Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система принципов налогообложения

Функции налогов

Фискальная – отражает фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации им своих функциональных обязанностей;

Регулирующая – с помощью налоговых методов государство может стимулировать или сдерживать развитие отдельных сфер деятельности, отраслей, регионов и т.д.;

Распределительная (социальная) – обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования; налоги позволяют перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью поддержания социальной стабильности в обществе;

Контрольная – благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией о финансовом положении страны, деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Через эту функцию обеспечивается контроль над налоговыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы.

 

Принципы налогообложения
Организационные
Юридические
Экономические
справедливости
эффективности
множественности
учёта интересов
соразмерности
нейтральности
отрицания обратной силы налогового закона
установление налогов законами
приоритетности налогового законодательства
наличия всех элементов налога в законе
единства налоговой системы
подвижности (эластичности)
стабильности
налогового федерализма
гласности
одновременностиобложения

 

Экономические принципы.

Принцип справедливости – участие каждого в финансировании расходов государства должно быть соразмерно его доходам и возможностям.

Принцип эффективности – поступления от налогов должны существенно превышать затраты государства на их сборы.

Принцип соразмерности – процесс наполняемости бюджетов не должен дестимулировать экономическую активность налогоплательщиков.

Принцип учёта интересов – налоговый платеж должен быть заранее определён, т. е. известны все элементы налога; исчисление и время уплаты налога в первую очередь должны быть удобны налогоплательщику.

Принцип множественности – налоговая система должна быть построена на совокупности дифференцированных налогов и различающихся объектов обложения.

Юридические принципы.

Принцип нейтральности – недопустимо установление различных налогов или элементов налогов дифференцированно исходя из каких-либо дискриминационных оснований (ст. 3 НК РФ).

Принцип установления налогов законами (ст. ст. 3, 12 НК РФ).

Принцип отрицания обратной силы налогового закона – вновь принимаемый закон, ухудшающий положение налогоплательщиков, не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия (ст. 5 НК РФ).

Принцип приоритетности налогового законодательства – неналоговые нормативно-правовые акты, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок взимания налогов (ст. ст. 4, 6 НК РФ).

Принцип наличия всех элементов налога в законе (ст. 17 НК РФ) – налог считается установленным, когда определены: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Организационные принципы.

Принцип единства налоговой системы – недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности, нарушающих единство экономического пространства и налоговой системы страны.

Принцип подвижности (эластичности) – предполагает изменение налогов или их элементов в целях соответствия меняющимся государственным потребностям, а также в целях устранения законодательных недочётов.

Принцип стабильности – недопустимость частых существенных изменений в налоговой системе.

Принцип налогового федерализма – налоговая система страны должна наделять различные уровни государственного управления различными налоговыми полномочиями и ответственностью (данный принцип отражен в делении налогов на федеральные, региональные и местные).

Принцип гласности – основан на требовании обязательного официального опубликования нормативно-правовых актов, касающихся обязанностей налогоплательщика.

Принцип одновременности обложения – недопустимо обложение одного и того же объекта более чем одним налогом.


Современные классификации налогов

Выделяют следующие критерии классификации.

1) принадлежность к уровню управления: федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

2) субъект налогообложения: налоги с юридических лиц, с физических лиц, смешанные;

3) степень переложения: налоги прямые и косвенные;

4) характеру отражения в системе национальных счетов: налоги на производство и импорт, на доходы и имущество;

5) предмет (объект) налогообложения: налоги с имущества, с доходов, с потребления, с использования ресурсов;

6) способ обложения: налоги уплачиваемые:

а) «у источника» – это налоги, предусматривающие участие налоговых агентов, на которых возлагается обязанность исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет.

б) «по декларации» – налоги, предусматривающие обязанность налогоплательщика, самостоятельно рассчитывать налоговый оклад посредством его объявления (декларирования)

в) «по уведомлению» – налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомлению налогоплательщика о его уплате.

7) применяемая ставка:

а) налоги с прогрессивными, регрессивными и пропорциональными ставками;

б) налоги с твердыми, процентными и комбинированными ставками:

твёрдые (специфические) ставки – те, которые устанавливаются в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы;

процентные (адвалорные) ставки – те, которые устанавливаются в процентах к налоговой базе;

комбинированные (смешанные) ставки – те, в которых одновременно сочетаются процентные и твёрдые ставки.

8) бухгалтерский источник уплаты: налоги с выручки от реализации, относимые на себестоимость или на финансовый результат, на оплату труда, с валовой прибыли.

9) по назначению:

а) общие (абстрактные, немаркированные) – это налоги, средства от поступления которых, аккумулируются в бюджете определенного уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета;

б) целевые (маркированные) – налоги, имеющие заранее определенное целевое назначение и строго закрепленные за определенными видами расходов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные понятия. Теория налогового предела | Структура (элементы) налога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.