Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория эмоций Б.Спинозы




ЭМОЦИИ

 

Эмоции – психическое отражение (в форме непосредственного пристального переживания) к потребностям субъекта.

Виды эмоциональных явлений:

  1. Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое ярко выраженными двигательными проявлениями и физиологическими изменениями.
  2. Собственно эмоция (или ситуативная э.) – э., отражающая ситуативное значение явления (объекта, события) в конкретных сложившихся условиях.
  3. Чувство – относительно устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-либо объекту (эмоциональная константа)
  4. Настроение – сравнительно устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека.

 

Переживание – форма данности оценки объекта (эмоции) человеку или животному.

Ф-ция эмоции – оценка объекта с точки зрения того что живому существу надо.

Э. это самая примитивная форма отражения в кот дается оценка отражаемого (хорошо для меня или плохо, полезно или вредно)

Начальная дифференциация – хороший плохой.

Любая эмоция включает след компоненты:

  1. субъективное переживание – то как э. дана живому сущ
  2. физиологические сдвиги, изменения – эволюционное значение. нет эмоций кот не затрагивают организм.
  3. различная экспрессия – мимика, пантомимика – это то, как э. выражается. То что живое сущ сообщает своим сородичам.
  4. побуждение к действию (не обязательно оно будет реализовано), многие авторы считают что э. обладает побуждающей ф-цией.

 

Любая э. может быть осознана и это путь к познанию своего мотива.

Проблемы осознания:

  1. Аффект развивается слишком быстро,
  2. Ситуативная э. – можно контролировать, можно определить знак эмоции, но можно ошибиться в качестве – не верно идентифицировать свою эмоцию. Помогут знание ситуации, физиологические сдвиги, мимика и вообще обратная связь от окружающих. Предмет конкретен.
  3. Чувство может быть неосознаваемо на первых этапах. Но как правильно рано или поздно о них человек догадывается. Предмет конкретен, он размечается эмоцией.
  4. Настроение – предмет обобщен, множественен, это обобщенная эмоциональная оценка всего что происходит с человеком, он вообще оценивает все происходящее в данный момент. Поэтому причину настроения познать сложно и люди ошибочно путают повод и причину.

 

Некоторые теории рассматривают только отдельные виды э.явлений.

 

Аффекты имеют все компоненты э. чрезмерно выраженными и когда встает задача диагностики аффекта, ориентируются на все эти показатели. Субъективные переживания бурно выражены. Короткая фаза подготовки (только здесь можно затормозить э.), затем фаза взрыва, фаза истощения. В случае афф. человек потом сожалеет о произошедшем, это непроизвольное действие, нет возможности получить свое внутреннее одобрение, оценить последствия. Диагностика аффекта очень важна. В состоянии аффекта сознание сужается до размеров аффектогеного предмета. Затем наблюдается частичная амнезия. Ощущение времени изменяется – время замедляется, все действия видятся как растянутые, как в замедленной съемке. Это сильная физиологическая встряска организма – поэтому потом наступает истощение, человек после афф. не сопротивляется, может заснуть. Важный показатель – действия. Они импульсивны, не запланированы, вообще планирование невозможно, преступления в состоянии афф. неподготовлены, примитивны, часто выглядят смешно и неконструктивно – средства для действия не могут быть подготовлены, идет в ход все что под рукой (если сбегал за ружьем – это уже не аффект). Хорошо сохраняются только операции, автоматизированные навыки.

Это эволюционный механизм – когда живое сущ. не может выстраивать сложное поведение, оно переходит к примитивному поведению, актуализируются механизмы, позволяющие найти выходы в безвыходной ситуации, это разрядка напряжения.

Одна из ф-ций аффекта – создание определенного эмоционального опыта – аффективный след (или аффективный комплекс), воспоминание о пережитой ситуации. Это воспоминание целостно, включает объединение всех пережитых эмоций.

