Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория дифференциальных эмоций К.Изорда




Теория базовых эмоций

В основе всех эмоций лежит 10 базовых. Эти 10 –детерминанты поведения, они означивают, оценивают происходящее, участвуют в процессе адаптации.

Побуждение и оценка слиты. Для каждой из базовых характерна своя система побуждений, каждая имеет свой нейрофизиологический компонент, нервно-мышечный (мимика) и феноменологический (переживания) компоненты.

Гипотеза обратной связи в этой теории сильно представлена. Некий внешний стимул воздействует на кору и лимбические структуры. Возникает импульс, кот передается в гипоталамус. Нейрофизиологич определяет экспрессию – то есть в этот момент определяется какое будет у человека выражение лица. далее идет обратная связь на сенсорную кору. В норме, если человек не подавляет выражение лица то в порождении эмоций участвует обратная связь – субъективное переживание эмоции это есть результат корковой интеграции обратного афферентного импульса от выражения лица. если подавляет – формируется желание как-то выразить эмоцию, но понимает что этого делать нельзя, импульс подавляется от гипоталамуса на кору. Но и в этом случае появляется переживание по причинам:

  • не всем удается подавить выражение лица (есть микроизменения, незаметные для окружающих)
  • когда есть опыт подачи соответствующих команд, импульс идет сразу на кору, исключая внешнюю петлю.

 

Базовые эмоции:

Каждая выполняет определенную адаптивную реакцию, уникальные побуждения, специфическое выражение.

  1. интерес волнения. Это повышенное внимание, любознательность, увлеченность. Мотивирует обучение, успех, выполняет ф-ции облегчает соц.жизнь, способствует формированию социальных уз людей и проч.
  2. радость. Сопровождается чувством уверенности, собственной значимости. Это побочный продукт достижений. Устанавливает эмоциональные отношения, формирует эмоциональные привязанностью включение в соц.структуру. повышает устойчивость к фрустрации. Приводит к релаксации. Защита от гонки за успехом.
  3. удивление. Мимолетное состояние. Выполняет ф-ю освобождения нервной системы от следов прежних эмоций. Направляет когнитивные процессы не что-то новое.
  4. страдание, горе, печаль. Горе – чел падает духом, одиночество, снижение контактов с другими, жалость к себе. Сплачивает людей, укрепляет семейные связи. Астенические эмоции, понижают уровень активации, замедляют психич деятельность. Позволяет оглянуться назад, переоценить что-то, интегрировать прошлый опыт. Чел вызывает сочувствие у других и получает поддержку о окружающих. Мотивационная ф-я – побуждает делать более прочные связи с другими, откликаться на проблемы других. Формирование механизмов эмпатии.
  5. гнев (5-6-7: враждебная триада, для встречи с противником и победы над ним.) – мобилизует энергию для самозащиты, подавляет страх, мобилизует, помогает даже слабому существу защищаться, мотивирует на борьбу.
  6. отвращение. Мотивирует к «избавлению от».
  7. презрение. Связано с ощ. превосходства, холодная эмоция, ведет к дегуманизации противника.
  8. страх – мобилизует человека но не к нападению а к бегству. В эволюционном отношении более полезен чем в наше время, т.к. сейчас она по большей части вредна для человека.
  9. стыд. Проявление потребности чел в соц связях. Мотивирует спрятаться, исчезнуть, чувство бездарности, собственной плохости. Нр конфуз при людях.
  10. вина. Возникает в сходных ситуациях, но включается еще собственная ответственность. Нарушение каких-то морально этических норм, правил.

 

У каждой фундаментальной эмоции уникальный паттерн переживаний, уникальная экспрессия. Из них формируются все остальные сложные эмоции. Нр тревожность: страх горе гнев и др.

 

Отечественные теории:

Теории физиологические: Анохина и Симонова.

Анохин: акцент на роли эмоции в эволюции. Эмоция – физиологич состояние организма кот имеет ярко выраженную субъективную окраску. Э. возникает для приспособления живого организма. Важная роль при адаптации. Интегральных характер эмоций:

  1. интегральность оценки в эмоции – обобщенная оценка хорошо-плохо.
  2. интеграция всех ф-ций организма. Эмоции готовят тело к действию. Они мобилизуют организм. Интегральность реагирования. Организм реагирует весь в целом.

 

Существует 2 формы существования потребности:

  1. поисковое поведение, потребность не опредмечена. Переживание беспокойства. Эта эмоция – знак существования потребности, ищущей свой предмет.
  2. этап удовлетворения потребности. Эмоции здесь нужны для того чтобы оценивать на сколько успешно удовлетворилась потребность. Для этого существует сложный механизм в организме: до того как потребность удовлетворилась формируется эталон каким должно быть поведение, механизм оценки на сколько будет удовлетворена потребность: акцептор действия. Оценка будущего действия. Там заложены результаты действия, параметры и проч. Когда он сформируется – идет эфферентный импульс в мышцы. Когда действие осуществится включается механизм оценки успешности, формируется афферентный сигнал. Определенные результаты презентируются в акцептор действия. Афферентный интеграл сличается с параметрами и эмоция возникает как результат сличения – если совпали то положительная, не совпали – отрицательная. Эмоция закрепляет правильность какого-то действия. Либо снова формируется новая система команд для коррекции.

 

Тория Симонова:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.