требованиям адми­нистративно-правовых норм, нарушают правила поведения, установленные административным правом. Неправомерные действия характеризуются как правонарушение – виновные противоправные деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность. Видами неправомерных действий – правонарушений, - являются:

= преступление – правонарушение, имеющее высокую степень общественной опасности;

= к правонарушениям относятся дисциплинар­ные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События — явления окружающей действительности, независящие от воли людей (например, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.).

Юридические факты могут быть:

= по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

= по форме своего проявления:

- положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

- отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения и др.

Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

 

 

Виды административно-правовых отношений:

1) по содержанию:

  • материальные, основанные на нормах материального права;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

3) по целям:

  • регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
  • охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав

4) по направленности отношений:

= внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями, определению прав, обязанностей и ответственности должностных лиц органов управления. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

= внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.).

5) в зависимости от характера юридических фактов:

порождаемые правомерными действиями;

порождаемые неправомерными действиями.

6) в зависимости от государственного устройства:

между федеральными органами и исполнительными органами субъектов федерации;

между одноуровневыми исполнительными органами субъектов федерации;

между исполнительными органами разноуровневых субъектов.

7)в зависимости от особенностей участников отношений:

между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;

между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

между субъектом исполнительной власти и гражданами.

8) по способу защиты:

= защищаемые в административном порядке;

= защищаемые в судебном порядке.

7) по направленности связей:

вертикальные – отношения «власть-подчинение»;

горизонтальные – между субъектами исполнительных органов:

= административ­но-процедурные:

предшествующие непосредственному управля­ющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения.

возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Это, например, отношения, в ходе и результате которых вырабатываются совместные меры по исполнению нормативных актов (формирование межведомственных комиссий, проведение совместных ревизий и т.п.).

= отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об админи­стративных правонарушениях). Содержанием этих отношений яв­ляется рассмотрение административно-правовых споров;

= отношения административно-договорного характера, нося­щие форму различного рода соглашений (например, предвари­тельное соглашение о приеме на ту или иную должность и т.п.). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

Горизонтальный характер таких правоотношений, а также их вспомо­гательный характер по отношению к основным вариантам адми­нистративно-правовых отношений, является относительно временным состоянием. В конечном итоге они неизбежно перерастают в верти­кальные отношения. Моментом такого перерастания служит, на­пример, принятие совместного юридически властного акта (со­вместного приказа) либо принятие полномочным исполнитель­ным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об ад­министративном правонарушении.

8) по функциям права:

регулятивные

охранительные.

9) в зависимости от субъектов и целей реализации правоотношения:

отношения связанные с реализацией органами управления своей компетенции;

отношения в связи с реализацией гражданами их прав в сфере исполнительной власти (поступление на государственную службу);

административно-правовые споры – отношения связанные с ущемлением прав и законных интересов граждан и юридических лиц, незаконным возложением обязанности или ответственности, противоречащих законодательству;

отношения, связанные с нарушением требований административно-правовых норм гражданами и юридическими лицами, в сфере публичного управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.