Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производный спрос при совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта




Конкурентный рынок факторов производства – это наличие большого числа продавцов и покупателей фактора производства, причем каждый из них не может повлиять на его стоимость. Его исследование целесообразно начать с анализа спроса на фактор производства.

Первичные факторы производства применяются при из­готовлении практически всех благ. Поэтому рыночный спрос на ресурс представляет собой сумму индивидуальных функций спроса, предъявляемого всеми фирмами различных отраслей, использующими данный ресурс в производстве (или же сумму отраслевых функций спроса на данный ресурс).

Учитывая, что в отрасли существует много потребителей данного ресурса, а также то, что спрос на него зависит от спроса на готовую продукцию, кривая отраслевого спроса на ресурс будет зависеть от того, приведет или не приведет изменение цены ресурса к изменению цены готовой продукции.

1. Если цена готовой продукции останется без изменения, кривая отраслевого спроса может быть определена как сумма спроса всех входящих в отрасль фирм.

2. Если в результате снижения цены ресурса цена готовой продукции снизится, то отраслевой спрос будет меньше суммы спроса всех входящих в отрасль фирм. Это связано с тем, что снижение издержек приведет к увеличению отраслевого предложения, что снизит равновесную цену. Если бы цена осталась на прежнем уровне, расширение производства было бы более значительным и для его обеспечения потребовалось бы больше ресурсов.

Отсюда можно сделать вывод, что отраслевой спрос на ресурс менее эластичен, чем индивидуальный спрос на него, так как потребители товара одной фирмы могут заменить его товаром другой фирмы этой же отрасли, а если речь идет о товаре отрасли в целом, то заменителей у него может не быть или быть очень мало.

Чувствительность производного спроса на изменение его факторов определяется показателями эластичности. Ценовая эластичность спроса на ресурсы со стороны фирмы зависит от следующих факторов:

1) темпы снижения предельного продукта (чем быстрее его спад, тем меньше эластичность, и наоборот);

2) возможность ресурсозамещения (чем больше субститутов, тем выше эластичность спроса на ресурс);

3) эластичность спроса на продукт, производимый с помощью данного ресурса (однозначно прямая зависимость);

4) доля затрат на ресурс в общих издержках фирмы (чем она больше, тем выше эластичность спроса на ресурс при отсутствии возможности замещения);

5) структура рынка готовой продукции (если он чисто конкурентный, то эластичность спроса фирмы на ресурс будет выше, чем в условиях, например, монополии).

Помимо этого, существуют и ряд неценовых факторов динамики спроса на факторы производства:

1) изменения в спросе на продукт, в производстве которого используется ресурс, под воздействием неценовых факторов (однозначно прямая зависимость);

2) изменения в технологии производства, приводящие к изменению производительности ресурса. При улучшении технологии затраты ресурса на единицу продукции сокращаются, но снижение ресурсоемкости сопровождается расширением выпуска продукции, что стимулирует спрос на ресурс;

3) изменение цен на другие ресурсы.

Ресурсам, как и благам, свойственна взаимозаменяемость (субституционность) и взаимодополняемость (комплементарность). В целом, если снижается цена на ресурс-заменитель данного, то при прочих равных условиях это приведет к снижению спроса на данный ресурс, а если на ресурс-дополнитель – то к повышению спроса на данный ресурс.

При изменении цены на ресурсы-заменители одновременно срабатывают два эффекта – эффект замещения и эффект объема выпуска (аналогичен по смыслу эффекту дохода в поведении потребителя). Фактическое изменение спроса на ресурс зависит от соотношения сил их воздействия. Если эффект замещения больше, чем эффект объема, то изменения цен и спроса будут иметь одинаковую направленность, если сильнее эффект объема – то противоположную.

Если изменяются цены на комплементарные ресурсы, то действует лишь эффект объема продукции, при котором изменения цен на одни ресурсы и спрос на другие имеют разную направленность.

В соответствии с законом убывающей отдачи спрос на фактор производства определяется его производительностью (продуктом, отдачей) и ценой на продукт (товар), в производстве которого он используется. При этом цена на фактор производства определяется действием законов спроса и предложения, но в основе ее определения лежит предельный продукт. Это добавочный продукт (дополнительный выпуск продукции), получаемый при добавлении еще одной единицы этого фактора при условии, что остальные факторы остаются неизменными (см. тему 6). Очевидно, что цена фактора производства равна предельному продукту последней единицы фактора (т.е. минимальному), которая находит применение при данном соотношении спроса и предложения, поэтому предельный продукт определяет цену всех единиц фактора. Для этого предельный продукт нужно измерить в денежном выражении – как доход, полученный от использования каждой дополнительной единицы ресурса. Для совершенно конкурентного рынка он называется ценностью предельного продукта фактора:

, (13.1)

где Р – цена производимого товара.

В условиях несовершенной конкуренции он называется предельной доходностью ресурса или доходом от предельного ресурса:

. (13.2)

В дальнейшем анализе используется последний показатель и для совершенной, и для несовершенной конкуренции.

Предельная доходность ресурса, как и предельный продукт, снижается в соответствии с законом убывающей отдачи, причем скорость такого снижения для несовершенной конкуренции выше, чем для совершенной конкуренции.

Ррес

 

 

Qрес

Рис.13.1. Предельная доходность ресурса

 

Очевидно, что при несовершенной конкуренции кривая предельной доходности ресурса менее эластична, чем при совершенной. Поэтому при несовершенной конкуренции производитель меньше реагирует на изменение цены ресурса при его вовлечении. На конкурентном рынке кривая VRP по экономическому смыслу представляет собой кривую спроса на ресурс, и она может перемещаться под влиянием изменения цены на продукт и производительности труда.

Одно из последствий данного результата в том, что фирмы, имеющие монопольную власть на рынке продукта, вовлекут меньше ресурса, чем фирмы-совершенные конкуренты (см. темы 10-12)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.