Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равновесие в экономике обмена

В концепции общего равновесия рынков важное место уделяется экономической эффективности рыночной системы. Начать ее рассмотрение целесообразно с экономики обмена. В ней анализируется поведение двух потребителей, которые могут осуществлять торговлю между собой. Если предположить, что изначальное распределение товаров между ними может быть улучшено для каждого из них в ходе обмена, это означает, что исходное распределение товаров является экономически неэффективным. При эффективном распределении уже никому из них не может быть лучше без ухудшения положения другого. Очевидно, что только взаимовыгодные сделки приводят к эффективному распределению благ (об этом же говорит концепция излишка потребителя и производителя – см. рис.5.6).

Согласно общему правилу добровольная сделка двух индивидов взаимовыгодна (за исключением двух случаев: 1) из-за нехватки информации люди сомневаются в пользе обмена; 2) людей могут принуждать к сделке). Чтобы понять, как обмен товарами улучшает их благосостояние, рассмотрим следующий пример, основываясь на двух важных предположениях: 1) оба лица имеют полную информацию о предпочтениях друг друга; 2) обмен товарами не требует затрат, т. е. издержки сделок равны нулю.

Предположим, что потребители А и B имеют 10 единиц товара Х и 6 единиц товара Y. Вначале потребитель А обладал 7 единицами товара Х и 1 единицей товара Y, а потребитель B – соответственно 3 и 5 единицами (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Торговля между двумя потребителями

 

Потребители Исходное распределение Результат сделки Конечное распределение
А 7X, 1Y –1X, +1Y 6X, 2Y
B 3X, 5Y +1X, –1Y 4X, 4Y

 

Чтобы определить, выгоден ли обмен между потребителями, необходимо знать их предпочтения в данных товарах. У потребителя А много товара Х и мало товара Y, а у потребителя B обратная ситуация – мало товара Х и много товара Y. Исходя из этого, предположим, что у потребителя B предельная норма замены (MRS) товара Y товаром Х составляет 3 (чтобы получить 3 единицы товара Х, он готов отдать 1 единицу товара Y). В то же время этот же показатель у потребителя А составляет (он отдаст 2 единицы товара Y за 1 единицу товара Х).

Таким образом, между ними имеется возможность взаимовыгодной сделки, фактический исход которой зависит от процесса торга. Возможный ее результат заключается в обмене 1 единицы товара Х потребителем B за товар Y потребителя А в пределах от до 2 единиц. В любом случае у каждого прибавляется больше товара, который он ценит выше. В той мере, в какой MRS обоих потребителей различаются, появляется возможность взаимовыгодной сделки, потому что распределение ресурсов неэффективно, а обмен принесет пользу им обоим. Поэтому, чтобы обеспечить экономическую эффективность, необходимо выровнять MRS у обоих потребителей.

Этот важный результат верен и для случая многих товаров и потребителей: распределение товаров эффективно только тогда, когда предельные нормы замены между любыми их парами одинаковы для всех потребителей.

Возникает вопрос: если взаимный обмен выгоден, то какими конкретно будут сделки? Какие из них эффективно распределят товары между сторонами и насколько лучше станет потребителям? Можно ответить на эти вопросы в нашем случае обмена двумя товарами между двумя лицами, используя диаграмму Эджворта (рис.16.1).

Горизонтальным осям соответствует количество товара Х, а вертикальным – количество товара Y. Длина этого прямоугольника равна 10 единицам товара Х, а его высота — 6 единицам товара Y, т. е. общим запасам к началу сделки.

Суть диаграммы – каждая точка одновременно соответствует рыночным корзинам обоих потребителей. Запасы потребителя А отсчитываются от начала координат OА, а запасы потребителя В – в обратном направлении, от начала координат ОВ. Отсчитывая по горизонтали нижней оси диаграммы слева направо, видно, что потребитель А имеет 7 единиц товара Х, по левой вертикальной оси отсчитывается 1 единица товара Y (противоположные оси соответствуют тем же товарам для потребителя B).

 

6Y   2Y 1Y
4X 3X ОВ

             
  4Y 5Y 6Y

                   
                   
          В -1X      
        +1Y    
          А    

OА 6X 7X 10X

Рис. 16.1. Обмен в диаграмме Эджворта

 

Точке А соответствует комбинация 7Х, 1Y (потребителя А) и 3X, 5Y (потребителя В). Можно видеть результат сделки потребителей: оба они «переместились» в точку В, которая представляет собой рыночную корзину потребителей после взаимовыгодной сделки.

Этот обмен улучшил положение обоих потребителей, но является ли точка В при этом эффективным распределением? Все зависит от того, совпадают ли их MRS в этой точке. Это зависит от формы их кривых безразличия. На рис. 16.2 показано несколько кривых безразличия для этих потребителей.

 

10Х ОВ

6Y

 
 


U1B

U2B

U3B

D

C

U3A

В

U2A

А U1A

 

6Y

ОА 10Х

Рис.16.2. Эффективность в обмене (распределении)

 

Кривые потребителя А изображены привычным образом, поскольку его товары отсчитываются от начала координат OА. Для потребителя В они повернуты на 180°, так что им соответствует начало координат в правом верхнем углу диаграммы.

