Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неценовая конкуренция




Получая экономическую прибыль, фирма-монополистический конкурент не ждет, что конкуренты изготовят аналогичный товар и тем самым ликвидируют его прибыль – для увеличения спроса на свою продукцию она постоянно ищет пути его совершенствования, осуществляя неценовую конкуренцию. Естественно, что товар может совершенствоваться и без существенных изменений его потребительских качеств (внешний вид, способы продажи и т.п.). Но в долгосрочном периоде фирмы ориентируются на разработку принципиально новых моделей товаров с учетом последних достижений науки и техники (в отличие от чистой монополии).

Второе важное направление неценовой конкуренции – реклама. Ее цель – увеличение доли фирмы на рынке и формирование потребительских предпочтений относительно ее продукции. Реклама объясняет потребителю преимущества и отличия данного товара от других, помогая сделать разумный выбор, способствует формированию новых потребностей, а иногда создает мнимую дифференциацию товаров. Расходы на рекламу можно признать неэффективными с точки зрения общества, так как при альтернативном использовании затраченных средств они могли бы принести больший полезный эффект, чем просто создание рекламной инфраструктуры.

На рис.12.2 показано, как за счет расходов на рекламу фирма может увеличить свою долю на рынке.

Затраты на рекламу увеличивают затраты на единицу продукции (), но одновременно увеличивается и спрос на продукцию фирмы, что в итоге увеличивает выручку (). Воздействие рекламы на прибыль фирмы зависит от того, как рекламируют свой товар конкуренты. Графически итоговый эффект рекламы отражается не только в смещении линии спроса вверх, но и в увеличении угла ее наклона (т.е. в уменьшении его эластичности).

 

 
 


Р,

C МС2

AC2

P2

 

MR2 D2

 
 


AC1

P1

МС1 D1

MR1

Q1 Q2 Q

Рис.12.2. Влияние расходов на рекламу на объем продаж и затраты

монополистического конкурента

 

На рис.12.2 отражено равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде, т.к. реклама может привести только к временному увеличению прибыли. В краткосрочном периоде линия спроса будет выше, чем D2 на графике, т.е. фирма будет получать экономическую прибыль. Свободный вход на рынок привлечет новые фирмы с подобным товаром, и кривая индивидуального спроса сдвинется вниз.

Таким образом, реклама позволяет увеличить объем продаж товара и одновременно повысить цену без потерь выручки фирмы в пользу конкурентов. Однако следует признать, что эффективность рекламы часто может быть низкой, так как реклама различных товаров-заменителей затрудняет потребительский выбор, и покупатели начинают искать другие критерии выбора товара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.