Диагностика аффективных следов:

1) ассоциативный эксперимент – похоже на метод свободных ассоциаций: даем ряд стимулов (слов), часть нейтральных, часть эмоциогенных. От человека требуется отвечать на это слово другим, первым пришедшим в голову словом.

  1. Сморим во-первых на то что нам говорят, какой характер реакции наблюдается.
  2. Во-вторых важный показатель – латентное время реакции. Если на потенционально эмоциогенные слова сильно отличается от времени на нейтральные слова – показатель.
  3. нарушение инструкций (овечает фразами и т.п.)
  4. персеверации (одним и тем же словом отвечает на разные стимулы)

 

Лурия – предложил метод сопряженных моторных реакций.

Модифицировал обычный ассоциативный эксперимент: вырабатывал у испытуемых условный рефлекс нажатия на кнопку после выполнения действия. Когда эта тенденция была выработана – проводился эксперимент (когда давались нейтральные и контрольные стимулы). При этом нажатие регистрировалось и мельчайшие позывы к нажатию на контрольные стимулы тоже регистрировались их чего можно понять действительную реакцию.

 

2) полиграф (детектор лжи). «поли» - множественная запись.

Метод объективной регистрации изменений в организме. При предъявлении какого-то эмоциогеного материала можно фиксировать эти изменения.

Все предыдущие принципы оценки физиологических изменений исходили из логики: человек врет, следовательно он волнуется, а раз он волнуется – у него меняется физиология. Но человек может волноваться просто от эксперимент, а есть лжецы которые совершенно спокойно врут.

Сейчас замеряют эмоции. Делаются сначала замеры фоновых показателей – ответы на фоновые нейтральные вопросы. Замеряют напряжение, физиологические изменения. Затем вперемешку дают контрольные стимулы и смотрится изменение физиологических стимулов. Оценивается значимость различия. С сер. 50-х годов детектор не используется как доказательство в суде, а может использоваться только на этапе расследования.

 

Свойства эмоций:

  1. предметность – любая эмоция это оценка чего-либо, это отражение события, ситуации и т.п.
  2. контагиозность – заразительнось. Э. могут передаваться от чел к чел непосредственно. Люди могут заражать др др эмоциями.
  3. инерционность – э. не проходят сразу и мгновенно, некоторое время тянутся, есть эмоциональный след.
  4. амбивалентность – способность людей испытывать в один и тот же момент противоположные по знаку эмоции. Нр чувства и ситуативная эмоция. Но может быть и 2 ситуативные противоположные в одно время. Как две стороны одной медали.
  5. идеаторный характер – предвосхищение. Т.е. э. могут оценивать не только текущие события, но и события кот еще не случились. Нр когда дети просят рассказать одну и ту же сказку, зная хороший конец – происходит сдвиг эмоций: сначала э. после события, затем э. сопровождают событие, потом предвосхищают. (при многократном прочтении)
  6. кумулятивность (способность к суммации). Типа «день не задался» и по итогу в конце дня срыв на ерунду.
  7. способность к обобщению и коммуникации. Встречая похожие предметы подводим под обобщенную категорию. То же действует и для эмоций. Дети учатся обобщать эмоции. Отсюда способность сообщать о своих э. и понимать чужие через слова.

 

Типы теорий:

  1. базовых эмоций – все многообразие э. можно свести к нескольким базовым, основным. Т.е. есть далее не сводимые базовые э., а все остальные – производные.
  2. параметральные теории э. – упорядочивают все многообразие э. как точки в пространстве. Мерность пространств задается осями. Нр Вундт: пространство эмоций имеет три оси: 1. удовольствие-неудовольствие, 2. возбуждение-успокоение, 3. напряжение – разрядка. Сделал такие выводы в экспериментах с метрономом.