Через начальное распределение в точке А проходят кривые безразличия U1A и U1B. MRS потребителей соответствуют наклону кривых безразличия в точке А (у потребителя А угол наклона равен , у потребителя В – 3. Внутренний участок диаграммы между этими кривыми по своему смыслу соответствует всем возможным вариантам распределения товаров, которые обеспечивают потребителям более предпочтительное состояние, чем в точке А. Другими словами, он описывает все возможные взаимовыгодные сделки между ними. Любой обмен, перемещающий распределение товаров за пределы этого участка, ухудшит положение одного из потребителей, и потому он просто не произойдет.

Согласно рис.16.1 передвижение из точки А в точку В было взаимовыгодным. Но согласно рис. 16.2 точка В не является эффективной, так как в ней пересекаются кривые U2A и U2B. А это значит, что MRS потребителей неодинаковы и такое распределение товаров неэффективно. Тем самым иллюстрируется важное положение: если обмен при неэффективном начальном распределении улучшает состояние обоих лиц, то новое распределение не обязательно эффективно.

Допустим, что в точке В происходит дополнительная сделка, при которой потребитель А обменивает еще одну единицу товара Х, чтобы получить единицу товара Y, а потребитель Б совершает обратный обмен. Точка С дает новое распределение, и в ней MRS обоих потребителей совпадают, так как кривые безразличия касаются в этой точке. Следовательно, одному потребителю уже не может стать лучше без ухудшения положения другого, поэтому точка С соответствует эффективному распределению.

Очевидно, что точка С не является единственно возможным результатом обмена между потребителями. Взаимовыгодные сделки могут передвинуть их в любую точку внутри рассматриваемого участка. Если предпринять все взаимовыгодные сделки, то будет достигнуто эффективное распределение. Например, сделка может передвинуть распределение из точки А в точку D, где кривая безразличия U3A касается кривой U1B. При этом потребитель В не ухудшит свое положение относительно исходной точки А, но потребитель А значительно улучшит свое состояние. И поскольку дальнейшие сделки невозможны, точка D является эффективным распределением. Однако потребитель В предпочел бы точку С, а не D, так как она соответствует большему уровню полезности.

Оба эти распределения – точки С и D – эффективны, и ни одному из них не может быть отдано предпочтение. Предсказать конечное распределение процесса обмена довольно трудно, потому что оно зависит от умения данных потребителей заключать торговые сделки.

Итак, чтобы найти все возможные эффективные распределения товаров между потребителями, нужно выделить все точки взаимного касания их кривых безразличия. На рис.16.3 изображена кривая, проведенная через все эти эффективные распределения; она называется кривой контрактов.

Кривая контрактов показывает все распределения, после которых невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки. Такие распределения называют Парето-эффективными (В. Парето (1848-1923) развивал концепцию эффективности обмена). Распределение является Парето-эффективным, если товары нельзя перераспределить так, чтобы улучшить чье-либо состояние без ухудшения состояния кого-либо другого. На рис.16.3 три распределения, обозначенные Е, F и G, Парето-эффективны, хотя каждое включает различные наборы товаров.

ОВ

 
 

 


 

G

F

Е

 

ОА

Рис.16.3. Кривая контрактов

 

Очевидно, если была выбрана некоторая точка на этой кривой, например Е, то уже нет иной возможности перейти к другой точке на ней, например F, кроме как сделав хуже одному из потребителей (в нашем случае – потребителю В). В результате не ясно, какая же из множества взаимовыгодных сделок является наилучшей для обоих потребителей одновременно.

Для экономической системы существует множество точек эффективного распределения. Они образуют кривую потребительских возможностей (границу возможных полезностей), которая показывает, как получаемая потребителем полезность изменяется при всех возможных вариантах распределения (рис.16.4).

 
 


UY

 
 


UX

Рис.16.4. Кривая потребительских возможностей

 

Каждая точка на ней соответствует эффективному распределению продукта и ресурсов. Как показано в предыдущих темах, только конкурентный рынок способен обеспечить такую эффективность. Все другие модели модифицируют конкурентный механизм распределения, что приводит к недоиспользованию ресурсов и завышению цен на продукцию.

Понятие Парето-эффективности может быть достаточно продуктивным: нужно только дополнить предполагаемое изменение так, чтобы комбинированное нововведение было бы лучше для одних экономических агентов и не стало хуже для других. Например, если бы отмена ограничений на импорт какого-либо товара произошла одновременно с ослаблением налогов на местных производителей этого товара и введением субсидий на трудоустройство работников этой отрасли, то отечественным потребителям стало бы лучше (снижение цен, больше выбор), а отечественным товаропроизводителям не стало бы хуже. В результате эффективность может повыситься в сравнении с ситуацией, если просто отменить ограничения на импорт.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие рыночного равновесия, его анализ | Эффективность в производственной сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.