 

2013-04-09

Философия Спинозы – монеитическая, в основе всего сущего лежит единая субстанция природа или Бог. Это не персонифицированный Бог а природа с ее закономерностями. Сущ универсальные законы, по кот существует вся вселенная. Субстанция – универсальная сущность. Наше чувственное познание имеет дело только с отдельными модусами – единицами проявления этой единой субстанции. Субстанция – причина самой себя, она все порождает и объясняет. Субстанция эта вечная и неизменная. У нее есть атрибуты, их бесконечное число, человеку доступны только 2 – мышление и протяженность. Мы видим физические вещи, в этом проявляется атрибут протяженность. А то что любая вещь способна к познанию (мышлением обладает любое проявления субстанции) – это проявление мышления. Эти 2 свойства никак не влияют друг на друга. Проблема места души в мире – поскольку мышление и протяж 2 независимых св-ва, то ни душа не влияет на тело ни наоборот. Как 2 свойства мяча: круглый и красный. То есть есть лишь предустановленная гармония. Большое отличие в онтологии по сравнению с учителем декартом, кот был дуалист. 17 век – критерием научности было соответствие механике и математике. Детерминизм Спинозы – все объясняется движением и взаимодействием тел. Понятие Бога нужно не только чтобы объяснить законы природы, но и для того чтобы объяснить первотолчок – первое сообщение движения. Вся природа – механич движение, передача механич энергии. Случайность отрицает, все закономерно, причинный детерминизм в механистической разновидности. Свое учение об этике строит на этих основаниях, придает своим рассуждениям математический контекст.

Учение о человеческих аффектах строит как философское, как часть этического учения. Аффекты в данном контексте – эмоции, чувства вообще, т.е. гировая область эмоциональных явлений.

Изначально исходит из постулата что всякая вещь стремится пребывать в своем существовании. То есть существовать как можно дольше. Соответственно исходя из этого он объясняет появление аффектов. Эмоции нужны чтобы живое существо могло продолжать свое существование. Эти знания выводит геометрическим путем, исходит из того что наша жизнь тоже часть природы, а значит существует строго по определенным законам.

Под аффектами понимает состояния тела которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.

Здесь и атрибут протяженности и атрибут представления об отражаемом объекте. В эмоции есть идея и состояние тела.

Аффекты все можно разделить на положительные и отрицательные. Они увеличивают способность тела к действию а души к мышлению. Отрицательные – наоборот.

Отрицательные – сигнал о том что мотив не реализовался.

В рамках одного и того же тела соотношение атрибутов:

ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому.

Условия возникновения эмоций:

Желание, удовольствие и неудовольствие – базовые аффекты. Удовольствие такое состояние через которое душа переходит к большему совершенству.

Все остальное выводится из этих базовых.

Условие возникновения аффектов – любое изменение в условиях существования.

Рассматривает эмоции в динамике.

Три принципа образования новых аффектов из этих базовых:

1. изменение представлений об изменении условий, познание причины.

2. сопереживание

3. ассоциативная связь – а) ассоциации по??? б)ассоциации по сходству

 

Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.

 

Панэмоционализм – идея что эмоция присутствует в любом психическом образовании. Число объектов эмоций бесконечно. Признание механизма эмоционального обусловливания – основа панэмоционализма Спинозы (перед теоремой 15)

Разнообразие эффектов:

Выход за рамки актуального взаимодействия с предметом: эмоции на предмет прошлый или будущий (перед 18)

Со временем начинает описывать эмоции которые здесь и сейчас не присутствуют, оцениваем прошлое и будущее.

Выход за рамки реального взаимодействия с предметом в план воображаемого: эмоции в воображаемый предмет (Т19)

Введение отношений с другими в круг предметов эмоции: эмоции, порождаемые эмоциями другого (Т21)

Введение самого себя в круг эмоциогенных предметов (?)

Введение в круг эмоциогенных предметов эмоций других людей (Т30)

Триада: эмоции на эмоции другого по отношению к третьему лицу (Т35)

Амбивалентность эмоций (п.17)

О зависливой и честолюбивой природе людей и об их сострадательной природе

Схолии к теореме 21, 27

 

О человеческом рабстве и о силе аффектов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.